Автор: Яковлева Надежда Михайловна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Библиографическое описание:

Яковлева Н. М. Особенности подготовки рабочих кадров строительного направления в контексте ФГОС нового поколения (на примере профессии «Мастер отделочных строительных работ») [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 212-215.



 

Статья посвящена основным направлениям подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Мастер отделочных строительных работ» в рамках реализации учебной и производственной практики с учетом компетентностного подхода.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, компетентностный подход, проблемное обучение, учебная и производственная практика

 

В условиях кардинальной смены образовательной парадигмы, вызванной внедрением ФГОС нового поколения, выдвигается стратегический принцип модернизации подготовки кадров, который заключается в создании современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций [1].

Современно строительная отрасль является одной из активно развивающихся областей экономики России. В связи с этим возникает реальная необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистов строительного направления в системе начального профессионального образования.

Подготовка обучающихся по профессии 08.01.08. «Мастер отделочных строительных работ» осуществляется в соответствии с принципом диалектического взаимодействия преподавателя, мастера производственного обучения и работодателя. Занятия в рамках учебной практики проводятся в учебных мастерских Многопрофильного колледжа им. И. Т. Карасева, где обучающиеся осваивают приёмы и способы оштукатуривания поверхностей различными инструментами и выполняют малярные работы. Практические занятия с обучающимися проводится поэтапно, с последовательной многократной отработкой постепенно усложняющихся приёмов и действий.

Основными задачами производственной практики являются формирование общих и профессиональных компетенций, совершенствование приобретенных знаний, умений и практического опыта с применением передовых технологий; адаптация обучающихся в конкретных условиях коллективов рабочих участков, цехов; специализация на выполнение отдельных видов работ; овладение высокопроизводительными инструментами и приспособлениями; изучение и применение в трудовой деятельности передового опыта новаторов производства; освоение установленных норм выработки; соблюдение норм отдыха и труда на рабочем месте, а также воспитание у обучающихся профессионального долга, профессиональной чести.

В процессе производственной практики обучающиеся овладевают профессиональными качествами квалифицированного рабочего (быстрота реакции, координация движения, наблюдательность, умение самостоятельно планировать и осуществлять мероприятия по эффективному использованию рабочего времени и предупреждению дефектов в работе, осуществлять самоконтроль).

Ориентация на компетентностный подход в образовании вызвала переоценку и пересмотр педагогических приёмов и методов подготовки рабочих кадров. Возникла необходимость в выборе и применении педагогических технологий в аспекте реализации ФГОС нового поколения.

Центральной педагогической технологией, на которой базируется учебная и производственная практика по профессии «Мастер отделочных строительных работ», является проблемное обучение.

Как отмечает Селевко Г.К, проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации — проблемной, при этом учебный материал должен быть выстроен как цепь проблемных ситуаций [2, с. 141]. Проблемная ситуация — это вопрос или задача, способ решения которой обучающимся заранее неизвестен, но обучающийся обладает исходными знаниями и умениями для поиска результата или способа выполнения [3, с. 121].

Для подготовки кадров строительного направления особое значение имеет такой вид проблемного обучения как решение практических проблем (практическое творчество), который состоит в поиске практического решения, то есть способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение [2, с. 142].

По нашему мнению, проблемная учебная ситуации, создаваемая на уроках учебной и производственной практики, обладает большим практико-ориентированным потенциалом, следовательно, вписывается в особенности компетентностного подхода в образовании. Кроме того, умение решать проблемные ситуации способствует не только формированию профессиональных компетенций, поскольку обучающийся демонстрирует практический опыт выполнения какого-либо вида работ, но и общие компетенции. Приведем примеры.

Так, в рамках темы урока «Технология простого и улучшенного оштукатуривания» для решения предлагаются следующие проблемные учебные ситуации: «В современном строительстве штукатурка выполняет функции полноценного настенного покрытия, которое широко применяется для отделки различных видов поверхностей. Однако это покрытие нелегко нанести повторно или снять предыдущий слой. Перед вами фрагмент рабочей стены, рабочие инструменты и приспособления. Какие действия надо совершить перед началом нанесения штукатурки, чтобы сэкономить время и усилия рабочего при необходимости удаления слоя штукатурки?». Правильным решением может служить последовательность действий по оклейке фрагмента рабочей стены прокладочной бумагой.

Проблемная ситуация на уроке учебной практики по теме «Облицовка поверхностей»: «Перед вами фрагмент рабочей стены, плитка и инструменты. Для качественного и эстетичного параметров облицовки плиткой длина стены должна быть кратной размерам плитки с учетом швов. Как надо поступить в случае, если размеры не совпадают?». Правильное решение состоит в двусторонней обрезке плитки.

При разработке и реализации на уроках учебной практики проблемных ситуаций в колледже активно используется такой педагогический приём, как возможность обучающемуся рассмотреть явление с различных позиций (например, штукатур, руководитель бригады, заказчик). Задания такого типа позволяют формировать такую важнейшую общую компетенцию современного квалифицированного рабочего, закрепленную во ФГОС по профессии, как ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Для построения урока учебной практики на основе указанного педагогического приема используются образцы работы обучающихся, выполненные на оценку «удовлетворительно». На уроке предлагается исправить допущенные ошибки, неточности, устранить дефекты в работе. При этом фамилии обучающихся, чьи работы берутся в качестве отправной точки, не сообщаются. Работа осуществляется в группе. Проблемная ситуация в этом случае выглядит следующим образом. Задание для обучающегося в роли руководителя бригады, например, штукатуров: «Перед вами фрагмент рабочей стены с оштукатуренной поверхностью. Проведите обследование поверхности для определения прочности штукатурки, характера и объема работ по исправлению дефектов. Дайте задание бригаде по исправлению дефектов». Отметим, что при этом мастером производственного обучения активно используются методы самоконтроля и взаимного контроля

С помощью рассмотрения объема и качества работа с различных позиций обучающиеся выполняют задания на уроках учебной практики по ремонту оштукатуренных поверхностей, выполняя при этом следующие виды работ:

1)     отбивка слабодержащейся штукатурки, обрубание и смачивание её кромок, сруб ржавых пятен, проверка прочности драни на деревянных поверхностях, замена пришедшей в негодность на новую, удаление старого набела и обоев;

2)     оштукатуривание отбитых мест;

3)     перетирка старой штукатурки;

4)     расшивка и разрезка трещин и щелей с последующей подмазкой;

5)     перетирка и ремонт тяг.

Одним из важнейших принципов подготовки рабочих строительного профиля является изучение новых материалов и технологий строительства и практический опыт работы в этой сфере. Так, в рамках учебной практики по профессии «Мастер отделочных строительных работ» обучающиеся работают с такими современными облицовочными материалами, как керамогранит, мозаика. На вводном инструктаже с помощью учебных презентаций обучающиеся накапливают знания о работе со стеклянной плиткой, стекломагниевым листом и т. д.

Осуществление подготовки рабочих Многопрофильным колледжем им. И. Т. Карасева базируется на принципе постоянного взаимодействия с представителями работодателей — социальными партнерами колледжа. Одной из форм такого взаимодействия в рамках учебной практики для профессии «Мастер отделочных строительных работ» является экскурсии на строительные объекты. В структуре урока-экскурсии выделяются следующие дидактические единицы:

1)     инструктаж по мерам безопасности во время экскурсии на строительный объект;

2)     виды строительных работ, система контроля их качества;

3)     ознакомление обучающихся с территорией строительной площадки, с размещением на ней строящихся зданий, временных сооружений, механизмов и материалов;

4)     ознакомление с комплексной бригадой отделочников, с планированием работы в бригаде, с организацией труда, с численным квалифицированным составом бригады;

5)     ознакомление с рабочими местами, с инструментами, механизмами, машинами, применяемыми при производстве отделочных работ;

6)     обобщение результатов экскурсии.

Таким образом, для подготовки квалифицированных рабочих кадров для строительной отрасли в контексте ФГОС нового поколения от мастера производственного обучения требуется комплексный подход к технологическим приемам методической, педагогической, организационной сторонам учебной и производственной практики.

 

Литература:

 

  1. «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года».
  2. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
  3. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие. М., ФОРУМ, Инфра-М, 2007. 336 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle