О способах организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих специалистов сферы туризма и сервиса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 712 раз

Библиографическое описание:

Зыбина, Н. Е. О способах организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих специалистов сферы туризма и сервиса / Н. Е. Зыбина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 420-423. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4858/ (дата обращения: 12.08.2020).



Статья посвящена системе профориентационной работы в филиале НВМУ (г. Мурманск) с воспитанниками 1–5 курсов. Указаны три составляющие профориентационной работы и ее этапы с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Ключевые слова: профессионализм, профессиональная ориентация, профессиональное информирование, профессиональное воспитание, профессиональное консультирование, профессиональное самоопределение.

В современном российском обществе возрождается престиж военных профессий. Современная армия использует в военных целях новейшие достижения науки, новые образцы вооружений, инновационные технологии. Все это приводит к усложнению воинской деятельности, появлению новых профессий и специальностей. Обобщающее определение военного профессионализма представлено у О. Ю. Ефремова и П. А. Корчемного, который авторы характеризуют как «интегративное качество военнослужащих, представляющее совокупность профессионально важных качеств, способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях воинской деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры» [2].

Офицер прежде всего должен обладать высоким уровнем сознания, патриотизма, готовностью выполнить свой долг перед Родиной. Важнейшее значение имеют его высокие волевые качества и организаторские способности. Он должен уметь творчески мыслить, быстро оценивать обстановку, оперативно принимать наиболее правильные решения. Офицера должны отличать дисциплинированность и исполнительность. Его внутренняя собранность, готовность точно и своевременно выполнить приказ являются залогом успешного решения поставленных задач. Вместе с тем современная, часто меняющаяся, обстановка требует инициативы и самостоятельности.

В этих условиях повышается роль довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны, в том числе и Нахимовских училищ. В сфере профессиональной ориентации воспитанников они призваны решать следующие задачи:

– совершенствование организационно-методической базы профессионального ориентирования воспитанников Нахимовского ВМУ;

– развитие форм и методов профессионального ориентирования;

– формирование личностного отношения к будущей профессии, понимание ее значимости и смысла, потребности в самовоспитании, волевой установке на служение Отечеству;

– формирование мотивации на выбор военной профессии в процессе ознакомления с современным состоянием Военно-Морского Флота, формирование представлений о высокой общественной значимости военно-профессиональной деятельности и исполнения долга по защите Отечества; обучение первичным воинским навыкам, возможность подготовить воспитанников физически и психологически к военной службе.

А также обучение в Нахимовском училище должно способствовать созданию для воспитанников максимальных возможностей для формирования и проявления своих склонностей и способностей с одной стороны, а с другой — возможность вовремя заметить, откорректировать, развить их в той сфере, которая соответствует избранной профессиональной деятельности [2].

В училище создана система профориентационной работы, которая включает в себя профессиональное информирование (сведения о различных военных профессиях, требованиях, предъявляемых к человеку при выборе этих профессий); профессиональное воспитание (возможность пробовать себя в различных видах деятельности, на практическом опыте узнать и определить свой потенциал) и профессиональное консультирование (изучение личности воспитанника, развитие и корректировка его склонностей и способностей).

Работа по профессиональной ориентации нахимовцев в Училище представляет собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством задач в образовательном процессе по формированию потребности у выпускников Нахимовского военно-морского училища в дальнейшем образовании в военных вузах и службе в Вооруженных силах РФ и включает три этапа.

На начальном этапе (1–2 курс) происходит знакомство нахимовцев с существующими военными специальностями, видами, родами войск, формирование правильного представления о военной профессии и интереса к военным специальностям. По окончании этого этапа у нахимовцев должна быть сформирована мотивации к выбору военной профессии, актуализация деятельности.

На основном этапе (3–4-5 курсы) происходит завершение мотивационного периода формирования ценностно-нравственной основы самоопределения учащихся относительно военно-профессиональной деятельности. Основными задачами на данном этапе является создание условий, позволяющих воспитанникам осуществить профессиональные пробы в военной профессии; оказывать психологическую и педагогическую поддержку, направленную на формирование готовности нести личностную ответственность за сделанный выбор; включение нахимовцев в практико-ориентированную деятельность, что позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности, организационно-деятельностные игры, военно-патриотические праздники; развитие личностных качеств воспитанников (настойчивости, целеустремленности, мобильности), самооценки и рефлексии своей собственной учебной деятельности и определение путей самосовершенствования с учетом возрастных особенностей воспитанников.

По окончании этого этапа (не позднее 9 класса) нахимовцы должны определиться с выбором военной профессии.

Третий этап (6–7 курс), завершающий, предполагает определение профиля военно-профессионального обучения, формирование психологической готовности к военно-профессиональной деятельности, поступление в вуз.

Работа по профориентации начинается с момента поступления в НВМУ. Все кандидаты для зачисления в училище имели достаточно высокий уровень подготовки по школьным предметам и по физической культуре, в той или иной степени были мотивированы на учебу в НВМУ и дальнейшую военную службу.

Естественно, когда обучающиеся в полной мере осознают удаленность от родных, сталкиваются с необходимостью выполнять распорядок дня, круглосуточно находится в стенах училища, жить строго по Уставу, соблюдать дисциплину не только в обучающей деятельности, но и в повседневной, нахимовцы начинают сомневаться в правильности сделанного выбора.

В этот период очень важно помочь воспитанникам раскрыть свои склонности и способности, создать возможность пробовать себя в различных видах деятельности. Для этого в середине сентября в Училище проводится Ярмарка дополнительного образования училища — «Карусель», где каждых нахимовец может выбрать наиболее подходящее для него направление деятельности, самоопределиться. Это позволяет создавать ситуацию успеха, побуждает к действию и обусловливает субъективно-личностную заинтересованность в результате.

На формирование профессиональной ориентации воспитанников нацелены традиционные общеучилищные мероприятия (Торжественное посвящение в нахимовцы, подъем флага, торжественные построения, митинги, акции, посвященные памятным датам, славным страницам истории русской и российской армии). Большое воспитательное значение имеет взаимодействие с шефскими воинскими частями Северного Флота: экскурсии на боевые надводные и подводные корабли Северного Флота, посещение Музеев боевой славы военных гарнизонов («Военно-историческая реконструкция (п. Сафоново)», Военно-морской Музей Северного Флота, музей «Подводная лодка К-21», Музей авиации СФ), участие в патриотических Акциях памяти, участие в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье, Уроки Мужества «Связь поколений» с участием командующего Северным Флотом, героев России. Такие мероприятия не только знакомят нахимовцев со спецификой профессии офицера, но и с особенностями службы в подразделениях различной направленности. Традиционно в училище проходят тематические дни «День военных профессий» и исторический практикум «Отечественное оружие».

Обучающиеся участвуют в профориентационных проектах образовательных организаций города, построенных на принципе «равный-равному», когда они рассказывают ученикам 4-х классов об училище, своей будущей профессии. Традиционные дни открытых дверей нахимовцы всегда проводят вместе с преподавателями, офицерами, показывая гостям возможности училища и знакомя их с укладом жизни воспитанников.

Военно-профессиональная ориентация — это систематическая и целенаправленная работа педагогов, воспитателей, педагогов-психологов и педагогов-организаторов по оказанию помощи обучающимся в выборе военной специальности и подготовке к ее освоению. Профориентационная работа строится с учетом структурно-функциональной модели процесса профессиональной ориентации для образовательного учреждения [3] и опирается на следующие подходы:

– системный (позволяющий рассматривать профессиональную ориентацию как систему мер, способствующих формированию профессионального самоопределения воспитанников);

– деятельностный (способствующий формированию у нахимовцев активного отношения к приобретению теоретических знаний и практических умений);

– компетентностный (способствующий развитию ключевых образовательных компетенций);

– личностно-ориентированный (согласно которому приоритетным является развитие ценностно-эмоциональной сферы личности, ее отношению к миру, деятельности).

Литература:

  1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 мая 2012 г. N 1199 г. Москва «Об утверждении Типового положения о президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации».
  2. Военная педагогика / под общ. ред. О. Ю. Ефремова. СПб., 2008. 437 c.
  3. Пряжников Н. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, область туризма, профессиональная деятельность, профессионально-ориентированный подход, процесс обучения, ситуация, будущая профессиональная деятельность, задание, обучение, проблема, проектная технология, профессионально-ориентированное общение, профессиональное общение, содержание текста, сфера сервиса.


Похожие статьи

Обучение профессионально ориентированному языку...

Профессионально-ориентированное обучение предусматривает профессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и деятельности, включающей в себя методы и приемы, формирующие профессиональные умения.

Проблемы профессионально-ориентированного обучения...

Профессионально-ориентированное обучение предусматривает профессиональную

Профессионально-ориентированное общение может происходить в официальной и

Поэтому содержание обучения иностранному языку должно быть профессионально и...

Профессионально-ориентированный подход при обучении...

Профессионально-ориентированный подход при обучении иностранному языку (педагогическая концепция).

Главное требование профессионально-ориентированного обучения иностранному языку — приблизить содержание и методы преподавания к...

Обучение профессионально-ориентированному общению на...

В статье рассматриваются особенности обучения профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов. Ключевые слова:обучение, иностранный язык, профессионально-ориентированное общение, устная иноязычная речь.

Изучение опыта в обучении профессионально...

Ключевые слова: профессионально-ориентированный иностранный язык, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, обучение чтению, методика и современные технологии преподавания иностранных языков...

Формирование иноязычной профессионально-ориентированной...

Процесс обучения профессионально-ориентированному общению с целью развития и формирования профессиональной компетентности будет более эффективным, как считает Е. А. Шатурная при соблюдении следующих условий

Проблемы профессионально-ориентированного обучения...

Рассматриваются вопросы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, направленного на формирование общеакадемических навыков в процессе преподавания английского языка в условиях неязыковых факультетов.

Практико-ориентированный подход в подготовке...

Профессионально-ориентированный подход при обучении русскому языку будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Категория «содержание обучения» в системе преподавания...

Ключевые слова:система обучения, содержание обучения, профессионально ориентированное обучение иностранному языку и культуре, подходы к отбору содержания обучения. Проблеме отбора содержания обучения иностранному языку...

Похожие статьи

Обучение профессионально ориентированному языку...

Профессионально-ориентированное обучение предусматривает профессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и деятельности, включающей в себя методы и приемы, формирующие профессиональные умения.

Проблемы профессионально-ориентированного обучения...

Профессионально-ориентированное обучение предусматривает профессиональную

Профессионально-ориентированное общение может происходить в официальной и

Поэтому содержание обучения иностранному языку должно быть профессионально и...

Профессионально-ориентированный подход при обучении...

Профессионально-ориентированный подход при обучении иностранному языку (педагогическая концепция).

Главное требование профессионально-ориентированного обучения иностранному языку — приблизить содержание и методы преподавания к...

Обучение профессионально-ориентированному общению на...

В статье рассматриваются особенности обучения профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов. Ключевые слова:обучение, иностранный язык, профессионально-ориентированное общение, устная иноязычная речь.

Изучение опыта в обучении профессионально...

Ключевые слова: профессионально-ориентированный иностранный язык, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, обучение чтению, методика и современные технологии преподавания иностранных языков...

Формирование иноязычной профессионально-ориентированной...

Процесс обучения профессионально-ориентированному общению с целью развития и формирования профессиональной компетентности будет более эффективным, как считает Е. А. Шатурная при соблюдении следующих условий

Проблемы профессионально-ориентированного обучения...

Рассматриваются вопросы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, направленного на формирование общеакадемических навыков в процессе преподавания английского языка в условиях неязыковых факультетов.

Практико-ориентированный подход в подготовке...

Профессионально-ориентированный подход при обучении русскому языку будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Категория «содержание обучения» в системе преподавания...

Ключевые слова:система обучения, содержание обучения, профессионально ориентированное обучение иностранному языку и культуре, подходы к отбору содержания обучения. Проблеме отбора содержания обучения иностранному языку...

Задать вопрос