Библиографическое описание:

Сергеенкова К. В. Урок по ФГОС как новая форма организации образовательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 224-225.

Данная статья представляет собой сравнительный анализ традиционного и современного урока, делает акцент на необходимости пересмотра его формы организации.

Ключевые слова: традиционный урок, урок по ФГОС.

 

Главной задачей ФГОС ставят развитие деятельной и активной личности, вооруженной не только эмпирическими знаниями, но и умениями применить их на практике. Поставленная задача требует перехода к системно-деятельностному подходу, который на корню рушит сложившиеся взгляды на урок, его структуру и участников. В Таблице 1 мы представили основные моменты, которые следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, уроку по ФГОС.

Таблица 1

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Основная форма организации — урок (с традиционными этапами)

Основная форма организации — урок, НО с измененным смыслом дидактической категории (в форме экскурсии, практикума, собеседования и т. д.)

Метод: объяснительно-иллюстративный как наиболее часто встречающийся

Метод: многообразие методов и форм

Структура урока: учитель сообщает и определяет тему, цели, задачи, осуществляет контроль без включения учащихся в процесс.

Структура урока: ученик — живой участник образовательного процесса, который сам формулирует тему, цель (одну и диагностируемую), задачи (3 и диагностируемые), осуществляет контроль (само- и взаимоконтроль), дают оценку своей деятельности под руководством учителя.

Последовательность этапов:

организационный,

— проверка домашнего задания,

— закрепление новых знаний,

— всесторонняя проверка знаний,

— информация о дом. задании,

— инструктаж подготовка к усвоению нового материала.

Последовательность этапов:

мотивация к учебной деятельности,

— создание проблемной ситуации,

— выявление причины затруднения,

— поиск способов разрешения возникших затруднений,

— реализация плана разрешения возникшего затруднения,

— проверка эффективности найденного способа деятельности,

— самостоятельная работа и самопроверка,

— рефлексия и самооценка.

Знания (количество): пройденного материала; «встреча» знаний и самого человека не происходят (Б.Эльконин); дезинтеграция; запоминание;

Знания (качество): мыслительных действий; «встреча» знаний и человека; интеграция; просмысливание и переоткрывание

Учитель: знание своей предметной области; ориентация на развитие ЗУНов;

Учитель (= тьютор): знание связей своей предметной области с другими; ориентация на развитие способностей

Ученик: разрыв между сильными и слабыми учениками; ориентация на «среднего» ученика

Ученик: отсутствие разрыва между сильными и слабыми учениками; учет уровня и возможностей ученика

Обучение: копирование, повторение структуры науки; обучение только предметной области; обучение терминам (заучиваем);

______________

Содержание предметной области

Обучение: целостное восприятие мира в деятельности; обучение приемам, техникам, схемам и т. д.; обучение понятиям (формируем);

Деятельность

(надпредметное основание)

 

Содержание предметной области

Деятельность: репродукция

Деятельность: минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества

Домашнее задание: одно для всех

Домашнее задание: учащиеся выбирают сами, возможно дифференцировка.

 

Мы видим качественные изменения в современном обучении, хотя его основной формой до сих пор остается урок. Это может быть объяснено консервативными взглядами общества и участников образовательного процесса на понятия «обучение», «образование». Пройдет еще немало времени прежде, чем ныне существующая традиционная форма организации будет заменена вследствие изменения её структуры и новыми ролями ее участников, так как на сегодняшний день наблюдаются изменения в структуре данной дидактической категории.

 

Литература:

 

1.         Вахрушев, А.А., Данилов Д. Д. Как готовить учителей к введению ФГОС. [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.school2100.ru/upload/iblock

2.         Вахрушев, А. А. Современные проблемы модернизации образования / А. А. Вахрушев. М.: Начальная школа +до и после. — 2003. — № 8. С. 44–57.

3.         Дусавицкий, А.К.; Кондратюк, Е.М.; Толмачева, И.Н.; Шилкунова, З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя // Под ред. А. К. Дусавицкого. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. — 277 с.

4.         Лазарев, В. С. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования / В. С. Лазарев. М.: Педагогика, 1998. — С. 13–27.

5.         Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. — 50 с. (Серия «Новые стандарты»).

6.         Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и методикам обучения / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2004. — 288 с.

7.         Хуторской, А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. — 63 с. (Серия «Новые стандарты»)

8.         Хуторской, А. В. Что такое современный урок // Интернет-журнал «Эйдос». — 2012. — № 2. — [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0529–10.htm

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle