Библиографическое описание:

Чечева Н. А. Научно-практические основания мониторинга качества повышения квалификации педагогов [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 122-124.

Современный этап модернизации отечественного образования характеризуется фундаментальным качественным изменением в системном подходе к развитию образования. Это особый период в развитии образования, когда к нему предъявлены невиданные ранее высокие требования, рассчитанные на становление и проявление качественно нового потенциала общекультурных, интеллектуальных, духовных, профессиональных возможностей личности.

Это обусловливает изменение требований к образовательному процессу, появление его новых качественных характеристик, а значит и адекватные изменения в требованиях к организатору образовательного процесса – педагогу. Это проявляется в постановке принципиально новых социально-педагогических задач, усилении методолого-технологического образования педагога, росте наукоемкости педагогического труда, в котором начинает преобладать развивающее, стимулирующее, проективное, рефлексивное начала.

Новая ситуация в образовании во многом определила необходимость формирования педагога как субъекта, который должен уметь приводить собственную профессиональную деятельность в соответствие с требованиями времени, непрерывно повышая свой профессиональный уровень; быть готовым самостоятельно вносить изменения, быстро и эффективно реагируя на внешние перемены и новые вызовы. Индивидуальное профессионально-педагогическое совершенствование становится составной частью совершенствования системы образования. Возникает необходимость в том, чтобы педагог осваивал новые профессиональные роли и в своем развитии двигался от использования предписанного к конструированию нового, к самостоятельному принятию решений; от исполнителя к «рефлексопрактику»-профессионалу (Д. Шон), т.е. проходил путь от «рецептурного» (С.Л. Рубинштейн) до концептуального поведения. Помочь учителю стать адекватным времени, помочь самопреобразованию в ориентации на способность решать принципиально новые задачи, на достижение нового личностного образа и профессионального уровня призвана система повышения квалификации, структурные подразделения которой должны стать высококвалифицированными тьюторами, обеспечивающими комплексное сопровождение решения современных проблем образования.

В этих условиях актуальной становится идея качества повышения квалификации, отражающего степень соответствия рассматриваемого феномена задаваемым инновационным развитием общества нормам и требованиям. Высокий уровень качества, позволяющий ответить на вызовы времени и обеспечить конкурентоспособность педагогов и страны в целом, является одним из слагаемых эффективной модели повышения квалификации. Обеспечение должного качества повышения квалификации педагогических работников невозможно без объективной, своевременной информации о состоянии и развитии этого процесса. Такую возможность предоставляет педагогический мониторинг, теории и практике которого посвящено немало работ, и который становится все более востребованным в условиях оптимизации, реструктуризации, диверсификации, персонификации системы повышения квалификации.

С точки зрения методологии мониторинг представляет собой универсальный тип мыследеятельности, индифферентный к предметному содержанию и научной специальности. Это научно-практический феномен, который нашел применение во многих сферах в целях исследования любых объектов любой деятельности. В настоящее время достаточно определены общенаучные характеристики мониторинга (универсальный тип мыследеятельности, способ исследования реальности, способ управления деятельностью на основе наличия необходимой информации). Общетеоретические характеристики мониторинга включают такие процедуры, как: постоянное отслеживание процесса; выявление соответствия его реального состояния желаемому (предполагаемому); принятие управленческих решений на основе результатов предшествующего действия: а) оперативное регулирование, б) проектирование развития. Раскрытие общенаучной сущности мониторинга находит свое воплощение в различных сферах наук, где может фокусироваться внимание на отдельных характеристиках и могут выявляться дополнительные и важные для конкретной науки характеристики мониторинга. Это заслуживает внимания для получения более полного и ясного представления о педагогической сущности мониторинга. Мониторинг необходим, когда в построении какого-либо процесса важно постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления, с тем чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления. Именно на основе мониторинга формируется информационный ресурс управления.

В контексте нашего исследования мониторинг предстает как процесс непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием и развитием профессиональной компетентности педагога. Компетентность отражает «меру соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем» [1, 237]. В.В. Сериков подчеркивает, что «специфика компетентности как определенного типа профессиональной готовности состоит в том, что она приобретается в ситуациях реального решения профессиональных проблем» [2, 34].

Профессиональная компетентность педагога как целостное явление выступает в единстве её компонентов и связей между ними. Предметом мониторинга служат отношения между результатами диагностики состояний отдельных компонентов профессиональной компетентности педагога. Сочетание диагностируемых результатов состояний отдельных компонентов профессиональной компетентности даёт представление о состоянии профессиональной компетентности в целом, её уровне в данный момент. Совокупность «срезов» состояний профессиональной компетентности во времени даёт информацию о её развитии.

Основная идея проведения мониторинга профессиональной компетентности заключается в том, чтобы обеспечить управление развитием профессиональной компетентности, сделать этот процесс целенаправленным, обоснованным и организованным, а также способствовать реализации модели гибкой траектории индивидуального профессионального самосовершенствования педагогов.

Главные задачи мониторинга профессиональной компетентности как целостности:

  1. получение достоверной информации о процессе и текущих состояниях профессиональной компетентности;

  2. выработка коррекционной программы, способствующей оптимальному развитию профессиональной компетентности на основе прогноза возможных изменений;

  3. последующее отслеживание реальных изменений в развитии профессиональной компетентности на основе коррекционной программы.

Содержание этих задач одновременно представляет собой цикл мониторинга профессиональной компетентности. Циклы мониторинга могут повторяться сколь угодное количество раз, отслеживая непрерывное развитие профессиональной компетентности в процессе повышения квалификации педагога.

В структуре мониторинга выделяются следующие базовые компоненты:

  • сбор фактического материала, результатом которого является максимально точная, объективная и своевременная информация о состоянии профессиональной компетентности педагога;

  • оценивание, результатом которого является постановка диагноза, содержащего как оценку актуального состояния профессиональной компетентности педагога, так и оценку возможностей, ресурсов ее развития;

  • прогнозирование: поисковый прогноз (предсказание вариантов состояний профессиональной компетентности педагога) и нормативный прогноз (способы педагогического воздействия на все компоненты профессиональной компетентности педагога и на все факторы ее становления в процессе повышения квалификации с целью приведения объекта мониторинга в оптимальной состояние на основе заранее заданных норм).

Смысл мониторинга: актуализировать потребность педагогов в профессионально-личностном самосовершенствовании, формировании новых профессиональных потребностей, простимулировать их применять результаты повышения квалификации на практике. Системно выстроенная мониторинговая процедура реализуется как в курсовой, так и в посткурсовой период, позволяя отследить отсроченные результаты повышения квалификации, тем самым задается продолженность мониторинга во времени, обеспечивая переход от стихийных механизмов развития профессиональной компетентности к сознательно управляемому и самоуправляемому процессу.


Литература:
  1. Рапацевич Е.С. Золотая книга педагога / Под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010.

  2. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. – 2010. - №5. – С.29-37.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle