Библиографическое описание:

Паршутина С. В. Деятельность ресурсного центра по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 185-188.



 

В течение последних лет в муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом детского творчества» города Тулы функционирует ресурсный центр по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), который предоставляет возможность педагогам города, области ознакомиться с уникальным опытом работы учреждения. Специфика образовательно-воспитательного процесса заключается в нестандартном подходе к обучающимся, который формировался многие годы, опирался на плодотворный опыт работы педагогических работников учреждения. Выполняя образовательно-воспитательные функции, педагогический процесс предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и возможностей, получение допрофессионального образования, оказывающего огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Сотрудничество педагогов, воспитанников, родителей позволяет получить детям заряд творческой энергии, положительное эмоциональное здоровье, получить определённые знания, умения, навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Программа деятельности ресурсного центра предусматривает решение оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач посредством взаимодействия всего педагогического коллектива учреждения, детей и родителей. Активное использование в работе здоровьесберегающих технологий влечёт за собой только положительные ожидаемые результаты. Ресурсный центр предлагает рассмотреть накопленный обобщённый опыт педагогической деятельности в учреждении по приоритетным направлениям:

          программно-методическое обеспечение;

          практический педагогический опыт по работе с детьми-инвалидами;

          информационные ресурсы;

          научно-педагогическая деятельность, реализация различных проектов;

          ведение документации, сопровождающей образовательно- воспитательный процесс;

          ознакомление с авторскими методиками, программами.

Целью деятельности ресурсного центра является содействие реализации проекта по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщения и распространения положительного опыта в образовательные учреждения города. Основными задачами являются:

          обобщение и распространение позитивного опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

          оказание научно-методической поддержки педагогическим, руководящим работникам других образовательных учреждений города и области во внедрение в практику их работы передовых образовательных технологий и новых форм организации образовательно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования;

          участие в деятельности муниципальных общественных советов;

          организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений города по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;

          повышение профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников, в том числе с использованием интерактивных технологий, дистанционного обучения.

Деятельность ресурсного центра по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья построена на принципе концентрации образовательных ресурсов в целях наиболее эффективного их использования, принципе открытости в целях оптимального использования образовательных ресурсов на основе договорных отношений с другими образовательными учреждениями, принципе равного доступа участников образовательного процесса к получению образования на базе ресурсного центра. Ресурсный центр определяет формы, методы работы в том числе использует проведение семинаров, методических дней, мастер-классов, педагогических (управленческих) мастерских, проектировка деятельности, а также применяет интерактивное, дистанционные технологии, сетевое взаимодействие. Составляет план деятельности, предоставляет педагогическому сообществу, организует его выполнение. Определяет перспективы и стратегию развития деятельности, заключает договоры о сотрудничестве с различными организациями, учреждениями, предприятиями в целях реализации программ сотрудничества, распространяет методические рекомендации по основным направлениям деятельности, публикует материалы собственного опыта работы, организует широкий доступ педагогов, руководителей образовательных учреждений города и области к разработкам, создаёт электронный блок материалов. Ресурсный центр предоставляет:

          ежегодный публичный отчёт о деятельности;

          комплект методических материалов для внедрения педагогических, управленческих инноваций;

          статистические данные, подтверждающие положительные результаты внедрения инноваций в практику работы образовательных учреждений (по итогам мониторинга);

          аналитический отчёт о результатах деятельности ресурсного центра.

В рамках деятельности ресурсного центра педагоги стараются решить многие актуальные проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья:

          Проблемы профессиональной ориентации детей, их социального самоопределения приобретает особую приоритетность. В условиях учреждения дополнительного образования возможно и актуально заниматься образованием и воспитанием именно в этом направлении. Для совершенствования данного направления педагогической деятельности необходимо откорректировать дополнительные образовательные программы, рассмотреть возможность расширения спектра педагогических услуг в рамках допрофессиональной ориентации учащихся.

          Проблемы совершенствования и расширения воспитательного «поля» учреждения, которое в свою очередь, включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительную насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения детей и подростков, введение здоровьесберегающих технологий, обеспечения эмоционального благополучия, создание условий для развития личности — носит приоритетный характер в условиях учреждения дополнительного образования.

          Проблема повышения уровня компетенции, профессионализма педагогических кадров учреждения посредством новых технологий, методик, технических средств обучения, нетрадиционного подхода к образовательно-воспитательному процессу имеет особую актуальность, так как специалисты (педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, методисты, заместители директора по учебно-воспитательному процессу, педагоги-психологи, учителя-логопеды) являются непосредственными участниками совершенствования учебно-воспитательного процесса.

          Проблема изучения, обобщения плодотворного опыта педагогических работников учреждения в методические сборники актуальна в рамках совершенствования методического «банка», сопровождающего учебно-воспитательный процесс. Пропаганда наилучших форм работы, нетрадиционных методик способствует профессиональному росту педагогических кадров.

          Проблемы интеграции образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования с другими учреждениями образования и культуры обоснована задачами расширения сотрудничества, сближения основного и общего образования, формирования целостного образовательно-воспитательного процесса в районе, городе и области.

          Проблемы приобщения воспитанников к национальной культуре, уважения к историческому наследию, возрождению народных промыслов, ремёсел, традиций посредством новых информационных технологий, технических средств, развитию сотрудничества с учреждениями культуры.

          Проблемы совершенствования форм и методов работы с родителями, создания определённой системы сотрудничества.

          Проблема развития и совершенствования коррекционно-оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе дифференцированного и индивидуального подхода к образавательно — воспитательному процессу.

Актуальность решения данных проблем продиктована назревшей ситуацией в современном обществе в области подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни. В целях совершенствования содержания образовательно-воспитательной деятельности, педагогический коллектив Отдела наметил основные приоритеты, цели, задачи, интегрированный подход к реализации программы развития, внес свои практические и теоретические предложения. В системе дополнительного образования имеются большие возможности для комплексного решения проблем в области образования и воспитания детей с особенностями развития, существуют разнообразные формы оказания коррекционно-оздоровительной помощи, игровые технологии, специально созданные условия для творчества, традиционные досуговые мероприятия, уроки настроения, разносторонне-вариативные образовательные программы, кадровый потенциал, интегрированные занятия, нетрадиционные формы и методы работы, формирование комфортной среды, сотрудничество с родителями, методическое, психолого-социологическое, медицинское сопровождение. В рамках общего школьного образования детям-инвалидам предоставлены «скудные» возможности развития творческих способностей, а в учреждении дополнительного образования созданы специальные условия, комфортная «домашняя» обстановка, которая предполагает раскрыть у воспитанников природные дарования и удовлетворение от общения, располагает к доверительным отношениям. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Обобщая аналитические сведения, социальный заказ в адрес учреждения дополнительного образования (потребности детей, родителей, социума на образовательные услуги), административный аппарат учреждения и педагогический коллектив отдела по работе с детьми с ОВЗ, пришёл к выводу организовать свою педагогическую деятельность планово, в соответствии с программой развития, которая бы включала в себя нетрадиционный поход к проблеме обучения и воспитания детей с ОВЗ, коррекционно-оздоровительные мероприятия, содержательный досуг и привлечение к работе специалистов (логопеда, социолога, психолога, медицинского работника), опыт сотрудничества с родителями воспитанников, практический опыт работы педагогов, который формировался многие годы при работе с детьми — инвалидами, обучающимися на дому. Особенностями образовательно-воспитательного процесса являются те самые педагогические идеи и педагогические находки педагогов-«старожилов» в работе с детьми с ОВЗ, которые дали отличные результаты, результативно апробированы на практике. Педагогическая деятельность направлена на социальную адаптацию, коррекцию и восстановление утраченного здоровья.

Педагогический коллектив учреждения активно ведёт поиск оптимальных условий, средств и выбора способов достижения поставленных целей и задач развития деятельности учреждения, направленных на обучение и воспитание детей с ОВЗ. Функционирование учреждения опирается на рекомендации министерства образования РФ, рекомендации департамента образования Тульской области, управления образования администрации г.Тулы, которые затрагиваю проблему гармоничного сочетания коррекционно-реабилитационной работы, образовательно-воспитательного процесса, социализации детей с ОВЗ,

Исходя из анализа, опыта работы учреждения определилась общая стратегия развития с учётом специфических технологий, методик, эффективных форм сотрудничества. В целях совершенствования содержания образовательно-воспитательной деятельности, педагогический коллектив наметил основные приоритеты, цели и задачи поэтапного развития учреждения, интегрированные подходы к реализации программы.

Объектом социально-педагогической деятельности ресурсного центра является личность ребёнка, имеющие различные отклонения в психофизическом развитии. Для детей создаются все необходимые условия для творческого развития и удовлетворения их потребностей и интересов. В Отделе по работе с детьми с ОВЗ в настоящее время существуют разнообразные формы оказания коррекционной помощи детям с ослабленным здоровьем. В основном, этой проблемой занимаются медицинские учреждения, создавая Центры восстановления здоровья, отделения реабилитации. В системе дополнительного образования проблемы реабилитации и коррекции недостатков развития решаются через привлечение ребёнка к творческой деятельности, сотрудничество педагога с ребёнком, родителем. Образовательные программы социально-педагогической направленности помогают ребёнку с ОВЗ реализоваться как деятель.

Различные заболевания нервной системы, внутренних органов, органов зрения, патологии опорно-двигательного аппарата, заболевания эндокринной системы — диагнозы, которые наиболее преобладают в детях, посещающих учреждение по работе с детьми с ОВЗ. Но есть дети, которые не могут посещать учреждение по состоянию здоровья. Для таких детей организованы учебные занятия на дому. Чтобы учебные занятия для детей данной категории были более доступными, а результаты эффективными, разработаны основные этапы овладения детьми с ОВЗ различными направлениями деятельности.

На сегодняшний день Дом детского творчества работает с самой сложной категорией — детьми с ограниченными возможностями здоровья более девятнадцати лет. За это время накоплен объёмный опыт педагогической работы, в том числе и по социализации детей-инвалидов. Данное направление работы на сегодняшний день является самой значительной. Согласно статистике в нашем городе ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, а следовательно, необходима всесторонняя помощь в их жизненном становлении. В условиях нашего учреждения легко реализовывать различные проекты деятельности с детьми данной категории, строить стратегию развития образовательно-воспитательного процесса. В рамках проекта деятельности учреждения предусмотрен мониторинг. Чтобы владеть ситуацией и быть готовым продемонстрировать свою работу, свои достижения, смело ориентироваться в образовательно-воспитательном процессе, существует своя система методик, показателей, действий, оценок динамики развития личности ребёнка. В этом процессе хороших результатов помогают добиться психологическая, социологическая, методическая службы, действия которых направлены как раз на проведение мониторинга в учреждении.

Система мониторинга в учреждении строится исходя из факторов, оказывающих влияние на результативность деятельности учреждения по различным направлениям. Также учитываются факторы, влияющие на уровень на качество знаний, умений, навыков (индивидуальные способности и особенности воспитанников, уровень преподавания, др.). Анализ результатов исследований проводится на основе тестирования, контрольно-проверочных заданий, психолого-педагогической компетентности педагогов. Изучаются и анализируются факторы, влияющие на уровень воспитанности (состояние воспитательной работы в учреждении, роль семьи, действие внешней социальной среды). Исследования проводятся индивидуально, по группам, по возрастным ступеням. Большое внимание уделяется факторам, влияющих на качество преподавания (уровень научно — теоретических знаний, состояние методической подготовки, уровень мотивации интереса у воспитанников, участие в экспериментальной, научной работе, уровень организации педагогического труда, состояние самообразования, состояние материальной базы). Анализ профессиональной компетентности педагогических кадров и качества педагогического труда проводится на основе диагностики состояния результативности педагогической деятельности. Во многом успешный образовательно-воспитательный процесс зависит и от факторов качества работы с родителями, а именно от уровня микроклимата в учреждении, системы взаимодействия и сотрудничества руководителей объединений с семьями воспитанников, уровня демократизации внутриучрежденческого управления. С этой целью проводится анализ уровня работы с родителями на основе диагностики их отношения к учреждению, участия и управления педагогическим процессом в учреждении. Психологическая служба выполняет функции диагностики динамики развития личности ребенка и определения результатов прохождения образовательного пути через проведение индивидуальных консультаций, собеседований, специального тестирования по развитию творческих способностей воспитанников.

Вместе с тем в психологическом обеспечении нуждаются педагоги, реализующие дополнительные образовательные программы.

Не менее актуальна для успешной реализации всей образовательной деятельности учреждения система работы по консультированию, тестированию родителей.

Система мониторинга в Доме детского творчества строится исходя из факторов, оказывающих влияние на результативность деятельности учреждения по различным направлениям.

Факторы, влияющие на качество знаний, умений, навыков:

          Индивидуальные способности воспитанника;

          Уровень преподавания;

          Состояние учебно-методической работы в учреждении;

          Внешнее влияние (семья, средства массовой информации)

Анализ проводится на основе тестирования, собеседования, контрольно-проверочных заданий, результатов мониторинга.

Современная реформа образования в России вызвала ряд серьёзных изменений в привычной практике обучения, воспитания и развития ребёнка. Процессы развития и обновления, которые активизировались в последние годы, непосредственно коснулись и внешкольных учреждений. Дополнительное образование детей сегодня — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в её поступательном развитии и профессиональном самоопределении. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой интеллект и творческий потенциал, приобретать навыки социальной адаптации, имеют возможность полноценно организовать свободное время. Опыт самореализации и эффективного общения, приобретённый ребёнком в учреждениях дополнительного образования детей увеличивает его шансы на достижение успехов в будущем. Учреждение дополнительного образования призвано создать условия для развития детского творчества, самореализации личности, профессионального самоопределения и адаптации в общественной жизни.

 

Литература:

 

  1.                А. И. Григорьева, Т. В. Дьячкова, Н. В. Брызжева «Особенности организации воспитательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья»-Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2014.-100 с., ил.
  2.                Методика профориентации при умственной отсталости / Методические указания под ред. Е. М. Старобиной СПБ Изд-во «Эксперт», 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle