Библиографическое описание:

Тагаева В. Н. Активные формы работы с родителями в начальной школе (из педагогического опыта) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 230-232.

В статье автор делится педагогическим опытом работы с родителями обучающихся начальной школы, используя различные современные технологии педагогической науки.

Ключевые слова: эффективность образования, формы сотрудничества, партнеры, развивающий характер взаимодействия.

 

Школьная жизнь начинается со Дня Знаний и заканчивается выпускным балом. В этот отрезок времени дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, но и через организацию воспитательной работы формируются как личности. Жизнь ребенка в этот период состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые постоянно претерпевают значительные изменения в связи с требованиями современной реальности. Школа является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего. Поэтому эффективность образования и воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно они взаимодействуют. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играют классные руководители. Требования современной реальности заставляют педагогов овладевать новейшими технологиями педагогической науки и образования для использования их в своей работе, искать новые формы сотрудничества с родителями.

Моя педагогическая практика показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой, если между классным руководителем и родителями возникает взаимопонимание. Необходимо использовать такую практику взаимоотношений, при которой все участники выступают как партнеры, друзья, единомышленники. И это взаимодействие должно носить развивающий характер.

Данная работа содержит малую долю существующих форм работы с родителями. В поисках творческого и рационального, интересного и важного, автор скапливала материалы своего педагогического труда.

Трудно переоценить актуальность работы учителя с родителями. Работа эта очень многогранна и сложна особенно в настоящее время. Хочется поделиться своим опытом работы в этом направлении. Я считаю принципиально важным для себя, обеспечить свободный доступ родителей на уроки в любое для них время. Ведь предоставляя такое право, учитель дает понять, что доверяет родителям и готов видеть их в школе. За годы работы с детьми на уроках побывало немало родителей, которые замечали, как изменяется программа, технология урока, требования, как напряженно работают дети. Родителям приходилось пересматривать свое отношение к ребенку, учителю, школе. Дни открытых дверей для родителей стали традиционными в моей практике. Родители могут увидеть, насколько успешны дети в их основной деятельности — учебе, а также задуматься над тем, нужно ли помогать ребенку учиться? Среди родителей немало очень образованных людей. Они являются специалистами в различных областях, их знания и опыт я стараюсь использовать в учебной и внеклассной работе. Родители принимали активное участие в проведении уроков по окружающему миру, технологии, музыки, экологии. Дети с большим интересом участвовали в работе и с гордостью смотрели на своих близких.

Специфика жизни нашего поселка дает возможность вести очень необходимую работу по военно-патриотическому воспитанию школьников. Воспитание патриотов — одна из главных задач современной школы. Ресурс воинских частей нашего гарнизона в своей работе я стараюсь максимально использовать. Была организована и проведена экскурсия в одну из воинских частей. Ребята узнали о службе солдат, увидели военную технику, смогли поучаствовать в «военных учениях».

Игра «Зарница» стала для них настоящим испытанием и проверкой силы, взаимопомощи, дружбы. С чувством гордости и зависти ребята наблюдали за выступлениями военнослужащих, владеющих приемами рукопашного боя. А какая вкусная была солдатская каша! Такие моменты запоминаются надолго, и воспитательная ценность их очень высока. В последнее время учащиеся начальной школы принимают участие во многих предметных конкурсах от школьного до международного уровня. К таким конкурсам нужна постоянная практическая подготовка. К такой работе я привлекаю родителей, имеющих педагогическое образование и желание помочь своим детям. В классе работает кружок по подготовке к олимпиадам и конкурсам «Умка», в работе которого принимают активное участие родители. В школе работает научное общество учащихся «Поиск юных». В работе общества ежегодно принимают участие обучающиеся моего класса. За свои научно-исследовательские работы учащиеся получают призовые места на школьных конференциях «Шаг в будущее», призовые места в российских и международных конкурсах и олимпиадах в различных областях знаний. Высокие результаты участия детей в различных конкурсах показывают на необходимость такой формы взаимодействия учителя, учащихся и родителей.

От родителей иногда приходилось слышать: «Снова собрание — опять одно и то же». Знакомо? В связи с этим пришлось искать новые формы проведения родительских собраний. Сегодня стало возможным использование информационно- компьютерных технологий при проведении внеклассных мероприятий для детей и родителей. Презентации, видеозаписи, музыка реально вошли в жизнь класса. Этого требует время. Дети и взрослые легче идут на контакт, если видят в классном руководителе грамотного современного человека. Так в работу по подготовке и проведению родительских собраний вошли новые активные формы. При проведении родительского собрания на тему: «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению» в форме интеллектуального марафона, была подготовлена презентация, произведена видеолизация заданий для детей, проведено анкетирование родителей. К проведению собраний готовлюсь не только я, но и родители. Они участвовали в проведении собрания в форме творческой лаборатории на тему «Проблемы детского внимания», на котором ознакомили родителей с приемами развития внимания ребенка дома и продемонстрировали задания, используемые в семейном воспитании. В конце собрания родители каждого ребенка получили индивидуальные рекомендации и памятки по развитию внимания учащихся. С участием родителей обучающихся были проведены собрания в форме дискуссии («Компьютер и дети», «Поощрение и наказание детей в семье»), круглого стола («Как развивать читательский интерес ребенка»), пресс-конференции с участием школьного психолога и родителей — медицинских специалистов. Родительское собрание — праздник «Алло, мы нашли таланты!» дало возможность продемонстрировать не только достигнутые успехи детей в разных областях жизни, но и увидеть творческие таланты своих родителей. Проявленные выдумка и фантазия взрослых и детей, общение со своими мамами и папами в кругу одноклассников, чувство гордости, радости за своих близких, убеждает в том, что сотрудничая, мы можем сделать много как для детей, так и для себя самих. Эти формы работы сплачивают не только детский, но и родительский коллективы.

В работе с родителями я использую и такую форму работы, как посещение своих воспитанников на дому. К сожалению, такая работа сейчас считается непопулярной и даже некорректной, а ведь именно в домашней обстановке представляется прекрасная возможность ближе познакомиться с ребятами и их родителями, понять и почувствовать, чем живет семья, установить личностные контакты, в привычной для взрослых обстановке обсудить проблемы, которые носят конфиденциальный характер. Посещение семьи возможно только после получения разрешения родителей и предупреждения о визите с указанием дня и цели посещения. За долгие годы работы в школе посещения семей учащихся оставляли у меня хорошие впечатления и давали положительные результаты в обучении и воспитании детей.

Считаю, хорошей традицией в работе классного руководителя с детским коллективом является проведение встреч поколений в честь праздника Победы, Международного Женского Дня, Нового года, Дня Семьи, Дня Матери. Такие встречи позволяют многое изменить в общении детей, в отношении к родителям, бабушкам и дедушкам. Такие встречи требуют серьезной подготовки, огромного вклада душевных сил самого педагога. Запомнилось детям и родителям общешкольное мероприятие «Время вспять, мы живем отгремевшей войной», посвященное 70-летию победы в Великой отечественной войне с участием ветеранов. Праздник мам и бабушек объединил всех весенним настроением, приятными переживаниями за участников конкурсов, помог увидеть, что взрослые и дети — это дружный коллектив, в котором проявляется уважение друг к другу, чувствуется поддержка и взаимопонимание. Вместе проведенное время позволяет создать здоровую нравственную атмосферу, развивает убеждение в том, что тесно сотрудничая, мы можем сделать очень много как для детей, так и для себя.

В нашем поселке очень красиво и чисто. Привить бережное отношение к окружающему, уметь ценить труд людей и самому участвовать в сохранности созданного — неотъемлемая часть воспитания патриота Родины. Только практическая работа и личный пример окружающих помогут детям стать настоящими гражданами страны. Экологические субботники стали традицией в моей педагогической работе.

Во время совместных с родителями уроков, путешествий, экскурсий, бесед формируется нравственная культура ученика. Расширение поля позитивного общения с семьей, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей — одна из главных задач педагогов.

Используя различные формы работы с родителями, решаются главные задачи школы и семьи — воспитание активного, самостоятельного, уверенного в себе, успешного в любой деятельности, благополучного в дальнейшей жизни гражданина страны.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle