Организация уроков «Ознакомление с окружающим миром» на основе презентаций в программе PowerPoint | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 13.04.2015

Статья просмотрена: 208 раз

Библиографическое описание:

Белая, Е. В. Организация уроков «Ознакомление с окружающим миром» на основе презентаций в программе PowerPoint / Е. В. Белая, А. В. Топор. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 98-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7875/ (дата обращения: 26.04.2024).

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально " заглатывают " все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т. д. И им стали не интересны приготовленные учителями для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков. Такую возможность предоставляет использование PowerPoint на уроках в начальной школе. В этом и заключается актуальность нашей темы.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, В. Ф. Шолохович, О. И. Агапова, О. А. Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др [4].

Мы осуществили попытку изучения возможности программы PowerPoint для повышения интереса младших школьников к предмету «Ознакомление с окружающим миром», так же влияния презентаций, сделанных в этой программе на уровень усвоения младшими школьниками знаний.

Использование информационных технологий позволяет расширить рамки учебника, представить и показать завораживающую красоту животного и растительного мира.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [1].

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание презентаций созданных в программе PowerPoint.

PowerPoint — это графическая программа MicrosoftOffice для работы с презентациями. Она состоит из слайдов, на каждом из которых при помощи программы PowerPoint можно размешать текст, изображения, звук и видео. Презентации могут управляться как учителем, так и автоматически программой, согласно заданному сценарию [2].

Презентация представляет собой программный продукт, в котором представлено сочетание слайдов, анимации, текстов, фотографий, рисунков, музыки, видео и трехмерной графики. На самом деле этих компонентов может намного меньше или больше, главное, что все они направлены на то, чтобы сделать поданную информацию максимально интересной, эффективной и впечатляющей. Основное отличие презентаций — это их информационная насыщенность, они эффективно совмещают в себе достоинства буклетов, видеороликов и аудиообъявлений. Вот почему услуга создание презентации всегда востребована, а образовательные презентации в программе PowerPoint, презентации уроков буквально наводнили собой образовательное пространство начальной школы.

Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Дидактические достоинства уроков с использованием презентационного сопровождения — создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и способствует развитию у ребенка повышенного интереса к предмету.

Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания — всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады — всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

Применение компьютерных презентаций в программе PowerPoint в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

-           осуществление полисенсорного восприятия материала;

-           возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

-           объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

-           возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

-           активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка. Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

Презентации позволяют учителю:

-           наглядно представлять материал;

-           интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

-           регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

А также позволяет проводить уроки с использованием презентаций:

-          на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);

-          обеспечивает наглядность;

-          привлекает большое количество дидактического материала;

-          повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;

-          обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

В начальной школе можно использовать презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Что мы и попытались осуществить в период педагогической практики.

На констатирующем этапе был выделен общий уровень знаний учащихся по дисциплине «Ознакомление с окружающим миром». Этот числовой показатель был использован нами для вывода в динамику общего уровня качества знаний испытуемого класса.

На диаграмме (рис.1) синим цветом обозначено количество учеников, получивших оценку 5. Красным цветом обозначено количество учеников получивших оценку 4. Зеленым цветом — количество учеников получивших оценку 3.

Рис. 1.

 

Затем нами были разработаны презентации в программе РowerPoint с учетом индивидуальных особенностей данного класса, которые позволят повысить качество знаний младших школьников. Материалы для презентаций подбирались из Интернет- ресурсов на основе программы А. А. Плешакова «Зеленый дом».

Обучение было построено эффективно: учебное время тратилось исключительно на достижение целей урока, дидактические материалы были выбраны оптимально. Младшие школьники были достаточно организованы на уроке, выполняли необходимые задания, помогая друг другу, было отведено время и на самостоятельный контроль выполненных заданий.

В результате младшие школьники активно пытались узнать как можно больше нового по теме урока. В целом можно предположить, что реализованные презентации развили у детей познавательную самостоятельность, повысили успеваемость и оценку усвоения знаний, что непосредственно нашло свое отражение и на повышении качества знаний. Повторный срез, проведенный после опытно-экспериментальной работы, позволил составить сравнительную диаграмму.

Рис. 2.

 

На диаграмме (рис.2) синим цветом обозначено количество детей набравших 5 баллов. Красным цветом обозначено количество детей набравших 4 баллов. Зеленым цветом — количество детей набравших 3 баллов.

Анализируя результаты исследования можно отметить, что знания младших школьников стали более глубокими и разносторонними. Средний арифметический балл по показателям повысился в среднем на 0,18 балла. То есть большинство младших школьников в классе повысили знаниям по предмету.

Существенно повысилось владение смыслом, умение оперировать понятиями. Наиболее ощутимый прогресс в развитии умения доказывать, аргументировать своё мнение. Умение использовать свои значения в практическом отношении так же улучшилось. По окончании эксперимента в классе не осталось ни одного младшего школьника с низким уровнем усвоения знаний, тогда как до начала эксперимента такие были.

Таким образом, завершающий этап эксперимента показал эффективность применения презентаций, разработанных в программе PowerPoint. Результаты вы можете видеть на диаграмме.

Рис. 3. Сравнительная диаграмма результатов работы по теме исследования.

 

Изучив литературу по данной проблеме и проведя эксперимент, мы пришли к определенным выводам, что использование презентации в программе PowerPoint оправдывает себя во всех отношениях:

-          повышает качество знаний (качество знаний увеличилось на 0,18. %);

-          продвигает ребенка в общем развитии;

-          помогает преодолеть трудности;

-          вносит радость в жизнь ребенка;

-          позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;

-          создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Кроме того, уроки, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока — принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

 

Литература:

 

1.         Молоков Ю.Г., Молокова А. В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1

2.         PowerPoint в любое время на любом устройстве — URL: https://products.office.com/ru-ru/powerpoint?legRedir=true&CorrelationId=381e6ac0–196a-4ff6-adf2-ecec3959d086

3.         Плешаков А. А. Зеленый дом. — М.: Просвещение,- 2002. — 78с.

4.         Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, — 1998. — 256с.

Основные термины (генерируются автоматически): презентация, начальная школа, урок, качество знаний, программа, ребенок, DVD, зеленый цвет, красный цвет, синий цвет.

Похожие статьи

Самооценка на уроках в начальной школе | Статья в журнале...

Андрианова О. П., Васильчикова Г. Н., Плетникова Е. А. Самооценка на уроках в начальной школе

В виде сигнальных карточек разного цвета. Самооценка с помощью карточек.

Вариант организации работы по самооценке на уроке систематизации и закрепления знаний.

Роль цвета в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Роль цвета в жизни ребенка очень важна. Цвета влияют на его настроение и поведение.

Дети-логики — синий и зеленый.

Малыш имеет представления о желтых и красных цветах но, не знает оранжевого цвета.

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

Влияние цвета на выразительность детского рисунка. цвет, ребенок, окружающий мир, красный, эталон, изобразительная деятельность

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа...

Эффективность использования презентации на уроке...

В статье освещается тема использования такой педагогической технологии, как презентация, на уроках «Окружающего мира», её эффективность в процессе усвоения знаний детьми младшего школьного возраста. Ключевые слова: начальная школа, ИКТ, презентация.

Преподавание географии в условиях инклюзивного образования

Жизнь — это разноцветная радуга, где красный — это цвет любви; зелёныйцвет надежды, молодости, обновления; оранжевый — цвет солнца и тепла; синий –это цвет глубины и совершенства; белый — цвет чистоты помыслов.

Особенности влияния цветовой гаммы одежды на учебную...

Красный цвет — это очень авторитарный цвет, способен не только привлекать внимание, но и психологически подавлять.

В Китае, как ни странно это цвет для маленьких детей, в Азии символизирует карьеру и знания.

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

Громкая и агрессивная музыка имеет цвета от тёмно-синего до красного, вызывая беспокойство, грусть, приводя к депрессии.

При использовании этой методики на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы развивается эмоциональное...

Восприятие цвета, формы и величины у детей с нарушением зрения

‒ Различение и называние основных цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый), коричневый, черный

Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе.

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего...

Красный цвет — сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно.

Зеленый — благополучия: мне все ясно, я с этим справлюсь. Получив на уроке задание, учащиеся сигнализировали

— 176 с. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли.

Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе

Таким образом, актуальность данной темы определяется использование ИКТ на уроках математике в начальных классах.

В процессе тестирования (30 примеров) правильные ответы отмечаются зеленым цветом, неправильные — красным (см. рис.).

Похожие статьи

Самооценка на уроках в начальной школе | Статья в журнале...

Андрианова О. П., Васильчикова Г. Н., Плетникова Е. А. Самооценка на уроках в начальной школе

В виде сигнальных карточек разного цвета. Самооценка с помощью карточек.

Вариант организации работы по самооценке на уроке систематизации и закрепления знаний.

Роль цвета в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Роль цвета в жизни ребенка очень важна. Цвета влияют на его настроение и поведение.

Дети-логики — синий и зеленый.

Малыш имеет представления о желтых и красных цветах но, не знает оранжевого цвета.

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

Влияние цвета на выразительность детского рисунка. цвет, ребенок, окружающий мир, красный, эталон, изобразительная деятельность

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа...

Эффективность использования презентации на уроке...

В статье освещается тема использования такой педагогической технологии, как презентация, на уроках «Окружающего мира», её эффективность в процессе усвоения знаний детьми младшего школьного возраста. Ключевые слова: начальная школа, ИКТ, презентация.

Преподавание географии в условиях инклюзивного образования

Жизнь — это разноцветная радуга, где красный — это цвет любви; зелёныйцвет надежды, молодости, обновления; оранжевый — цвет солнца и тепла; синий –это цвет глубины и совершенства; белый — цвет чистоты помыслов.

Особенности влияния цветовой гаммы одежды на учебную...

Красный цвет — это очень авторитарный цвет, способен не только привлекать внимание, но и психологически подавлять.

В Китае, как ни странно это цвет для маленьких детей, в Азии символизирует карьеру и знания.

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

Громкая и агрессивная музыка имеет цвета от тёмно-синего до красного, вызывая беспокойство, грусть, приводя к депрессии.

При использовании этой методики на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы развивается эмоциональное...

Восприятие цвета, формы и величины у детей с нарушением зрения

‒ Различение и называние основных цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый), коричневый, черный

Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе.

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего...

Красный цвет — сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно.

Зеленый — благополучия: мне все ясно, я с этим справлюсь. Получив на уроке задание, учащиеся сигнализировали

— 176 с. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли.

Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе

Таким образом, актуальность данной темы определяется использование ИКТ на уроках математике в начальных классах.

В процессе тестирования (30 примеров) правильные ответы отмечаются зеленым цветом, неправильные — красным (см. рис.).