Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 15.06.2016

Статья просмотрена: 981 раз

Библиографическое описание:

Милова, М. В. Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка / М. В. Милова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 780-782. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31434/ (дата обращения: 23.04.2024).



 

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.

Ключевые слова: компетентностный подход, психолого-педагогическая компетентность, профессиональная подготовка

 

Модернизация российского образования актуализирует компетентностный подход к подготовке специалиста, в научном сообществе активно изучаются вопросы профессионализма и профессиональной компетентности. Введение государственных образовательных стандартов привело к обновлению квалификационных характеристик учителя иностранного языка, изменились требования к преподаванию учебного предмета, к обеспечению качества образовательных услуг. В связи с этим психолого-педагогическая компетентность является важной составляющей уровня профессиональной подготовки и профессионализма учителя иностранного языка.

Нами были изучены определения понятия психолого-педагогической компетентности, данными известными авторами.

В. И. Блинов, К. С. Махмурян, Е. Н. Соловова характеризуют профессиональную компетентность педагога через следующие взаимосвязанные компетенции: коммуникативную, филологическую, психолого-педагогическую, социальную, методическую, компенсаторную, общекультурную. Кроме того, они отмечают значимость педагогического и языкового мышления и наличия личностных качеств педагога[1, с. 87].

Т. М. Сорокина утверждает,что психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка — это синтез практических и теоретических знаний, способность личности решать различные педагогические задачи.

Н. Д. Гальскова считает, что психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка заключается в сочетании профессиональных знаний, собственного педагогического опыта, творческих и личностных качеств [2, с. 140].

М. И. Лукьянова так же определяет психолого-педагогическую компетентность наличием определенных качеств личности, которые характеризуются высоким уровнем психолого-педагогической подготовленности и обеспечивают соответствие профессиональной деятельности [3, с.6].

Однако современные исследователи не дают однозначной трактовки определению психолого-педагогической компетентности учителя иностранного языка, рассматривая компетентность как сложное и многоаспектное понятие.

Психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка как представителя иноязычной культуры предполагает наличие определенного уровня владения знаниями по педагогике и психологии для выстраивания эффективной технологии взаимодействия с учащимися и родителями, коллегами в урочной и внеурочной деятельности.

Так же личность педагога, его личностно-деловые качества играют важную роль при формировании психолого-педагогической компетентности. Современный учитель иностранного языка это психологически зрелая, творческая личность, обладающая социальной мобильностью, гибкостью в выборе форм и приемов взаимодействия с коллегами, учащимися и их родителями; готовая к инновациям в образовании, способная самореализовать себя в кризисных ситуациях.

Мы считаем, что компетентный педагог иностранного языка в современной школе должен обладать:

1)                 достаточным уровнем знаний о психологических, индивидуальных особенностях современного школьника, сторонах его характера, достоинствах и недостатках предшествующей иноязычной подготовки для выстраивания стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

2)                 представлением о психолого-педагогических особенностях учебной группы, процессах взаимодействия, происходящих внутри группы между учащимися, учителем и учащимися для достижения планируемых педагогических результатов;

3)                 психолого-педагогической грамотностью, умениями и профессионально значимыми личностными качествами, способностью к профессиональному самосовершенствованию, умением организовать собственную педагогическую деятельность, знанием своих собственных психологических особенностей для повышения качества своего труда [4, с.166].

Процесс становления психолого-педагогической компетентности носит уровневый характер: этап обучения в вузе и период самостоятельной практической деятельности.

Обучение в вузе — это сензитивный период для формирования базовых составляющих психолого-педагогической компетентности. На вузовском этапе формируются обученность, профессиональная подготовленность, закладываются основы психолого-педагогических знаний. Важно, чтобы учебные занятия по курсу педагогики и психологии состояли из трех этапов: теоретический, практический и рефлексивный. Это позволит соединить психологические знания и педагогические умения, необходимые в работе учителя иностранного языка.

Полученные знания, студенты реализуют в ходе педагогической и производственной практик. Практика играет первостепенную роль в формировании и совершенствовании психолого-педагогической компетенции будущего педагога. Будущие педагоги знакомятся со школьным укладом, психологией современных школьников, учатся самостоятельно решать педагогические задачи и ситуации. Наряду с этим развивается педагогическое мышление при решении новых учебных и воспитательных задач в разных условиях [5].

В процессе подготовки и проведения уроков, внеклассных мероприятий студенты выстраиваю педагогический процесс с разновозрастными группами учащихся находящихся на различных ступенях обучения, с разной языковой подготовкой, вырабатывая свой индивидуальный педагогический стиль общения.

Аудиторные занятия, педагогическая и производственная практики взаимодействуют между собой, представляя единство целей, форм, методовнаправленных на развитие таких компонентов психолого-педагогической компетентности будущих педагогов иностранного языка как рефлексия, самоанализ, коммуникативность, способность к сотрудничеству, складывается положительное отношение к педагогической деятельности.

Следует отметить, что современные выпускники вуза испытывают психолого-педагогические трудности при вхождении в профессию. Их знания ограничены учебными дисциплинами, педагогической и производственной практиками; нет полного представления о психологических особенностях современного школьника; выпускник не готов к построению взаимодействия с родителями учащихся, педагогическим коллективом; незнание достоинств и недостатков собственной деятельности, особенностей своей личности.

Мы считаем, что вузовскому обучению следует стать более практико-ориентированным, должны преобладать программы личностно-развивающего характера, направленные на формирование индивидуального стиля педагогической деятельности, на овладение навыками самодиагностики и коммуникативной культуры.

Следует поддержать выпускника вуза, молодого учителя в начале работы в школе созданием приятного психологического климата в коллективе, способствовать налаживанию отношений с учащимися, родителями, организовывать семинары, конференции, дискуссионные собрания для повышения уровня сформированности психолого-педагогической компетентности.

На втором этапе, в процессе самостоятельной, практической деятельности, происходит дальнейшее развитие и совершенствование психолого-педагогической компетентности.

Педагогическая деятельность современного учителя иностранного языка должна быть направлена не только на формирование знаний, умений и навыков по учебному предмету, но и на развитие универсальных учебных действий, психического развития, мировоззрения учащихся. Психолого-педагогическая компетентность педагога иностранного языка проявляется не в трансляции знаний от учителя к ученику, а в вовлечение учащихся в проектную, исследовательскую, инновационную деятельности по предмету; способности прогнозировать психологические ситуации в ученическом коллективе, по поведению ребенка определять его психологическое состояние и соответствующим образом на это реагировать.

Выделим пути повышения психолого-педагогической компетентности, это:

  1.                Совершенствование профессиональной позиции учителя, самосознания;
  2.                Участие в различных тренингах, семинарах, конференциях, вебинарах;
  3.                Обогащение психолого-педагогических знаний путем изучения, прочтения специальной литературы;
  4.                Обобщение собственного педагогического опыта;
  5.                Занятие исследовательской, научной деятельностью;
  6.                Освоение новых педагогических технологий.

На наш взгляд, показателем сформированности психолого-педагогической компетентности может выступать творческая педагогическая деятельность учителя иностранного языка, умение применять на практике психологические знания, грамотное педагогическое общение с учениками, родителями и коллегами, стабильное психоэмоциональное состояние личности.

Психолого-педагогическая компетентность играет важную роль в становлении профессионализма учителя иностранного языка. В современных условиях, для того чтобы стать компетентным педагогом, профессионалом своего дела не достаточно знать свой предмет на «отлично», необходимо постоянно самосовершенствоваться.

 

Литература:

 

  1.                Дубровина Т. С. К вопросу о профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков // Молодой ученый. — 2011. — № 4. — Т.2. — С. 86–89.
  2.                Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М: АРКТИ. — 2004. — С. 192
  3.                Лукьянова М. И. Развитие психолого-педагогической компетенции учителя. Автореф. … дисс. канд. пед. наук. — М., 1996. — 18 с.
  4.                Милова М. В. Психолого-педагогическая компетентность как составляющая профессиональной подготовки учителя иностранного языка [Текст] / М. В. Милова // Проблемы психологии глазами студентов: сборник статей по материалам IV и V Межвузовских студенческих научно-практических конференций (май 2014 г., 2015г.). — Н.Новгород: НГПУ им.К.Минина. — 2015. — С. 166–167.
  5.                Тамаркова, Ю. А. Педагогическая практика как условие развития профессиональной компетенции будущего учителя иностранных языков // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.scienceforum.ru/2014/470/1506
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, психолого-педагогическая компетентность, психолого-педагогическая компетентность учителя, знание, педагогическая деятельность, производственная практика, компетентный педагог, профессиональная подготовка, собственный педагогический опыт, современный учитель.


Ключевые слова

компетентностный подход, профессиональная подготовка, психолого-педагогическая компетентность

Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная...

Развитие компетентности современного учителя

Компетентность-это совокупность профессионально-педагогических компетенций [1]. Профессиональная компетентность учителя-это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Характеристика методической компетентности в структуре...

Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики...

О профессиональной компетентности учителя

профессиональная компетентность, педагогическая деятельность, знание, умение, Профессиональная компетентность учителя, общекультурная компетентность, компетентность, форма исполнения...

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания. Ключевые слова:профессиональная компетентность, профессиональная компетенция...

Психологическая компетентность педагогов в рамках...

Ключевые слова: профессиональный стандарт, педагог, компетенция, психолого-педагогические компетенции.

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Ключевые слова: коммуникативный, организация учебного процесса, источник знаний, компетентность, модель, целенаправленность, творческая личность, современный педагог, привлекательность, конкуренция. Учитель! перед именем твоим.

Проблемы профессиональной компетентности молодых...

Современному педагогу необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовывать свою деятельность на...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная...

Развитие компетентности современного учителя

Компетентность-это совокупность профессионально-педагогических компетенций [1]. Профессиональная компетентность учителя-это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Характеристика методической компетентности в структуре...

Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики...

О профессиональной компетентности учителя

профессиональная компетентность, педагогическая деятельность, знание, умение, Профессиональная компетентность учителя, общекультурная компетентность, компетентность, форма исполнения...

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания. Ключевые слова:профессиональная компетентность, профессиональная компетенция...

Психологическая компетентность педагогов в рамках...

Ключевые слова: профессиональный стандарт, педагог, компетенция, психолого-педагогические компетенции.

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Ключевые слова: коммуникативный, организация учебного процесса, источник знаний, компетентность, модель, целенаправленность, творческая личность, современный педагог, привлекательность, конкуренция. Учитель! перед именем твоим.

Проблемы профессиональной компетентности молодых...

Современному педагогу необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовывать свою деятельность на...

Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная...

Развитие компетентности современного учителя

Компетентность-это совокупность профессионально-педагогических компетенций [1]. Профессиональная компетентность учителя-это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Характеристика методической компетентности в структуре...

Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики...

О профессиональной компетентности учителя

профессиональная компетентность, педагогическая деятельность, знание, умение, Профессиональная компетентность учителя, общекультурная компетентность, компетентность, форма исполнения...

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания. Ключевые слова:профессиональная компетентность, профессиональная компетенция...

Психологическая компетентность педагогов в рамках...

Ключевые слова: профессиональный стандарт, педагог, компетенция, психолого-педагогические компетенции.

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Ключевые слова: коммуникативный, организация учебного процесса, источник знаний, компетентность, модель, целенаправленность, творческая личность, современный педагог, привлекательность, конкуренция. Учитель! перед именем твоим.

Проблемы профессиональной компетентности молодых...

Современному педагогу необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовывать свою деятельность на...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная...

Развитие компетентности современного учителя

Компетентность-это совокупность профессионально-педагогических компетенций [1]. Профессиональная компетентность учителя-это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Характеристика методической компетентности в структуре...

Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики...

О профессиональной компетентности учителя

профессиональная компетентность, педагогическая деятельность, знание, умение, Профессиональная компетентность учителя, общекультурная компетентность, компетентность, форма исполнения...

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания. Ключевые слова:профессиональная компетентность, профессиональная компетенция...

Психологическая компетентность педагогов в рамках...

Ключевые слова: профессиональный стандарт, педагог, компетенция, психолого-педагогические компетенции.

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Ключевые слова: коммуникативный, организация учебного процесса, источник знаний, компетентность, модель, целенаправленность, творческая личность, современный педагог, привлекательность, конкуренция. Учитель! перед именем твоим.

Проблемы профессиональной компетентности молодых...

Современному педагогу необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовывать свою деятельность на...

Задать вопрос