Автор: Зыбина Наталья Евгеньевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 433 раза

Библиографическое описание:

Зыбина Н. Е. О способах организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих специалистов сферы туризма и сервиса // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 420-423.

Современные условия жизни способствуют активному развитию туристской индустрии и сферы сервиса. Возрастающий спрос на предоставление качественных туристских и гостиничных услуг, а также услуг сферы обслуживания определяет необходимость в квалифицированных специалистах в данных областях. Выпускники вуза должны обладать теоретическими знаниями, практическими навыками по выбранным направлениям обучения, готовностью к решению профессиональных задач в соответствующих видах профессиональной деятельности, а также общекультурными и профессиональными компетенциями в изучаемых областях.

Особое положение в палитре необходимых профессиональных качеств специалиста в области туризма и сервиса занимает знание иностранных языков (ИЯ). Все острее чувствуется потребность в специалистах, способных и готовых вступать в межличностные и деловые коммуникации с представителями других стран и культур, способных решать профессиональные задачи в условиях иноязычного общения. Однако довольно часто выпускники неязыковых специальностей университетов обнаруживают достаточно низкий уровень владения иностранным языком, не нацелены использовать его в ситуациях общения, связанных с профессиональной деятельностью. Слабая языковая подготовка выпускников влияет на их профессиональную адаптацию и является препятствием при устройстве на работу, так как в крупных гостиничных и туристских компаниях владение одним или несколькими иностранными языками является необходимым требованием к соискателю. Таким образом, очевидна необходимость осуществления специальной подготовки студентов к профессионально-ориентированному общению на иностранном языке, предполагающем формирование иноязычных коммуникативных умений с целью решения профессиональных задач.

В неязыковых вузах обучение иностранному языку с учетом будущей профессии приобретает сегодня приоритетное значение и регламентируется Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Так, согласно ФГОС ВПО третьего поколения выпускники, обучающиеся по направлениям подготовки «Туризм» и «Сервис» должны владеть способностью к устной и письменной коммуникации на иностранных языках, готовностью к работе в иноязычной среде и осуществлению межкультурной коммуникации на ИЯ в рамках своей профессиональной деятельности. Кроме того, должно уделяться внимание формированию уважения и толерантности по отношению к культуре и обычаям других стран и народов, терпимого отношения к национальным, расовым, конфессиональным различиям. В результате изучения ИЯ обучающиеся по направлениям «Туризм» и «Сервис» должны владеть ИЯ в объеме, необходимом для получения информации из зарубежных источников; уметь использовать знание ИЯ в профессиональной деятельности; владеть основами деловых коммуникаций и речевого этикета изучаемого ИЯ, а также должны знать культуру и традиции страны изучаемого ИЯ [1, 2].

Таким образом, требования стандартов к владению ИЯ выпускниками неязыковых вузов, необходимость обязательного учета специфики будущей профессиональной деятельности определяют современные направления в области преподавания ИЯ. Основной целью является развитие иноязычной коммуникативной компетенции и профессиональной компетенции, предполагающей способность обучающегося организовывать свою иноязычную деятельность адекватно ситуациям профессионального общения.

Очевидно, что при обучении ИЯ приоритетное значение должен иметь профессионально-ориентированный подход. Под профессионально-ориентированным понимается обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении ИЯ, диктуемого особенностями будущей профессии. Профессионально-ориентированный подход в обучении ИЯ предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления, при организации мотивационно-побудительной и ориентировочно-исследовательской деятельности [5, с.21].

Следует отметить, что процесс обучения ИЯ ориентирован не только на чтение литературы по специальности, развитие умений ориентироваться в потоке профессиональной информации и усвоение специальной лексики и терминологии. Очень важным является развитие коммуникативных навыков в определенных профессиональных ситуациях, способностей обмениваться информацией на понятном реципиентам уровне, т.е. быть эффективным участником межкультурной коммуникации, что для специалистов в области сервиса и туризма имеет особую актуальность. Профессионально-ориентированное общение предполагает взаимодействие представителей различных культур в сфере профессиональной коммуникации, направленное на успешное решение профессионально значимых для участников общения задач путем достижения взаимопонимания [3].

В ходе обучения ИЯ необходимо уделять внимание развитию умений налаживания и поддержания диалога, способностей выразить свою точку зрения по определенным проблемам (пользуясь доступными средствами ИЯ), аргументировать свои доводы, а также умению слушать и слышать партнера по общению, распознавать и адекватно интерпретировать интенциональные1 позиции собеседника. Эффективность коммуникации зависит от способности партнеров понять интенциональную направленность порождаемого собеседником текста, а также донести свои интенциональные смыслы до собеседника. От умений «войти» в ситуацию партнера по общению зависит достижение смыслового контакта, который лежит в основе полноценных диалогических отношений и определяет успешность осуществления профессионально-ориентированного общения на иностранном языке.

Обучение будущих специалистов в области туризма и сервиса стратегиям профессионального коммуникативного взаимодействия, адекватному речевому поведению, эффективному воздействию на партнера подразумевает развитие навыков идентификации и порождения текстов и речевых моделей, используемых в ситуациях профессионального общения. Это достигается посредством использования продуктивных образовательных технологий и активных методов обучения ИЯ, отличительными особенностями которых являются: высшая степень сознательности и активизации мышления, восприятия и поведения обучающихся; высокая степень вовлеченности в процесс обучения и обязательность взаимодействия обучающихся между собой; высокий уровень мотивации и творчества в обучении; эффективность развития профессионально-прикладных навыков в сжатые сроки [5, с.57].

Обучение ИЯ в современных условиях проходит на интерактивной основе, что предполагает организацию интенционального диалогового взаимодействия преподавателя и учащихся, учащихся в группах. Это происходит посредством моделирования ситуаций реального профессионального общения, создания условий, максимально приближенных к деятельности специалиста в области туризма и сервиса. В создаваемых ситуациях профессионального характера необходимо обращать внимание на моделирование социального и предметного содержания будущей профессиональной деятельности, что поможет студентам осознать ее сущность, требования к профессионалу, мысленно построить образ специалиста, способного эффективно выполнять поставленные задачи, соотнести его с образом собственного «Я» и разработать стратегию действий, направленную на достижение желаемого результата.

К основным видам работы можно отнести разыгрывание коммуникативных ситуаций, обсуждение профессионально значимых вопросов, дискуссии, а также ролевые игры, драматизации, интервью. Освоению ИЯ профессионального общения способствует использование метода проектов и презентаций. Применение технологии интерактивного обучения развивает способности студентов самостоятельно переносить ранее приобретённые знания в новую ситуацию, находить варианты решения поставленной проблемы, применять ранее усвоенные способы деятельности для ее решения, учиться налаживать диалогические отношения с партнерами в рамках профессиональной коммуникации. Взаимодействия студентов, ограничивающиеся заучиванием и воспроизведением уже готовых, представленных в учебных пособиях диалогов и ситуаций, педагогически малоэффективны. Особенно, если при этом доминирует установка на эмоционально-смысловую нейтральность высказываний, если обучающиеся физически и статусно фиксированы в пространстве учебной аудитории, если в ходе взаимодействия не находят реализации другие средства общения, включая контакт глаз, имплицитные смыслы, интонационный строй, паузы, темп, тембр голоса и невербальные компоненты речи. При организации ролевых игр, драматизаций, симуляций коммуникативных ситуаций (например, беседа с клиентами в офисе туристской фирмы, бронирование тура, бронирование номера в отеле, решение возможных проблем в отеле и др.) следует уделять внимание не только отработке необходимых грамматических структур и лексических единиц, но и разъяснению оптимальных в данных ситуациях речевых тактик, созданию возможного сценария коммуникации.

При отборе содержания обучения ИЯ в рамках профессионально-ориентированного подхода следует учитывать основные цели обучения ИЯ студентов направлений «Туризм» и «Сервис». Материал должен быть интересен обучающимся с профессиональной точки зрения, способствовать подготовке к будущей профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному развитию. Материал должен давать студентам современное представление об изучаемых областях, о профессиональных обязанностях специалистов, давать определения и основные понятия туризма, гостеприимства и сферы сервиса, информацию страноведческого и социокультурного характера. В содержании обучения ИЯ должны быть обязательно отражены современное состояние и направления развития туристской индустрии и сферы сервиса в России и мире.

В процессе обучения ИЯ большое внимание уделяется работе с текстами как источниками необходимых лексических и терминологических единиц, а также новейшей информации по профилю профессиональной подготовки. Поскольку целью обучения является формирование у будущего специалиста способности использовать изучаемый язык как инструмент реального общения в поликультурном общественном пространстве, то тексты должны иметь аутентичный характер. Это оригинальные тексты, создаваемые для реальных условий общения, а не для узко понимаемых учебных ситуаций, ценные в познавательном отношении и отражающие особенности профессии, жизни и культуры страны изучаемого языка. Полезно использовать прагматические тексты, статьи из журналов и газет, ресурсы Интернета. Стоит уделять внимание не только заданиям на понимание содержания текста (например, ответы на вопросы по содержанию текста; определение соответствия приведенных высказываний содержанию текста; составление таблиц или схем по содержанию текста; передача содержания текста и т.д.), но и заданиям творческого характера, способствующим развитию умений понять основную идею текста, интерпретировать интенциональный посыл автора текста, выразить собственное видение проблемы, свое отношение к проблемам, представленным в тексте. К таким заданиям могут относиться предтекстовые задания (например, обсуждение вопросов, касающихся темы текста, прогнозирование содержания текста по заголовку, фотографиям, картинкам и др.) и задания после прочтения текста (передать краткое содержание текста и выразить собственное понимание основной идеи текста; выразить свое отношение к имеющейся в тексте проблеме; обсудить затронутые проблемы шире, не только в рамках содержащейся в тексте информации, найти дополнительные материалы по проблеме и т.д.).

Эффективным способом развития навыков общения представляется организация обсуждений актуальных проблем, имеющих значение для профессионального и личностного становления обучающихся. Обсуждения могут основываться на интерпретации текстов и статей, затрагивающих актуальные профессиональные проблемы. Преподавателем также могут быть составлены вопросы для обсуждения. Такие вопросы обычно не предполагают однозначных ответов, побуждая к разностороннему рассмотрению затрагиваемой проблемы и открывая возможности для обмена мнениями в данном направлении. Кроме вопросов можно использовать задания, где необходимо выразить согласие / несогласие с приведенными высказываниями, представить свою интерпретацию высказываний, обосновать свое отношение к обсуждаемой проблеме, провести обсуждение в микрогруппе, составить моновысказывание по теме и т.д. В процессе обсуждений и дискуссий сталкиваются, сопоставляются разнообразные ценностно-смысловые установки, ценностные позиции. У учащихся формируется опыт публичной аргументации собственной точки зрения, опыт вслушивания в аргументацию партнеров по общению, опыт принятия чужой ценностно-смысловой позиции, опыт группового взаимодействия, сотрудничества в поиске оптимального решения и др.

Использование в процессе обучения проектных заданий является еще одним эффективным интерактивным инструментом формирования профессиональных умений и личностных качеств будущих специалистов. Проектная технология основана на идее взаимодействия обучающихся в группе, в ходе которого они берут на себя индивидуальную и коллективную ответственность в решении учебных задач. Применение проектной технологии создает условия для взаимодействия и сотрудничества преподавателя и студентов, студентов между собой, позволяет «активизировать учебно-познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал» [4, с.124], выработать навыки работы в команде. Проектная технология предполагает решение определенной проблемы, её детальную разработку и направлена на получение и презентацию результата, который можно применить в реальной практической деятельности. Для достижения желаемых результатов в ходе проектной деятельности студентам необходимо самостоятельно мыслить, используя межпредметные связи, привлекая для этого знания из разных областей, свой личный опыт, необходимо умение прогнозировать результаты различных вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. Из разнообразных видов проектов целесообразным представляется выполнение проектных заданий, имеющих профессиональную направленность и представляющих для студентов профессиональный интерес (например, подготовка и презентация проектов фирм и компаний сферы обслуживания, разработка рекламных проектов туристских компаний, продвижение туристской продукции, разработка маршрутов туров, организация и проведение экскурсий и др.). Результаты проделанной работы оформляются в виде презентаций с использованием компьютерных технологий.

Иностранный язык сегодня является не просто одной из вузовских дисциплин, а необходимой составляющей профессиональной подготовки и нацелен на формирование профессионально-значимых качеств и всестороннее развитие личности студента. Обучение ИЯ на основе профессионально-ориентированного подхода, комплексное применение активных методов и интерактивных технологий обучения, отбор имеющего профессиональную значимость содержания обучения будут способствовать формированию компетентных специалистов в области туризма и сервиса.


Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 «Сервис» (квалификация (степень) «бакалавр»). http://минобрнауки.рф/

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «бакалавр»). http://минобрнауки.рф/

  3. Ионова А.М. Методика обучения профессионально ориентированному устному общению студентов бакалавриата на основе лингвокультурологического подхода (направление подготовки 031900 «Международные отношения»). Автореф. дис… канд. пед. н.: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык). М., 2012.

  4. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. – М.:АРКТИ, 2002. – 176 с.

  5. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / под. ред. П.И. Образцова. – Орел: ОГУ, 2005. – 114 с.

1 Вслед за Т.М. Дридзе и Т.З. Адамьянц под интенциональностью понимаем порождаемые и интерпретируемые цельные, психологически-завершенные, иерархически-организованные мотивационно-смысловые доминанты личности, определяющие особенности взаимодействий и принятия управленческих решений на всех уровнях социокультурной организации общества.

Основные термины (генерируются автоматически): обучения ИЯ, профессиональной деятельности, профессионального общения, будущей профессиональной деятельности, высшего профессионального образования, области туризма, ИЯ профессионального общения, сферы сервиса, содержания текста, содержанию текста, обучения ИЯ студентов, профессиональной коммуникации, обучении ИЯ, ситуациях профессионального общения, содержания обучения ИЯ, обучения ИЯ должны, Обучение ИЯ, обучения ИЯ ориентирован, ходе обучения ИЯ, стандарт высшего профессионального.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос