Библиографическое описание:

Дорохова И. А., Трифонова Н. Р., Ломакина С. Ю. Метод моделирования как способ обучения дошкольников сочинению сказок [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 59-62.

 

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить — это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка. Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать речевое творчество детей дошкольного возраста.

Целью нашей работы является последовательное развитие речевого творчества детей дошкольного возраста, а систематически организованная работа по обучению детей сочинению сказок с использованием метода наглядного моделирования, несомненно, способствует развитию речевого творчества дошкольников.

Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Д. Родари и легла в основу его знаменитого пособия для детей «Грамматика фантазии». Используя сказочную тематику, Д. Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития воображения, которые впоследствии были расширены и модифицированы педагогами-новаторами.

Опорное моделирование — довольно распространенный прием в обучении. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать (видоизменить) его, экспериментировать с ним.

Вариант 1. «Символизация». Рассказывая детям сказку, мы стараемся сопровождать повествование условными картинками-символами. Например, в сказке «Теремок» можно использовать буквы-зверушки.

теремок

лиса

волк

заяц

 

лягушка

мышка

медведь

 

 

Вместо букв могут быть использованы цветные геометрические фигуры, обозначающие тот или иной персонаж, или любые другие условные символы. Например, к сказке «Золушка» условные обозначения могут выглядеть так, как они изображены на этом рисунке:

дом

дворец

Золушка

принц

 

В дальнейшем дети самостоятельно могут рассказывать сказки по моделям опорным моделям и составлять схемы-модели сюжетов. По готовым схемам можно придумывать и новые сказки, варьируя последовательность сюжетной линии, добавляя героев, изменяя место действия.

Вариант 2. Карты Проппа. Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Согласно системе Проппа, этих функций 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. В некоторых случаях нарушается и строгая функциональная последовательность — возможны перескоки, добавления, синтез, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные события.

Основных, главных функций, Пропп выделил 20. Именно они и используются в работе с детьми при составлении сказок.

Джанни Родари отмечает, что «преимущества карт Проппа очевидны, каждая из них — целый срез сказочного мира. Каждая функция изобилует перекличками с собственным миром ребенка» [1, с. 29]. Прочитав слово «запрет», он тотчас же ассоциирует его со своим личным опытом — с разного рода запретами, с которыми ему приходилось встречаться в жизни. Но в запрете есть и положительная сторона — знакомство с правилами: так — можно, так — нельзя. Именно в этом заключается начало осознания ребенком границ своей свободы, определяемых жизнью и обществом». То есть каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе и в окружающем его мире людей. Целесообразность использования карт Проппа состоит в том, что:

  1.      Наглядность и красочность их исполнения позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее использовать ее при сочинении сказок.
  2.      Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, а, следовательно, у него интенсивнее развивается абстрактное, логическое мышление.
  3.      Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.
  4.      Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, мы организуем так называемые «подготовительные» игры, в процессе которых ребята ознакомятся со всеми сказочными функциями [3, с. 17]:

а) «Чудеса в решете». В процессе этой игры дети выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращение, волшебство (волшебные слова, предметы и их действие).

б) «Кто на свете злее всех?» Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируют положительных героев). Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких персонажей, какова их роль в развитии сюжета, фабулы произведения.

в) «Заветные слова». В процессе этой игры ребята осуществляют попытку вычленить самые действенные, значимые слова в сказке. Это могут быть как волшебные слова, сказочные приговоры, так и слова, несущие основную смысловую нагрузку. Например, рассуждения героя о своих поступках, которые позволяют ему не только оценить происходящее, но и свою роль в этом, то есть самоопределиться и осуществить положительное самопреобразование (в сказке это обычно раскаяние ложного героя, отказ от ложных идей и ценностей и следующее за ним стремление к самосовершенствованию).

г) «Что в дороге пригодится?» На основе анализа волшебных сказочных предметов (описание внешнего вида, выявление функции, свойств), помогающих героям одолеть врага, разрешить проблемную ситуацию (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т. п.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет, если он начнет выполнять не свойственные ему ранее функции.

ж) «Хороший-плохой». В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы?

Знакомство с картами должно происходить постепенно, в определенной логической, смысловой последовательности и подчиняться ряду требований.

  1.                Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы с ними, выполнены нами в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем мы пользуемся картами с довольно сжатым схематичным изображением каждой функции (см. ниже). Изготавливая карты-опоры, стараемся выбрать для обозначения функции такой символ, который был бы понятен детям, или вместе с ними оговариваем каждое изображение. Символы, придуманные самими ребятами, организуют запоминание, и осознание их протекает более продуктивно.

Запрет или предписание

Нарушение

Вредительство

Отъезд героя

 

Задача

Сверхъестественные свойства антигероя

Борьба

Появление героя

Трудные испытания

Ликвидация беды

 

 

Изобличение ложного героя

Наказание ложного героя

Свадьба

 

 

 

 

  1.      Воспроизведение знакомой сказки, смысловое соотнесение с определенной функцией. Прочитав и разделив сказку на смысловые части, обсуждаем каждую их них с ребятами, даем ей название. Если предложено несколько названий, близких по смыслу, то выбираем самое точное, емкое. Ведь дать правильное название — значит расшифровать информацию, которую впоследствии можно «спрятать» в карте при помощи изобразительных средств. Таким образом, ребята могут соотнести между собой две знакомые системы: речевую и графическую. Все это позволит детям исподволь подойти к пониманию того, что сказка — это гибкое образование, состоящее из элементов, имеющих право изменяться в зависимости от воли сочинителя, и что сказочником может быть и сам ребенок.
  2.      Совместный поиск и нахождение обозначенных функций во вновь предлагаемых для прослушивания сказках. Читая детям новую, незнакомую сказку, на протяжении одного занятия нужно использовать не более 3–5 карт-функций, в противном случае у ребят пропадает интерес или наступает переутомление.
  3.      Самостоятельный поиск функций детьми сначала на материале знакомых, затем новых сказок.
  4.      Целостное освоение сказочных функций. Дети, используя весь комплект карт, последовательно воспроизводят развитие сказочного сюжета.
  5.      Сочинение сказок. Начинать придумывать сказки лучше всего коллективно и используя ограниченный набор карт, тогда работа будет более продуктивной. Постепенно для сказки добавляется по 3–4 дополнительные карты и так до тех пор, пока не будет задействован весь набор. Когда ребята освоили придумывание сказок по порядку функций, можно приступать к сочинению вслепую, то есть, вытаскивая наугад любую карту из перевернутой вниз изображением колоды. Это — уже более сложная задача, но дети справляются с ней достаточно быстро. Содержание придуманной сказки ребята при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков.
  6.      Работа с индивидуальным набором карт. Каждый ребенок получает (или изготавливает дома с родителями) собственный комплект карт и работает с ним по своему усмотрению — придумывает новое произведение или модифицирует знакомое. Вначале детям можно предлагать готовое название сказки (например, «Сказка про огурчик»), оговорить с ними место действия и количество персонажей — такой прием облегчает самостоятельное литературное творчество в период его освоения.

После этого деятельность детей приобретает полную самостоятельность — они сами придумывают название, место действия, героев и определяют их количество, смысловую нагрузку, наделяя каждого из них соответствующими нравственными качествами, образными характеристиками.

В дальнейшем варианты работы с картами Проппа по придумыванию сказочных сюжетов могут быть самые различные: сочинение по очереди, группами, с конца, с середины; использование карт по порядку, через одну, наугад, по определенному количеству; деление сказки на смысловые части (приговор, завязка, конфликт); выбор главного героя; модификация знакомой сказки за счет ограничения или увеличения используемых функций — именно здесь и открывается творческий потенциал каждого ребенка, и не просто открывается, но и реализуется, приобретая реальные формы выражения.

Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.

 

Литература:

 

  1.      Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет по программе «Радуга». — М.: Просвещение, 2009–159 с.
  2.      Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебное пособие.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.
  3.      Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. — М.: Просвещение,1989–127с.
  4.      Развитиевоображениядетей. Популярное пособие для родителей и педагогов.... [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов /Л. Ю. Субботина. — Ярославль: Академияразвития,1997.
  5.      Фесюкова Л. Б. Воспитаниесказкой: для работы с детьми дошкольноговозраста. — М.: Фолио аст,2000. — 464 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle