Библиографическое описание:

Хабибулина З. З. Профессиональные и личностные качества менеджера [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 174-177.

В статье автор рассматривает вопросы профессиограммы менеджера, проводит анализ психолого-педагогической литературы, формулирует понятийный аппарат интересующей проблемы, выделяет компетенции будущего менеджера.

Ключевые слова: менеджер, профессиограмма менеджера, управление.

 

В последнее время российские специалисты все глубже осознают важность международной деятельности в сфере образования и все чаще подчеркивают необходимость интеграции России в европейскую систему высшего образования. Основные позиции международных отношений закреплены в положениях Болонской декларации, которую Россия подписала в 2003году в Берлине.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и работы многих ученых (В. П. Засыпкин, В. Никольский, В. А. Сластенин, Н. Н. Федотова и др.) постулируют, что идет процесс смены международных образовательных стандартов, обязательным требованием кадровой инфраструктуры становится массовое владение разговорным и деловым иностранным языком. Международное общение значимо и для тех сфер, где специалисты решают профессиональные вопросы в сфере межнационального бизнеса. Анализ ситуации общественного развития России свидетельствует о наличии потребности общества в системе формирования современной культуры делового общения в менеджменте, динамично развивающейся сфере, требующей утверждения цивилизованных форм деловой коммуникации, соответствующих международным стандартам. Именно в менеджменте, с учётом всех требований современности, раньше всего складываются самые эффективные модели делового общения, та самая деловая культура, без которой невозможна успешная профессиональная деятельность.

Исходя из вышеизложенного, необходимо составить профессиограмму менеджера, связанное с трансформацией его функций, обусловленной состоянием национальной экономики.

Термин «профессиограмма» происходит от лат. professio — специальность, занятие и греч. gramma — запись.

Определение термина «профессиограмма» встречается в социологической, экономической, психолого-педагогической литературе. Социологи дают следующее определение этому термину: «Профессиограмма — это описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику» [5]; «…описание в форме таблицы или графика какого-либо вида профессиональной деятельности в конкретных производственных условиях». А. А. Грицанов, Нартова-Бочавер С. К., Чекин А. Н., В. Н. Чернышев, А. П. Двинин и др. в систему требований, предъявляемых работнику, включают социально-экономические, производственно-технические, санитарно-гигиенические, психологические характеристики [2;7]. В психолого-педагогической литературе профессиограмма рассматривается как документ, результат исследования, подробное описание некоей профессии через систему требований, предъявляемых ею работнику, включая качества личности, знания, умения и навыки, нужные для успешного овладения этой профессией [1;7].

Разработке методологических требований к составлению профессиограмм посвящены работы как отечественных, так и зарубежных ученых (Е. М. Ивановой, А. К. Марковой, В. Е. Гаврилова, Е. И. Гарбера, Е. А. Климова, И. Н. Шпильрейна и др.), но, тем не менее, ощущается нехватка практических разработок для каждой отдельной профессии. Е. Романовой [4] проведено наиболее полное и широкое исследование в направлении проекции существующих теоретических положений в сферу практического профессиографирования. При этом обобщение универсальных требований к специалистам рассматриваемой профессии следует регулярно корректировать в зависимости от изменения целей и задач организации, которое ведет к трансформации основных функций представителя данной профессии.

Ученые выделяют несколько методологических принципов разработки профессиограмм:

а) системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;

г) научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы [4].

Наличие профессиограммы позволяет определить степень соответствия личных и деловых качеств, способностей человека требованиям к профессии. При полном их соответствии самооценка человека превращается в мотиватор, повышающий интерес к делу. Несоответствие же их создает значительные трудности в освоении профессии и в работе из-за снижения мотивации.

Взяв за основу определение Е. В. Пичугиной, под профессиограммой мы понимаем описание, характеристику профессии, основной источник, регламентирующий требования к знаниям, умениям, навыкам, качествам специалиста, отражающий его полную квалификационную характеристику [3].

Исследование профессиологического, нормативного, психологического, содержательного, личностного, технологического, информационного аспектов профессиограммы показало, что профессиограмма имеет многофункциональное назначение в сфере профессионального образования. С помощью профессиограммы возможен анализ всех сторон профессиональной деятельности специалиста. Профессиограмма является идеальной моделью личности и деятельности будущего специалиста; выступает базисом формирования содержания профессионального образования, служит ориентиром в выборе методов, форм, средств обучения, обеспечивающих формирование качеств личности и профессиональной деятельности специалиста, может быть использована в качестве инструмента контроля качества подготовки выпускника.

На основе исследования сущности и структуры профессиограмм (Батышев С. Я., Беляева А. П., Зеер Э. Ф., Е. А. Климов, Сотникова С. И. и др.), учитывая особенности труда специалиста в области управления образованием, в исследовании разработана профессиограмма менеджера.

Менеджеру необходимы внятная речь, хорошая память, высокая эмоционально-волевая устойчивость, развитые коммуникативные и организаторские способности, готовность к разумному риску. Он должен быть смелым, решительным, обязательным, самокритичным, толерантным, компетентным, иметь чувство юмора и эмпатию.

Менеджеру необходима хорошая подготовка в области экономики, права, социальной психологии, психологии труда, управления. Он должен знать трудовое законодательство, закономерности ценообразования, налогообложения, маркетинга, технику ведения коммерческих переговоров, организацию производства. Менеджер должен ориентироваться в вопросах занятости, социальной защиты граждан, безопасности труда, конфликтологии, профессионального подбора, владеть навыками общения с людьми. Желательны знания иностранного языка и умения работать на ПК.

Е. С. Романова выделяет доминирующие виды деятельности менеджера:

-           работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;

-           служение целям организации, подчинение вышестоящим инстанциям;

-           изучение спроса и предложения на рынке;

-           планирование деятельности организации;

-           коммуникация (установление и развитие взаимодействия между персоналом, другими учреждениями и организациями);

-           поиск и использование необходимых средств и ресурсов для наилучшего достижения основных целей организации;

-           разработка бизнес-плана и контроль над его реализацией;

-           руководство (доведение инструкций и полномочий), организация и оценка работы подчиненных;

-           контроль за исполнением данного задания;

-           участие в процессе приема, подбора и помощь в профессионально-квалификационном росте работников;

-           проведение переговоров, бесед с клиентами;

-           проведение презентаций.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально важные качества):

способности:

-           высокоразвитые организаторские способности (способность руководить);

-           коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения);

-           способность управлять собой;

-           высокая способность влиять на окружающих;

-           способность руководить;

-           способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;

-           способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;

-           хорошо развитые аналитические способности;

-           высокий уровень понятийного мышления.

Личностные качества, интересы и склонности:

-           умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;

-           уверенность в себе, в принимаемых решениях;

-           энергичность;

-           четкие личные цели (знает, чего хочет от своей работы);

-           умение подчиняться требованиям, нормам организации;

-           эрудированность;

-           стремление к постоянному личностному росту. [4].

Рабочие программы по направлению подготовки 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление» выделяют компетенцию, которой будущий специалист должен овладеть при изучении иностранного языка в вузе, предусмотренных ООП: владеет способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК 5).

Таким образом, мы видим, что проблема профессиональной профессиограммы менеджера интересует ученых с различных точек зрения, проблемы определения и составления профессиограммы интересуют как методистов, так и ученых-педагогов, психологов, социологов. Подобный интерес связан, как нам кажется, прежде всего, с тем, что профессиограмма позволяет с новой, современной точки зрения подойти к пониманию и определению профессии менеджера, уточнить ее роль в современном мире.

 

Литература:

 

1.                  Акмеологический словарь/Под общей ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — 161 с.

2.                  Нартова — Бочавер С. К. Дифференциальная психология: учебное пособие. — изд-во Флинта, 2008.

3.                  Пичугина Е. В. Управленческо-педагогическая подготовка будущих менеджеров образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2006.

4.                  Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. / Е. Романова. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 464 с.

5.                  Социология. Энциклопедия / Грицанов А. А., Абушенко В. Л., Евелькин Г. М., Соколова Г. Н., Терещенко О. В. — 2003.

6.                  Толковый словарь иноязычных слов / Крысин Л. П.. М,: ЭКСМО, 2008. — 944 с.

7.                  Чекин А. Н. Управление персоналом в России: современные исследования, проблемы и решения// материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Ульяновск: УлГТУ, 2011. — 170 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle