Библиографическое описание:

Грекова А. А. Реализация идей системно-деятельностного подхода в УМК по английскому языку “FORWARD” (авторы: М. В. Вербицкая, О. В. Оралова, Б.Эббс и др) для второго класса [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 127-130.



)

 

The article deals with methods of teaching English at primary level according to new educational standards, use of “FORWARD” teaching course in grade 2, it’s specific characteristics, the way the course helps teacher in realization of federal educational standards.

 

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования указывается, что «иностранный язык наряду с русским языком и литературным чтением … входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций». Интегративной целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственной ребенку данного возраста (познавательную, игровую, художественную, проектную, исследовательскую и т. д.) Таким образом, перечисленные виды учебной деятельности получают приоритетное развитие в соответствии с новым и ФГОС.

Реализация идей системно-деятельностного подхода, заложенных в основу ФГОС в УМК “FORWARD” (на примере комплекта для второго класса) прослеживается через следующие аспекты:

1)     наличие в системе упражнений нацеленности на результативность каждого вида деятельности;

2)     мотивированность любых видов деятельности;

3)     нацеленности содержательной стороны комплекта на личностное развитие младших школьников, нравственное обогащение в ходе любых видов деятельности;

4)     сотрудничество при организации и управлении различными видами деятельности;

5)     обязательную рефлексивность всякой деятельности.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Деятельностный подход базируется на положениях психологии о том, что усвоение языкового материала происходит быстрее и отличается большой прочностью, если оно базируется на использовании всех видов ощущений: кинестетических, аудиальнх, визуальных. Обучение алфавиту и впоследствии чтению на начальном этапе всегда представляет для учащихся трудности, вызванные графическим и орфографическим отличием английского языка от русского. Учитывая психологические особенности младших школьников, авторы УМК FORWARD для 2 класса предлагают разнообразные упражнения на формирование навыков чтения с использованием картинок и карточек со словами. В частности, в уроках 6 и 7 среди задач обозначено: формировать навыки чтения отдельных слов, формировать навыки произношения английских гласных и согласных звуков, ввести новые буквы. В уроке 6 качестве слов предлагаются слова cat, dog, cock, буквы: c, d, f, g и соответствующие звуки, включая гласные; в уроке 7: слова man, batman, nine, ten, ice, house, mouse, nut, egg, буквы m, n, i, u, соответствующие звуки и дифтонг [ai]. Наблюдается сочетание двух подходов — «whole-word» и «letter-sound». Следует отметить наиболее понравившиеся ребятам упражнения, развивающие навыки чтения: сопоставление звука, буквы и слова с использованием разноцветных шаров и схем в виде паровоза с вагончиками, обозначающими правила чтения гласных в разных типах слога и исключения (SB, с. 10, 47, 59, 79 [1]) задания на раскрашивание шаров со звуками.

Авторы учебника предлагают разнообразные игровые упражнения с использованием «ноутбука» (SB c.79, AB c.93, 6). Учащимся нравится находить новые буквы, «озвучивать» клавиатуру — произносить название букв, «печатать» изученные слова, что позволяет закрепить орфографические навыки и навыки чтения. «Ноутбук» может также служить и средством контроля. Кроме того, данное средство легко трансформируется для применения ИКТ на уроке. Учащиеся (с помощью учителя) в начале изучения алфавита создают на компьютере в формате MS Word страничку-табличку, в которую по мере изучения заносятся буквы, размечаются разным цветом в соответствии с маркировкой, предложенной в учебнике. Таким образом, формируются метапредметные результаты учебной деятельности — умение вводить текст с клавиатуры, редактировать, анализировать, сопоставлять изображения, знаки, устанавливать звуко-буквенные соответствия.

Следует отметить и другие задания данного типа, работающие на формирование метапредметных УУД: сопоставление звука, буквы и слова с использованием разноцветных шаров и схем в виде паровоза с вагончиками, обозначающими правила чтения гласных в разных типах слога и исключения (SB, с. 10, 47, 59, 79 [1]). Для формирования регулятивных УУД используются задания для работы дома самостоятельно с записью на диске. Наблюдения показывают, что учащиеся, работающие самостоятельно дома с аудиозаписями быстро и хорошо улавливают и копируют произношение, интонацию, лучше запоминают ЛЕ урока. Работа с аудиозаписями в привычной домашней обстановке позволяет более медлительным или менее общительным учащимся полнее реализовать свои возможности.

Обучение аудированию строится таким образом, чтобы поддерживать постепенно формирующиеся умения, поэтапно развивая их. С этой целью в учебнике используются тексты разного характера, записанные носителями языка. Все тексты проиллюстрированы в учебнике в виде привычных для детского восприятия комиксов, помогающих ученикам младших классов лучше понять и запомнить содержание диалога или рассказа. Особенно нравятся учащимся задания «послушай и раскрась», «послушай и нарисуй», диктанты нестандартной формы (например, урок 12 параграф 28 — нарисуй лица знакомых персонажей). К концу первой четверти в арсенале учащихся накапливается достаточное количество песен, рифмовок и стихов, и авторы учебника предлагают провести конкурс стихов и песен, который можно проводить в регулярно и использовать как один из видов развивающего контроля.

Оценка результатов учебной деятельности по ФГОС предполагает формирование ученического «портфолио». В него включаются творческие и проектные работы учащихся в течение учебного года, например словарь в картинках, автопортрет с краткой аннотацией (п.9, урок 2), различные кроссворды, семантические карты, поздравительные открытки, настольная игра (внеурочная работа к параграфу 16) и другие. Работа с портфолио не только способствует развитию регулятивных УУД через приучение к систематизации и учету своих достижений, но и ведет к формированию навыков рефлексии, что и заложено в качестве одной из идей системно-деятельностного подхода.

В учебнике и рабочей тетради предлагаются задания, с одной стороны, стимулирующие и развивающие воображение и творческое мышление, с другой — позволяющие закрепить речевые образцы. Творческие задания усложняются по мере усложнения изучаемых структур. Например, визитная карточка ученика выполняется за курс 2 класса трижды. Первая визитка содержит рисунок и лишь одно слово по-английски — имя ученика, через несколько разделов ученик может включить в свою визитку изученную лексику, в конце года учащиеся создают визитку с рассказом о себе в объеме 8 предложений. Изготовление визитной карточки также дает возможности для формирования ИКТ-компетентности учащихся, например через реализацию проекта «Мой Бэдж».

В книге для учителя предложены 4 различных по сложности и форме выполнения метапредметных проекта. Это изготовление фигурок персонажей учебника для разыгрывания диалогов (связь с изобразительным искусством), кукольный театр (связь с литературным чтением, изобразительным искусством, технологией), «Робот-андроид» (связь с математикой, технологией), «Ракета» (связь с математикой, технологией, изобразительным искусством). Возможно, выполнение данных проектов и времязатратно, и не имеет особой ценности с точки зрения обучения иностранному языку, но именно они обеспечивают смысловое наполнение коммуникативной составляющей обучения, через них системно-деятельностный подход реализуется в полной мере. Кроме данных проектов, можно рекомендовать выполнение таких традиционных проектов, как описание своей семьи «Семейный альбом» (им можно воспользоваться на разных уроках в течение нескольких тематических разделов), «Мой дом» — метапредметный проект, включающий математику, изобразительное искусство, информационные технологии. В течение 1 четверти выполняются мини-проекты «Загадочные буквы», «Словарь в картинках». Последующие проекты носят тематическую направленность. Для выполнения проекты ученики могут объединяться в группы, в пары по желанию или по рекомендации учителя. Каждая группа вырабатывает план своих действий, определяя задачи для участников =. Результаты коллективной работы учащихся могут быть представлены в виде макетов, постеров, рисунков, таблиц, в том числе выполненных на компьютере. Именно в проектной работе интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранному языку на начальном этапе представляется наиболее оправданной. Через проекты происходит не только формирование коммуникативной культуры, но и информационно-коммуникационной компетенции младших школьников. Для обеспечения в классе обучающей информационно-коммуникационной среды необходимо одну из стен или часть стены выделить для демонстрации проектов учащихся, которые становятся наглядным материалом. Кроме того, проекты являются неотъемлемой частью портфолио, помогают адаптировать его содержание применительно к особенностям образовательной программы конкретной образовательной организации и контингента детей. При организации работы в парах и малых группах учитель становится на позицию тьютора (что соответствует идеям системно-деятельностного подхода). Следя за выполнением задания, переходя от группы к группе, задавая дополнительные вопросы отдельным ученикам, помогая им понять выполняемое задание или, в случае с хорошо успевающими учениками, усложняя задачу, учитель получает возможность обратить внимание на тех учеников, которые испытывают трудности, своевременно оказать им поддержку.

Воспитательное воздействие на младших школьников оказывается и в ходе непосредственного общения, организуемого учителем с целью формирования коммуникативных умений в устной речи, чтении и письме. Разыгрывая диалоги этикетного характера в ситуациях повседневного общения, школьники приобретают жизненный и социальный опыт за счет расширения спектра проигрываемых ролей, что способствует их личностному развитию.

Учебник изобилует упражнениями, направленными на взаимодействие учащихся между собой, через выполнение совместных проектов, диалоги, ролевые игры и чтение по ролям (обязательный элемент практически на каждом уроке), сквозные задания по созданию кукольного театра, проигрыванию коротких ситуаций, совместные обучающие игры, конкурсы. Организация и эффективное проведение данных «активностей» требует от учителя смены собственной позиции с ментора на тьютора, что является неотъемлемым аспектом реализации системно-деятельностного подхода.

Таким образом, мы видим, что в данном учебнике идеи системно-деятельностного подхода реализуются в полной мере.

 

Литература:

 

  1.                Английский язык: 2 класс: пособие для учителя / [М. В. Вербицкая, О. В. Оралова, О. С. Миндрул, Б.Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд]; под ред. проф. М. В. Вербицкой. — М.: Вентана-Граф, 2010. — 304с.
  2.                Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15))

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle