Библиографическое описание:

Товкань В. А. Роль органа студенческого самоуправления в осуществлении Федерального закона «Об образовании в РФ» [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 246-247.

ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которому «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…, где воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося, а обучение — как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся».

Это говорит о том, что студент, получая профессиональные навыки, в дальнейшем должен быть готовым не только к работе в узкопрофессиональном понимании, но и успешно включиться в различные виды деятельности, обладать мировоззренческим потенциалом, быть готовым к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.

Сформировавшись как социально активная личность, студент по окончании вуза будет конкурентоспособен на рынке труда. Социализация же невозможна без включения личности в различную общественную созидательную деятельность. В связи с этим одной из главных целей современного студенческого самоуправления становится подготовка инициативной, самостоятельной, ответственной гражданина, способного участвовать в управлении государством, реализовывать в полной мере свое право избирать и быть избранным в различные органы государственного управления и местного самоуправления.

В трактовке закона «Об образовании в РФ» появляется больше прав и возможностей для студенческих организаций (советов обучающихся профсоюзных организаций) — теперь с ними надо согласовывать практически все документы, касающиеся студентов вуза, а сами организации считаются органами управления вуза.

Студенческий совет в новой редакции статьи 26 Федерального закона определяется как «представительный орган обучающихся, создаваемый для представления интересов обучающихся, — это законодательное закрепление и раскрытие статуса студенческого совета и определение главной цели студенческого совета». Таким образом, он определяется не как общественное объединение, а в виде элемента структуры управления высшим учебным заведением с четким определением полномочий органа студенческого самоуправления органом управления высшего учебного заведения (ученым советом) при сохранении выборности самого органа студенческого самоуправления всеми студентами вуза, без какой-либо привязки к членству в общественных организациях. Функциями студенческого самоуправления является так же выработка предложений по совершенствованию учебного процесса, работы образовательного учреждения в целом, речь идет не только о самоуправлении студентов, но и о соуправлении, то есть тесном взаимодействие двух сторон — администрации образовательного учреждения и студенчества в лице органа студенческого самоуправления — в управлении образовательным учреждением, с целью более полного и эффективного выполнения задач, стоящих перед образовательным учреждением.

В законе не учтен тот аспект деятельности органов студенческого самоуправления, что они могут быть созданы в иных организационно-правовых формах (общественная организация, общественное движение, орган общественной самодеятельности). Но при выстраивании отношений с администрацией вуза общественная организация может использовать только алгоритм договорных отношений, а это значит, влияние на участие в управлении вузом будет зависеть от таких договоренностей. Другое дело, когда орган студенческого самоуправления прописан в уставе самого вуза как элемент структуры управления вузом с соответствующими правами и обязанностями. Здесь права на участие в управлении вузом у органа студенческого самоуправления могут быть более конкретными и реальными.

В связи с этим, устанавливается необходимость (или возможность) в уставе высшего учебного заведения указывать компетенцию, порядок формирования и организации деятельности органов самоуправления обучающихся, в частности студенческого совета.

Таким образом, согласно ФЗ «Об Образовании»:

Статья 30 часть 3 «При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся…»

Статья 45 часть 6 «Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся…»

Статья 39 часть 3 «Размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся определяется локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся…»

Статья 36 часть 8 «Государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам выплачиваются в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения совета обучающихся этой организации…»

Статья 36 часть 15 «…Материальная поддержка обучающимся выплачивается в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся …»

Статья 43 часть 7 «При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся …»

Таким образом, законопроект направлен на повышение эффективности функционирования отечественной системы образования, защиту прав обучающихся, развитие и поддержку всех форм студенческого самоуправления.

Для нормативного урегулирования деятельности Студенческих советов и с целью методического обеспечения их деятельности, Федеральным агентством по делам молодежи Министерства образования утверждается «Положение о совете обучающихся в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования».

Конечно, в каждом высшем учебном заведении есть своя специфика организации как учебной, так и внеучебной работы, есть особенности организации управления и структуры самого учебного заведения, своя история развития студенческого самоуправления. Этот положение о совете обучающихся в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования не догма, но это методическая помощь в функционировании и создании студенческих советов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle