Информационно-коммуникативные технологии — инновационная составляющая современного урока | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 364 раза

Библиографическое описание:

Белогрудова, М. В. Информационно-коммуникативные технологии — инновационная составляющая современного урока / М. В. Белогрудова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8138/ (дата обращения: 26.04.2024).

Ключевые слова:информационно-коммуникативные технологии, кейс-технологии, мультимедиа.

 

Музыка — это предмет, позволяющий ребенку наиболее полно узнать окружающий мир, разобраться в связующих элементах, научиться определять свое место в этом мире.

Ведущие идеи музыкального образования в современной школе:

-                   Изменение роли ученика из пассивного слушателя в активного участника;

-                   Увеличение интенсивности урока, его насыщенности;

-                   Применение ТСО И ИКТ;

-                   Мотивация ученика.

Как же сделать урок ярким, интересным, запоминающимся, развивающим и активизирующим познавательную деятельность ученика?

С начала нового тысячелетия многие учителя и педагоги стали активно обращаться и практиковать возможности образовательной мультимедиа в учебном процессе. Инновационные технологии оживляют, преобразовывают и оптимизируют образовательный процесс не только для обучающихся, но и для самих педагогов и учителей. Современный опыт и практика неоспоримо доказывают, что процесс обучения становится интересным, разнообразным, познавательным.

ИКТ — технологии успешно зарекомендовали себя не только в процессе урочного времени, но и во внеурочной деятельности, прочно заняв достойное место в учебно-воспитательном процессе современной школы. Обратимся к практике. Какие цели и задачи обычно ставит перед собой, например, учитель музыки?

-                   Систематизировать и обобщить ключевые знания учащихся;

-                   Развивать творческую активность учащихся;

-                   Прививать любовь и интерес к музыке;

-                   Развивать интеллект и находчивость;

-                   Формировать навыки коммуникативного поведения.

И с этого момента можно начинать в буквальном смысле петь дифирамбы образовательной мультимедиа, ее неиссякаемым возможностям. Грамотное использование компьютера не только помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала. Главное в том, что позволяет поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к своему предмету любому учителю-предметнику.

Какие основные средства информационных технологий используются в педагогической деятельности? Которые направлены на повышение познавательного интереса обучающихся к предмету не только в рамках урока, но и во внеклассной деятельности:

1.      Обучающие компьютерные программы. Огромную помощь учителю-предметнику оказывают обучающие и прикладные компьютерные программы, которые стали неотъемлемой частью каждого современного учебно-методического комплекта.

Информация, представленная на компьютерных дисках учебно-методического комплекта по предмету «Музыка» и «Искусство», позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют развитию всесторонне развитой и конкурентно-способной личности, эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

2.      Мультимедийные презентации. Создавая презентации для своих уроков, учителя стараются использовать различные методики: сравнения и анализа, метод проектов. Как известно, учеба — процесс взаимный. Обучающиеся сами готовят тематические презентации, и часто фильмы на заданные темы по предмету, что привносит в их деятельность конкурентность, развивает креативные навыки и способности, желание показать свои возможности, знания, умения и накопившийся опыт в той или иной области; сделать личный проект ярче, интереснее. Эта работа расширяет ученический кругозор — многое неизвестное в области музыки, биографий композиторов, их творчества становится явным, понятным; способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся увидеть результаты своего труда.

3.      Караоке — еще одно средство информационных технологий, направленное на повышение познавательного интереса на уроках музыки. Это востребованная современная информационная технология настоящего времени. Караоке на уроках музыки — одно из средств, позволяющих не только повысить интерес к урокам за счёт разнообразной аранжировки фонограмм песен (как правило, используется большое число голосов музыкальных инструментов), но и дающих возможность в разы расширить репертуар, позволяя более качественно и объективно проводить оценку исполнения песен учениками. Для области караоке характерен чрезвычайно богатый выбор вокальных композиций: на DVD дисках и в Интернете содержится сотни тысяч произведений всех стилей и направлений — от классики до эстрады.

4.      Интернет-ресурсы. Часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете — у них повышается самооценка, статус среди сверстников. Интернет-ресурсы дают колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. На сегодняшний день немало школ изучает, как можно с качественной пользой использовать Интернет для потребителя. Современный учитель старается найти тот материал, который понадобится для урока и предоставит широкую и развернутую информацию школьникам о его предмете.

Несколько примеров использования информационных ресурсов Интернет в формате интересов и потребностей преподавателя музыки:

-        через сеть Интернет можно найти нужный материал, послушать музыкальные произведения, скачать музыку, минусовки песен, тематические презентации на разную тематику.

-        существует много образовательных сайтов, где каждый желающий может поделиться своим опытом работы, зарегистрироваться, оставив материал; участвовать в различных конкурсах и фестивалях.

В результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.

Но при этом необходимо помнить, что использование ИКТ на уроках должно быть не самоцелью, а во благо самого процесса обучения и обучающихся.

Таким образом, каждый учитель — предметник, используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях нового стандарта образования, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя — работа, а для его учеников — обучение станут радостнее и увлекательнее.

 

Литература:

 

1.      Живакин П. Л. Синтезатор — это основной элемент общего музыкального образования в будущем // Музыка в школе. 2005. № 1. С. 4

2.      Музыка в школе: научно методический журнал. 2005. № 1.

3.      Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна: Феникс+, 2007. 496 с.

4.      Новые технологии в музыкальном образовании (компьютер, синтезатор, интернет): материалы Всероссийской научно-практической конференции / сост. е. Орлова. М.: Библиотека журнала «Искусство и образование», 2008. Вып. 1. 108 с.

5.      Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 208 с.

6.      Рахимов А. З. Психодидактика творчества: учеб. пособие. Уфа, 2002. 286с

7.      Красильников И. М., Семенова Д. А. УМК «Электронное музыкальное творчество». Учебники для 5,6, 7 классов. Институт Новых Технологий. Москва. 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): предмет, урок музыки, DVD, возможность, Интернет, музыкальное искусство, современная школа, урок, учитель.

Похожие статьи

Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки

музыка, урок, связь, предмет, математик, интеграция музыки, музыкальное искусство, образовательный процесс, учебный материал

Эксклюзивные свойства педагогической технологии... урок музыки, музыкальная терапия, музыкальное искусство, педагогическая...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель музыки, урок музыки, музыкальное образование, общеобразовательная школа, современный учитель музыки...

Некоторые особенности современного музыкального...

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовно-нравственное

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной... музыкальное искусство, подростковый возраст, юношеский факультет...

Воспитательные возможности школьного урока музыки...

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век

На уроках дети стремятся узнать новое в области музыкального искусства... Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности.

Эксклюзивные свойства педагогической технологии...

музыка, урок, связь, предмет, математик, интеграция музыки, музыкальное искусство, образовательный процесс, учебный

Музыкальные технологии XXI века | Статья в сборнике... Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные...

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного...

урок музыки, музыкальная терапия, музыкальное искусство, педагогическая технология, эффективный метод лечения, учебный процесс, современная жизнь, образовательный процесс, единственная наука, воспитание... Концептуальные аспекты содержания музыкального...

Роль уроков музыки в системе современного...

Таким образом, слушание и исполнение на уроке музыки композиторов-классиков, является элементом музыкотерапии.

Современное музыкальное образование в школе, основанное на идеях музыкального воспитания Б.А. Асафьева, Б. Яворского, К. Орфа, З. Кодаи, включает...

Использование современных компьютерных технологий...

интернет, Информационные и коммуникационные технологии, Музыкальное образование, компьютер, учитель, энциклопедия, программа.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки. В новом понимании педагогическая технология — это не просто...

Музыкальные технологии XXI века | Статья в сборнике...

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого

Почти каждый учитель музыки в специальной музыкальной или общей школе владеет

В некоторых вузах России электронные технологии, касающиеся музыкального творчества, изучаются как предмет учебного плана.

Похожие статьи

Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки

музыка, урок, связь, предмет, математик, интеграция музыки, музыкальное искусство, образовательный процесс, учебный материал

Эксклюзивные свойства педагогической технологии... урок музыки, музыкальная терапия, музыкальное искусство, педагогическая...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель музыки, урок музыки, музыкальное образование, общеобразовательная школа, современный учитель музыки...

Некоторые особенности современного музыкального...

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовно-нравственное

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной... музыкальное искусство, подростковый возраст, юношеский факультет...

Воспитательные возможности школьного урока музыки...

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век

На уроках дети стремятся узнать новое в области музыкального искусства... Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности.

Эксклюзивные свойства педагогической технологии...

музыка, урок, связь, предмет, математик, интеграция музыки, музыкальное искусство, образовательный процесс, учебный

Музыкальные технологии XXI века | Статья в сборнике... Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные...

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного...

урок музыки, музыкальная терапия, музыкальное искусство, педагогическая технология, эффективный метод лечения, учебный процесс, современная жизнь, образовательный процесс, единственная наука, воспитание... Концептуальные аспекты содержания музыкального...

Роль уроков музыки в системе современного...

Таким образом, слушание и исполнение на уроке музыки композиторов-классиков, является элементом музыкотерапии.

Современное музыкальное образование в школе, основанное на идеях музыкального воспитания Б.А. Асафьева, Б. Яворского, К. Орфа, З. Кодаи, включает...

Использование современных компьютерных технологий...

интернет, Информационные и коммуникационные технологии, Музыкальное образование, компьютер, учитель, энциклопедия, программа.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки. В новом понимании педагогическая технология — это не просто...

Музыкальные технологии XXI века | Статья в сборнике...

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого

Почти каждый учитель музыки в специальной музыкальной или общей школе владеет

В некоторых вузах России электронные технологии, касающиеся музыкального творчества, изучаются как предмет учебного плана.