Библиографическое описание:

Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 57-58.

Воспитывать человека — значит определять судьбу нации.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

 

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде нужно сеять и развивать доброе зерно, возродить нравственные ценности, чувство любви к Отечеству, истории, народу, всеми средствами Отечественной культуры.

Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность — основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте.

Духовно-нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Результаты воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих, условий — реализации комплексного подхода к воспитанию. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура — это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры — праздники и обряды.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые и дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслуживать одобрения взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Слово «семья» восходит к корню «семь», имеющему о Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возрастатношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которые традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в сем Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возрастаье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья. Подражание — генетически заданный механизм, позволяющий получать необходимый для выживания опыт не генетическим путем, а в процессе общения. Педагогическая задача состоит в том, чтобы предложить ребенку качественный образец действия и поведения, создать условия для его собственных действий, помочь перевести оценку окружающих людей в самооценку ребенка, вызвать у него желание повторных аналогичных действий. И не думайте, пожалуйста, что он будет подражать исключительно лучшим сторонам вашего собственного поведения! Сложность метода, как, впрочем, и всего семейного воспитания, в том, что ребенок усваивает не специально организованный образец (как это устроено в школе), а наиболее часто попадающий в поле его внимания, почему-то наиболее привлекающий или дающий более быстрый и явный эффект. Значит, надо позаботиться о том, чтобы следование определенному образцу было ощутимо выгоднее для вашего ребенка, чем другие варианты поведения. Большое значение имеют сопровождающие требования эмоции взрослых. Иногда ребенка приучают реагировать не на смысл требования, а на уровень сопутствующих эмоций или на силу звука. В результате фраза «Иди домой», сказанная спокойным голосом, может не восприниматься ребенком как реальное требование. И только гневное обращение «Я кому сказала?! Марш сейчас же домой, а то!» вызывает желаемую для родителей реакцию заигравшегося во дворе ребенка. Родители любят своих детей, бояться за них, заботятся. Но редко понимают. Могут проглядеть душевную драму, отравить первую любовь. Любовь становится незаметной, повседневной, исчезают доверие и искренность. Когда такое происходит между супругами, они разводятся. Но куда податься детям? Не все готовы уйти из дома. Но не всегда родители бывают столь педагогически слепы. Немало таких отцов и матерей, которые «чувствуют» критическую ситуацию, обращаются за помощью к педагогам и прислушиваются к их советам [2]. В связи с этим педагогические огрехи родителей могут быть вызваны следующими причинами: неполная семья; конфликтная атмосфера в семье; наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг — одеть, обуть, накормить, а остальное — дело школы»; при полном внешнем благополучии семьи — авторитарные методы воспитания; большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

Уклад семейной жизни всегда находил отражение в нравственном облике человека. Царящая в семье эмоционально-нравственная атмосфера, внимание членов семьи друг к другу, стремление разделить ответственность, уровень взаимопонимания и взаимоуважение, родительская любовь и ответные чувства детей, семейные традиции, отношение к труду, — все это закладывает фундамент нравственности.

 

Литература:

 

1.      Педагогический энциклопедический словарь — М.: «БРЭ», 2003;

2.      Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. — 1993. — с.6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle