Библиографическое описание:

Шинкарева Л. В., Воробьева А. А. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 92-95.

Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но и его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в тенденциях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способностей к активной социальной адаптации в социокультурном пространстве, к самостоятельному выбору жизненного пути, к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим наряду с общим образованием огромное значение приобретает дополнительное.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Проблемы дополнительного образования детей рассматриваются в трудах В.И. Андреева, В.В. Беловой, В.П. Беспалько, В.З. Вульфова, З.А. Красновского, М.М. Кулибабы, И.Я. Лернера, А.И. Щетинской и др.

В ходе анализа литературы были рассмотрены разные виды дополнительного образования детей, одним из которых выделяют дополнительные образовательные услуги. [1]

Разделяя точку зрения С.А. Езоповой, в нашем исследовании под услугой мы понимаем любое мероприятие или выгоду, которую одна сторона может предложить другой и которая, в основном, не осязаема и не приводит к овладению чем-либо. [2, с. 198]

Основным видом деятельности учреждений образования является создание и оказание образовательных услуг. В.П. Щетинин под образовательными услугами понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многих потребностей человека, общества и государства» [8, с. 15].

В проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" под образовательными услугами подразумеваются услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ, программ профессиональной подготовки или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью, другие услуги, связанные с обучением. [6]

Определенный интерес, в рамках нашего исследования, представляет монография В.Н. Кошаревой, в которой автор анализирует разные теоретические подходы к изучению сущности понятия «образовательная услуга». В нашем исследовании мы будем понимать под образовательной услугой комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей. [4, с. 11]

Наряду с понятием «образовательная услуга» существует категория «дополнительная образовательная услуга». Опираясь на этимологию понятия «дополнительный» и сущность понятия «образовательная услуга» мы сформулировали рабочее определение понятия «дополнительная образовательная услуга».

Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.

Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посещающие его. Особенность в том, что дополнительные образо­вательные услуги интегрируются с реализу­емой детским садом основной образовательной програм­мой для расширения содержания базово­го компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

Особенностью современного рынка образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения является оказание дополнительных платных образовательных ус­луг. Однако рассмотрение данного варианта как пути решения экономических проблем детского сада не правомочно, поскольку более 30 % детей РФ не посещают ДОУ по той причине, что их родите­ли не имеют возможности оплачивать услуги. [2]

В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Но, тем не менее, нормативная база организа­ции дополнительного образова­ния в дошкольных учреждениях в виде платных дополнительных образовательных услуг, недостаточно разработана. В постановлении Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об ут­верждении Правил оказания платных образовательных услуг» предложен следующий их пере­чень: обучение по дополнитель­ным образовательным програм­мам; преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; ре­петиторство; занятия по углуб­ленному изучению предметов. [7, с. 69]

Уточнив сущность, виды дополнительных образовательных услуг дошкольного учреждения, рассмотрим особенности их организации в детском саду на современном этапе. Организация данных услуг в ДОУ — неотъемлемый компо­нент выполнения социального заказа общества, а также ре­зультат последовательного ре­шения федеральных и региональных задач в области обра­зования. [3, с. 20]

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации о дополнительном образовании, вступившего в силу 1 января 2002 года, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной и других направленностей.

Учитывая интересы дошколь­ников и запросы родителей по дополнительным услугам, детский сад обычно выбирает сле­дующие направления: художественно-эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной, театрализо­ванной деятельности, обучение танцам, хореография, игра на музыкальных инструмен­тах); физическое воспитание и раз­витие (плавание, гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание); интеллектуальное развитие (шахматы, разнообразные раз­вивающие игры, заниматель­ная математика, физика для малышей, экономи­ка, иностранный язык, инфор­матика); раннее развитие (сенсорное, развитие логики, речи и др.); экологическое образование; экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.

Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Их работа пла­нируется по тематическим раз­делам основной программы. Та­ким образом, закрепляют и рас­ширяют полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.

В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора.

В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельно­сти, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образова­тельную деятельность, не позво­ляют проводить большее коли­чество занятий, чем это предус­мотрено программой. С целью выхода из сложившейся ситуации в детских садах организуются кружки и студии. Дополнительные образовательные программы осуществляются с учётом концепции А.В.Запорожца об амплификации психического развития ребёнка путём его вовлечения в специфически детские виды деятельности. Идеи известного ученого остаются особо актуальными в связи с воспроизводимыми из поколения в поколение завышенными амбициями родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего — интеллектуального) развития своих детей, добиться от них высоких познавательных достижений в ту пору, когда речь следовало бы вести о достижениях совсем иного рода.

Реализация дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждени­ях осуществляется на протяже­нии нескольких лет. Некоторые из них не оста­навливаются на достигнутом, а задумываются над тем, как и где их воспитанники будут продолжать образование.

В условиях реализации дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях ребенок, как правило, тепло принимается педагогами, у него щадящий режим жизни, он безболезненно переходит из дошкольного периода в школьный в сопровождении взрослых (педагогов, психологов, медиков), знакомых и близких ему людей, что по­вышает степень его адаптивных процессов и уровень интегра­ции в социум. [5, с. 6]

Таким образом, в рамках данной статьи мы уточнили сущность понятия «дополнительные образовательные услуги», их виды, а также рассмотрели некоторые особенности организации дополнительных образовательных услуг в условиях современных дошкольных учреждений.


Литература:

  1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.

  2. Езопова С. А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.

  3. Интеграция общего и дополнительного образования : Практическое пособие / Под. ред. Е.Б.Евладовой, А.В.Зоютаревой, С.А.Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.

  4. Кошкарева Н.В. Мониторинг сети процессов системы менеджмента качества образовательной организации: монография / Н.В. Кошкарева. – Красноярск: Изд-во Сиб. гос. технолог. ун-та, 2006. – 120 с.) стр. 11.

  5. Лебедева С. С., Маневцова Л. М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. - 96 с.

  6. Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" http://mon.gov.ru/dok/proj/6649

  7. Терещук М.Н.Кружковая работа по художественно-творческому развитию детей 5—7 лет / Журнал «Воспитатель ДОУ» 2010 г., № 8, стр. 69.

  8. Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа. – 1997. -№3.


Основные термины: дополнительного образования, образовательных услуг, дополнительных образовательных услуг, дошкольном учреждении, дошкольном образовательном учреждении, дополнительного образования детей, образовательные услуги, детском саду, Дополнительные образовательные, целью удовлетворения образовательных, удовлетворения образовательных потребностей, образовательных услуг дошкольного, дополнительные образовательные, Дополнительные образовательные услуги, возможностей получения образования, дополнительные образовательные услуги, понятия «образовательная услуга», образовательным учреждением, дополнительного образования дети, Состояние методического сопровождения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle