Профессиограмма менеджера как эталонная модель специалиста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 20.04.2015

Статья просмотрена: 2748 раз

Библиографическое описание:

Хабибулина, З. З. Профессиограмма менеджера как эталонная модель специалиста / З. З. Хабибулина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7942/ (дата обращения: 20.04.2024).

В статье автор рассматривает вопросы профессиограммы менеджера, проводит анализ психолого-педагогической литературы, формулирует понятийный аппарат интересующей проблемы, выделяет компетенции будущего менеджера.

Ключевые слова: управление, менеджер, профессиограмма менеджера.

 

В современном развивающемся обществе «управление» играет важную роль в общественной, политической, экономической, социальной, педагогической и других сферах жизни. От грамотных, профессионально компетентных менеджеров зависит эффективность функционирования и развитие любой организации, а, следовательно, результативность региона и страны в целом зависит от качества управления, осуществляемого менеджерами.

Государственным и муниципальным образованиям требуются управленческие кадры нового стиля мышления, владеющими не только требуемыми знаниями, навыками и умениями по выработке стратегии развития, но и способными реализовывать их в управленческой практике, которые разбираются в проблемах государственного и муниципального управления, а также в особенностях рыночной экономики.

Большое значение для практики управления имеет обеспечение соответствия личных и деловых качеств, способностей и возможностей человека конкретной должности, которую он занимает или предполагает занять. Это требует четкого представления уровня знаний, перечня навыков и умений, необходимых для профессионального ведения данного конкретного дела. В производственной обстановке такая задача решается с помощью квалификационного справочника или классификатора должностей, а также должностной инструкции. Данные документы содержат перечень требований к специалисту, претендующему на занятие конкретной должности. Наиболее полное описание конкретной должности менеджера и требований к человеку, который должен занимать ее, отражаются в профессиограмме менеджера.

Термин «профессиограмма» происходит от лат. professio — специальность, занятие и греч. gramma — запись.

Определение термина «профессиограмма» встречается в социологической, экономической, психолого-педагогической литературе. Социологи дают следующее определение этому термину: «Профессиограмма — это описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику» [5]; «…описание в форме таблицы или графика какого-либо вида профессиональной деятельности в конкретных производственных условиях». А. А. Грицанов, Нартова-Бочавер С. К., Чекин А. Н., В. Н. Чернышев, А. П. Двинин и др. в систему требований, предъявляемых работнику, включают социально-экономические, производственно-технические, санитарно-гигиенические, психологические характеристики [2;7]. В психолого-педагогической литературе профессиограмма рассматривается как документ, результат исследования, подробное описание некоей профессии через систему требований, предъявляемых ею работнику, включая качества личности, знания, умения и навыки, нужные для успешного овладения этой профессией [1;7].

Разработке методологических требований к составлению профессиограмм посвящены работы как отечественных, так и зарубежных ученых (Е. М. Ивановой, А. К. Марковой, В. Е. Гаврилова, Е. И. Гарбера, Е. А. Климова, И. Н. Шпильрейна и др.), но, тем не менее, ощущается нехватка практических разработок для каждой отдельной профессии. Е. Романовой [4] проведено наиболее полное и широкое исследование в направлении проекции существующих теоретических положений в сферу практического профессиографирования. При этом обобщение универсальных требований к специалистам рассматриваемой профессии следует регулярно корректировать в зависимости от изменения целей и задач организации, которое ведет к трансформации основных функций представителя данной профессии.

Ученые выделяют несколько методологических принципов разработки профессиограмм:

а) системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;

г) научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы [4].

Наличие профессиограммы позволяет определить степень соответствия личных и деловых качеств, способностей человека требованиям к профессии. При полном их соответствии самооценка человека превращается в мотиватор, повышающий интерес к делу. Несоответствие же их создает значительные трудности в освоении профессии и в работе из-за снижения мотивации.

Взяв за основу определение Е. В. Пичугиной, под профессиограммой мы понимаем описание, характеристику профессии, основной источник, регламентирующий требования к знаниям, умениям, навыкам, качествам специалиста, отражающий его полную квалификационную характеристику [3].

Исследование профессиологического, нормативного, психологического, содержательного, личностного, технологического, информационного аспектов профессиограммы показало, что профессиограмма имеет многофункциональное назначение в сфере профессионального образования. С помощью профессиограммы возможен анализ всех сторон профессиональной деятельности специалиста. Профессиограмма является идеальной моделью личности и деятельности будущего специалиста; выступает базисом формирования содержания профессионального образования, служит ориентиром в выборе методов, форм, средств обучения, обеспечивающих формирование качеств личности и профессиональной деятельности специалиста, может быть использована в качестве инструмента контроля качества подготовки выпускника.

На основе исследования сущности и структуры профессиограмм (Батышев С. Я., Беляева А. П., Зеер Э. Ф., Е. А. Климов, Сотникова С. И. и др.), учитывая особенности труда специалиста в области управления образованием, в исследовании разработана профессиограмма менеджера.

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Термины «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Так, в экономической литературе «управление» определяют как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации. «Менеджмент», в свою очередь, — это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, а также интеллектуальными, финансовыми и другими ресурсами [6].

Исходя из вышеизложенного, необходимо составить профессиограмму менеджера, связанное с трансформацией его функций, обусловленной состоянием национальной экономики.

Менеджеру необходимы внятная речь, хорошая память, высокая эмоционально-волевая устойчивость, развитые коммуникативные и организаторские способности, готовность к разумному риску. Он должен быть смелым, решительным, обязательным, самокритичным, толерантным, компетентным, иметь чувство юмора и эмпатию.

Менеджеру необходима хорошая подготовка в области экономики, права, социальной психологии, психологии труда, управления. Он должен знать трудовое законодательство, закономерности ценообразования, налогообложения, маркетинга, технику ведения коммерческих переговоров, организацию производства. Менеджер должен ориентироваться в вопросах занятости, социальной защиты граждан, безопасности труда, конфликтологии, профессионального подбора, владеть навыками общения с людьми. Желательны знания иностранного языка и умения работать на ПК.

Е. С. Романова выделяет доминирующие виды деятельности менеджера:

-           работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;

-           служение целям организации, подчинение вышестоящим инстанциям;

-           изучение спроса и предложения на рынке;

-           планирование деятельности организации;

-           коммуникация (установление и развитие взаимодействия между персоналом, другими учреждениями и организациями);

-           поиск и использование необходимых средств и ресурсов для наилучшего достижения основных целей организации;

-           разработка бизнес-плана и контроль над его реализацией;

-           руководство (доведение инструкций и полномочий), организация и оценка работы подчиненных;

-           контроль за исполнением данного задания;

-           участие в процессе приема, подбора и помощь в профессионально-квалификационном росте работников;

-           проведение переговоров, бесед с клиентами;

-           проведение презентаций.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально важные качества):

способности:

-           высокоразвитые организаторские способности (способность руководить);

-           коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения);

-           способность управлять собой;

-           высокая способность влиять на окружающих;

-           способность руководить;

-           способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;

-           способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;

-           хорошо развитые аналитические способности;

-           высокий уровень понятийного мышления.

Личностные качества, интересы и склонности:

-           умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;

-           уверенность в себе, в принимаемых решениях;

-           энергичность;

-           четкие личные цели (знает, чего хочет от своей работы);

-           умение подчиняться требованиям, нормам организации;

-           эрудированность;

-           стремление к постоянному личностному росту. [4].

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки бакалавра государственного и муниципального управления:

а) общекультурных (ОК)

-           владением одним из иностранных языков как средством коммуникации в рамках сложившейся специализированной терминологии профессионального международного общения (ОК-11)

-           владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-24).

Таким образом, мы видим, что проблема профессиональной профессиограммы менеджера интересует ученых с различных точек зрения, проблемы определения и составления профессиограммы интересуют как методистов, так и ученых-педагогов, психологов, социологов. Подобный интерес связан, как нам кажется, прежде всего, с тем, что профессиограмма позволяет с новой, современной точки зрения подойти к пониманию и определению профессии менеджера, уточнить ее роль в современном мире.

 

Литература:

 

1.                  Акмеологический словарь/Под общей ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — 161 с.

2.                  Нартова — Бочавер С. К. Дифференциальная психология: учебное пособие. — изд-во Флинта, 2008.

3.                  Пичугина Е. В. Управленческо-педагогическая подготовка будущих менеджеров образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2006.

4.                  Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. / Е. Романова. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 464 с.

5.                  Социология. Энциклопедия / Грицанов А. А., Абушенко В. Л., Евелькин Г. М., Соколова Г. Н., Терещенко О. В. — 2003.

6.                  Толковый словарь иноязычных слов / Крысин Л. П.. М,: ЭКСМО, 2008. — 944 с.

7.                  Чекин А. Н. Управление персоналом в России: современные исследования, проблемы и решения// материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Ульяновск: УлГТУ, 2011. — 170 с.

Основные термины (генерируются автоматически): менеджер, способность, психолого-педагогическая литература, умение, качество, муниципальное управление, профессиональная деятельность, профессиональная деятельность специалиста, профессиональное образование, система требований.

Ключевые слова

управление, менеджер, профессиограмма менеджера., профессиограмма менеджера

Похожие статьи

Профессиональные и личностные качества менеджера

способность, иностранный язык, менеджер, психолого-педагогическая литература, система требований, профессиональное образование, профессиональная деятельность специалиста...

Профессионально важные качества руководителя

система управления, Россия, менеджер, управленческая деятельность, роль руководителя, социальное управление, муниципальная служба, общая система, профессиональная деятельность руководителя...

Анализ категории «профессионализм» специалиста...

профессиональное обучение, профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессионализм педагога, профессионально-педагогическая деятельность, профессиональная ориентация...

Педагогический менеджмент в организации... | Молодой ученый

Основа педагогического менеджмента -это система управления учебно — воспитательным процессом в профессиональном образовании. Под управлением в образовании понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня...

Понятие «профессиональная компетентность» и различные...

Акимова А. П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 1. — Ленинград, 1973.

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Литература: ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества.

Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности... Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

Коммуникативные способности в профессиональной...

Опыт свидетельствует, что уровень профессионализма руководителей определяется не только их теоретической и практической подготовленностью, но и умением общаться со своими подчинёнными, то есть личными качествами и способностями руководить людьми.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная... Повышение профессиональной компетенции педагогов...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Термин «профессионально значимые качества» трактуется в научной литературе неоднозначно. Поскольку успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков...

Похожие статьи

Профессиональные и личностные качества менеджера

способность, иностранный язык, менеджер, психолого-педагогическая литература, система требований, профессиональное образование, профессиональная деятельность специалиста...

Профессионально важные качества руководителя

система управления, Россия, менеджер, управленческая деятельность, роль руководителя, социальное управление, муниципальная служба, общая система, профессиональная деятельность руководителя...

Анализ категории «профессионализм» специалиста...

профессиональное обучение, профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессионализм педагога, профессионально-педагогическая деятельность, профессиональная ориентация...

Педагогический менеджмент в организации... | Молодой ученый

Основа педагогического менеджмента -это система управления учебно — воспитательным процессом в профессиональном образовании. Под управлением в образовании понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня...

Понятие «профессиональная компетентность» и различные...

Акимова А. П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 1. — Ленинград, 1973.

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Литература: ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества.

Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности... Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

Коммуникативные способности в профессиональной...

Опыт свидетельствует, что уровень профессионализма руководителей определяется не только их теоретической и практической подготовленностью, но и умением общаться со своими подчинёнными, то есть личными качествами и способностями руководить людьми.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная... Повышение профессиональной компетенции педагогов...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Термин «профессионально значимые качества» трактуется в научной литературе неоднозначно. Поскольку успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков...