Библиографическое описание:

Белая Е. В., Топор А. В. Организация уроков «Ознакомление с окружающим миром» на основе презентаций в программе PowerPoint [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 98-101.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально " заглатывают " все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т. д. И им стали не интересны приготовленные учителями для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков. Такую возможность предоставляет использование PowerPoint на уроках в начальной школе. В этом и заключается актуальность нашей темы.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, В. Ф. Шолохович, О. И. Агапова, О. А. Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др [4].

Мы осуществили попытку изучения возможности программы PowerPoint для повышения интереса младших школьников к предмету «Ознакомление с окружающим миром», так же влияния презентаций, сделанных в этой программе на уровень усвоения младшими школьниками знаний.

Использование информационных технологий позволяет расширить рамки учебника, представить и показать завораживающую красоту животного и растительного мира.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [1].

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание презентаций созданных в программе PowerPoint.

PowerPoint — это графическая программа MicrosoftOffice для работы с презентациями. Она состоит из слайдов, на каждом из которых при помощи программы PowerPoint можно размешать текст, изображения, звук и видео. Презентации могут управляться как учителем, так и автоматически программой, согласно заданному сценарию [2].

Презентация представляет собой программный продукт, в котором представлено сочетание слайдов, анимации, текстов, фотографий, рисунков, музыки, видео и трехмерной графики. На самом деле этих компонентов может намного меньше или больше, главное, что все они направлены на то, чтобы сделать поданную информацию максимально интересной, эффективной и впечатляющей. Основное отличие презентаций — это их информационная насыщенность, они эффективно совмещают в себе достоинства буклетов, видеороликов и аудиообъявлений. Вот почему услуга создание презентации всегда востребована, а образовательные презентации в программе PowerPoint, презентации уроков буквально наводнили собой образовательное пространство начальной школы.

Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Дидактические достоинства уроков с использованием презентационного сопровождения — создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и способствует развитию у ребенка повышенного интереса к предмету.

Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания — всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады — всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

Применение компьютерных презентаций в программе PowerPoint в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

-           осуществление полисенсорного восприятия материала;

-           возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

-           объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

-           возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

-           активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка. Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

Презентации позволяют учителю:

-           наглядно представлять материал;

-           интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

-           регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

А также позволяет проводить уроки с использованием презентаций:

-          на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);

-          обеспечивает наглядность;

-          привлекает большое количество дидактического материала;

-          повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;

-          обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

В начальной школе можно использовать презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Что мы и попытались осуществить в период педагогической практики.

На констатирующем этапе был выделен общий уровень знаний учащихся по дисциплине «Ознакомление с окружающим миром». Этот числовой показатель был использован нами для вывода в динамику общего уровня качества знаний испытуемого класса.

На диаграмме (рис.1) синим цветом обозначено количество учеников, получивших оценку 5. Красным цветом обозначено количество учеников получивших оценку 4. Зеленым цветом — количество учеников получивших оценку 3.

Рис. 1.

 

Затем нами были разработаны презентации в программе РowerPoint с учетом индивидуальных особенностей данного класса, которые позволят повысить качество знаний младших школьников. Материалы для презентаций подбирались из Интернет- ресурсов на основе программы А. А. Плешакова «Зеленый дом».

Обучение было построено эффективно: учебное время тратилось исключительно на достижение целей урока, дидактические материалы были выбраны оптимально. Младшие школьники были достаточно организованы на уроке, выполняли необходимые задания, помогая друг другу, было отведено время и на самостоятельный контроль выполненных заданий.

В результате младшие школьники активно пытались узнать как можно больше нового по теме урока. В целом можно предположить, что реализованные презентации развили у детей познавательную самостоятельность, повысили успеваемость и оценку усвоения знаний, что непосредственно нашло свое отражение и на повышении качества знаний. Повторный срез, проведенный после опытно-экспериментальной работы, позволил составить сравнительную диаграмму.

Рис. 2.

 

На диаграмме (рис.2) синим цветом обозначено количество детей набравших 5 баллов. Красным цветом обозначено количество детей набравших 4 баллов. Зеленым цветом — количество детей набравших 3 баллов.

Анализируя результаты исследования можно отметить, что знания младших школьников стали более глубокими и разносторонними. Средний арифметический балл по показателям повысился в среднем на 0,18 балла. То есть большинство младших школьников в классе повысили знаниям по предмету.

Существенно повысилось владение смыслом, умение оперировать понятиями. Наиболее ощутимый прогресс в развитии умения доказывать, аргументировать своё мнение. Умение использовать свои значения в практическом отношении так же улучшилось. По окончании эксперимента в классе не осталось ни одного младшего школьника с низким уровнем усвоения знаний, тогда как до начала эксперимента такие были.

Таким образом, завершающий этап эксперимента показал эффективность применения презентаций, разработанных в программе PowerPoint. Результаты вы можете видеть на диаграмме.

Рис. 3. Сравнительная диаграмма результатов работы по теме исследования.

 

Изучив литературу по данной проблеме и проведя эксперимент, мы пришли к определенным выводам, что использование презентации в программе PowerPoint оправдывает себя во всех отношениях:

-          повышает качество знаний (качество знаний увеличилось на 0,18. %);

-          продвигает ребенка в общем развитии;

-          помогает преодолеть трудности;

-          вносит радость в жизнь ребенка;

-          позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;

-          создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Кроме того, уроки, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока — принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

 

Литература:

 

1.         Молоков Ю.Г., Молокова А. В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1

2.         PowerPoint в любое время на любом устройстве — URL: https://products.office.com/ru-ru/powerpoint?legRedir=true&CorrelationId=381e6ac0–196a-4ff6-adf2-ecec3959d086

3.         Плешаков А. А. Зеленый дом. — М.: Просвещение,- 2002. — 78с.

4.         Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, — 1998. — 256с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle