Как рассказывать сказку детям дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 20.10.2016

Статья просмотрена: 3628 раз

Библиографическое описание:

Короткая, М. В. Как рассказывать сказку детям дошкольного возраста / М. В. Короткая. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 134-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11212/ (дата обращения: 19.04.2024).



Сказка представляет собой особый род реальности, который воссоздается автором, рассказчиком, читателем и слушателем способен в этот момент конструировать жизненные смыслы на эмоциональном и ценностном уровне. В ней все необычно и все возможно. Через сказку ребенок получает представление о добре и зле, о ценностях материальных и духовных, о жизни как свершении самых дерзновенных мечтаний во имя любви и правды. Сказка — великая сила, но ребенка нужно учить вдумчиво слушать и читать ее. Полезно знакомить ребенка с вариантами сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. У них могут появиться и свои собственные придуманные варианты сказок. Читать и рассказывать сказки надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Как же рассказывать сказку детям? Главное условие — эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. Есть правила, которые сделают чтение вслух увлекательным.

1 правило: Покажите ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Когда вы читаете детям не бубните себе под нос, как бы отбывая надоевшую повинность. Ребенок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2 правило: Демонстрируйте детям уважение к книге. Приучайте аккуратно обращаться с книгой. Рассматривать её желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перелистывать страницы.

3 правило: Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с детьми. Таким образом, ребенок- слушатель чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него ваше чтение. Можно заметить, какое место в сказке больше всего интересует ребенка, это позволит полнее реализовать функцию художественного произведения.

4 правило: Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Он наслаждается напевностью повествования, ритмом стиха. Роль рассказчика при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. От взрослого требуются психологические способности, чтобы вовремя и точно определить какого ребенка назначить на ту или иную роль, где остановить сказку и дать возможность детям рассуждать по поводу услышанного или предложить, что случится с героями дальше.

5 правило: Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо, старайтесь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.

6 правило: Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Если вы читаете ребенку на ночь, следите, чтобы у сказки был счастливый конец.

7 правило: Читайте сказки ребенку всегда, когда он хочет их слушать.

8 правило: Каждый день читайте вслух, сделайте из этого семейный ритуал. Совместное чтение непременно продолжайте и тогда, когда ребенок научиться читать самостоятельно.

9 правило: Позволяйте ребенку самому выбирать книгу.

10 правило: С раннего возраста ребенка необходимо подбирать свою личную библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей.

11 правило: Читайте и пересказывайте ребенку книги, которые вам нравились в детстве.

12 правило: Привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое, не отрывайте от чтения или рассматривания. Используя любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.

13 правило: Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

14 правило: Сказки очень важны для развития и воспитания детей. Важно, чтобы родители подбирали сказки по возрасту и развитию своих детей. Читать сказки необходимо в соответствии с возрастом ребенка. Начиная с двухлетнего возраста можно прочесть ребенку сказки с более сложным сюжетом. Например, «Заяц и лиса», «Теремок», и тому подобные. Детям старше 3-х лет рассказывайте сказки, где наряду с животными присутствуют люди. Это сказки «Маша и медведь», «Кот в сапогах», «Гуси-лебеди» и другие. Сказки, где присутствуют персонажи волшебники и колдуны, лучше начинать читать после 5-летнего возраста. У детей до пяти лет преобладает логическое мышление, они действительно верят в чудеса. Для детей старше пяти лет полезны сказки «Снежная королева», «Русалочка», «Двенадцать месяцев», «Щелкунчик» и другие. Маленьким детям лучше читать русские народные сказки, так как они учат ребенка доброте и сочувствию.

15 правило: Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка.

16 правило: Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку — рассказывайте. Следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребенок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать еще и еще раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи.

17 правило: В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.

18 правило: Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.

19 правило: Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесёт никакой пользы. Взаимное чтение книг должно приносить максимум удовольствия, а не быть непосильной ношей.

20 правило: Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет 15–20 минут подряд и т. д. Хотим заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности вашего ребёнка.

21 правило: Выбирая сказки для чтения, ориентируйтесь на предпочтения вашего ребёнка.

22 правило. Не выбирайте страшных сказок, будоражащих воображение.

23 правило. Рекомендуется чтение обоими родителями, что способствует становлению тесного душевного контакта ребёнка как с мамой, так и с папой.

24 правило. Не заменяйте живое чтение «сухими безжизненными» аудиокнигами.

25 правило. Обыгрывайте впечатления, полученные детьми при слушании сказки. Дайте им возможность действовать и выразить свои эмоции и чувства, отношение к прослушанному. Для этого можно предложить детям игру-беседу с куклами — персонажами. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие сказки, тем интереснее детские рисунки. Поэтому детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки содержит много информации. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства выразительности и т. д. можно узнать, каким представляют себе дети то или иной сказочный персонаж, кто из героев сказки вызвал у них наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех, почему.

Благодаря этому сказка, услышанная детьми из уст взрослых может стать мощным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, источником новых художественных впечатлений детей.

Обыгрывание прослушанных детьми сказок может проходить в нескольких вариантах.

1 вариант: игра — рисование по следам прочитанного. Однако сразу начать рисовать практически невозможно: обилие впечатлений мешает детям сосредоточиться. Поэтому сначала просто попросить нарисовать любимого героя или понравившийся эпизод из сказки, затем поинтересоваться, что здесь происходит. «Что он чувствует?» — может спросить дальше и предложить детям подобрать мимическую схему для персонажей в конкретной ситуации. Рисунок показывает предысторию возникновения чувств, благодаря отношений между героями и окружающим, которое, как правило, передается в динамике, движении. Поэтому детям предлагается определить характер движения персонажа, ориентируясь на вопросы: Что делает персонаж? Что персонаж хочет сделать? Пока дети рисуют, взрослый комментирует не только действия детей, но и начинает с ними разговор от лица героя на рисунке. Постепенно ребенок вовлекается в диалог.

2 вариант: игра — драматизация по сюжету сказки. Рассказывание сказки, с помощью пальчикового или перчаточного театра, разыгрывание сказки по ролям. Игра — драматизация с превращением ребенка в изображаемых героев, формулированием собственного отношения к сказки и героям на основе — сочинением продолжения сказки.

3 вариант: музыкальная сказка в которой дети не только с помощью шумовых инструментов, но самое главное, проговаривая звуки Баба‐Яга летит» ж‐ж‐ж», листочки шуршат‐ «ш‐ш‐ ш», идет Кот по болоту «Чоп‐Чоп», волки завыли «у‐у‐у», речка бежит «с‐с‐с».

3 вариант: занятие с использованием дидактической игры.

Занятие состоит из трех частей:

– Вводная часть может проводится со всеми детьми или индивидуально

– Основная часть — это работа с дидактическим материалом. Естественно, что на самом занятии по обыгрывании сказки детям помогает и рассуждать, и формировать собственное мнение взрослый. Важно помочь детям осознать собственное мнение и отношение к добру и злу, к поступкам героев и сформировать умение и желание поступать, как положительные герои. Можно моделировать отдельные ситуации в реальной жизни детей в детском саду и дома: чаепитие, хождение в гости с «героями» сказки.

– Заключительная часть. Подведение итогов и выражение собственного отношения к происходящему в виде рисунков, поделок из глины и пластилина, природного материала, придумывание продолжения сказки.

В схеме подобных занятий внимание уделяется на воспитательную функцию сказки.

Эффект от вхождения, погружения ребенка в сказку усиливается эмоциональностью и ритмичностью сказочных событий. Во многих сказках есть места, где обыгрывается переход из одного пространства в времени в другое. Эти переходы напоминают игру и живо воспринимаются детьми. Для детей это — переход к другому уровню восприятия жизненной ситуации и новой игровой роли, который формирует потребности отразить свое восприятие сказочных событий в игре, сюжетно–ролевой, театральной. Появляется связь между сказкой и реальностью, помогающая ребенку войти в жизнь, имея опыт познания, переживания и преобразования человеческих взаимоотношений и представлений о том, кто он есть в этом мире и кем хочет быть. Это означает, что он перенесет в реальность опыт приобретенный в ходе слушания и разыгрывания сказки, позволяющий ему стать взрослым.

Литература:

  1. Н. В. Микляева, С. Н. Толстикова, Н. П. Целикина «Сказкотерапия в ДОУ и семье». Методическое пособие. Москва творческий центр сфера — 2010
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, правило, чтение, ваш ребенок, внимание детей, время чтения, собственное мнение, собственное отношение, Чоп.

Похожие статьи

Роль книги в развитии ребенка | Статья в журнале «Образование...»

Во время чтения концентрация увеличивается, и ребенок учится слушать, что другой говорит.

Если малышу нравится та или иная книга, он обязательно прочтет ее до конца, развивая и собственное воображение, и свою усидчивость.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

Решение проблемы чтения. Рекомендации и советы

ребенок, книга, чтение, ваш ребенок, член семьи, совместное чтение, произведение, малыш, время, библиотека. Похожие статьи. Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии...

«Как привить любовь к чтению» – методические рекомендации...

Даже умеющий бегло и правильно читать ребенок категорически отказывается делать это сверх школьной программы.

Отложите ее на время. Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для ребенка — вы сами.

Совершенствование навыков чтения ребенка в условиях семьи...

Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, чтение, скорость чтения, упражнение, книга, минута, осознанное чтение, интерес, родитель, вид чтения.

Современные формы работы с родителями по приобщению...

семейное чтение, книга, ребенок, семья, совместное чтение, детская литература, литература, время чтения, современный этап развития интереса, особый социальный институт. Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств...

Семейное «чтение-общение» создает основу для обмена мнениями, между ребенком и взрослым, служит поводом для передачи столь необходимого опыта от старшего поколения младшему.

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

В процессе чтения внимание детей дошкольников должно быть привлечено к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов.

Роль книги в жизни ребёнка | Статья в сборнике международной...

книга, ваш ребенок, чтение, ребенок, просмотр телевизора, родитель, родной язык, процесс чтения, взрослый, библиотека.

Похожие статьи

Роль книги в развитии ребенка | Статья в журнале «Образование...»

Во время чтения концентрация увеличивается, и ребенок учится слушать, что другой говорит.

Если малышу нравится та или иная книга, он обязательно прочтет ее до конца, развивая и собственное воображение, и свою усидчивость.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

Решение проблемы чтения. Рекомендации и советы

ребенок, книга, чтение, ваш ребенок, член семьи, совместное чтение, произведение, малыш, время, библиотека. Похожие статьи. Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии...

«Как привить любовь к чтению» – методические рекомендации...

Даже умеющий бегло и правильно читать ребенок категорически отказывается делать это сверх школьной программы.

Отложите ее на время. Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для ребенка — вы сами.

Совершенствование навыков чтения ребенка в условиях семьи...

Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, чтение, скорость чтения, упражнение, книга, минута, осознанное чтение, интерес, родитель, вид чтения.

Современные формы работы с родителями по приобщению...

семейное чтение, книга, ребенок, семья, совместное чтение, детская литература, литература, время чтения, современный этап развития интереса, особый социальный институт. Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств...

Семейное «чтение-общение» создает основу для обмена мнениями, между ребенком и взрослым, служит поводом для передачи столь необходимого опыта от старшего поколения младшему.

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

В процессе чтения внимание детей дошкольников должно быть привлечено к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов.

Роль книги в жизни ребёнка | Статья в сборнике международной...

книга, ваш ребенок, чтение, ребенок, просмотр телевизора, родитель, родной язык, процесс чтения, взрослый, библиотека.