Юридические аспекты защиты прав обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (11) ноябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 2298 раз

Библиографическое описание:

Бреднева, В. С. Юридические аспекты защиты прав обучающихся / В. С. Бреднева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 198-202. — URL: https://moluch.ru/archive/11/800/ (дата обращения: 20.04.2024).

Проблема защиты прав обучающихся имеет много граней. В этой сфере, скорее, больше вопросов, чем ответов. Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок получал образование в соответствии с установленными стандартами и требованиями, чтобы мог реально пользоваться предоставленными правами, чтобы комфортно чувствовал себя в стенах образовательного учреждения. При этом важно помнить, что предоставленные законом права обучающихся, уравновешиваются возложенными обязанностями. Невозможно воспринимать только права и в то же время игнорировать обязанности – именно в таких случаях высоки риски создание такой ситуации,  которая в итоге может перерасти в правовой спор.

Первый вопрос, который возникает «кто является «обучающимся?»

В Сахалинском государственном университете к обучающимся относятся студенты, аспиранты, слушатели и другие категории (пункт 6.1. Устава). В самом широком смысле это и школьники, и докторанты - они тоже являются обучающимися в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

Сложность заключается в том, что перечень образовательных учреждений достаточно широк, есть также особые категории обучающихся - например, представители социально-незащищенных слоев населения, обучающиеся, совмещающие работу и учебу. А,  следовательно,  и правовое регулирование  будет отличаться. И не секрет, что перечень нормативно-правовых актов в сфере образования очень обширный. Это не только Конституция РФ и упомянутый закон «Об образовании», но и закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,  закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования». Ряд правовых актов не полностью, а частично затрагивают права обучающихся, например: закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Трудовой кодекс».

Помимо этого, существует огромный блок подзаконных нормативных актов, различных СанПинов и стандартов. Например, Постановление Правительства об утверждении типового положения «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов».

Есть даже «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (САНПИН 2.4.5.2409-08). Перечисленные нормативно-правовые акты лишь малая часть юридического фундамента образовательного процесса.

Есть ли права у учащихся? Конечно же, есть, но зачастую их просто не знают. И забывают, что право – только возможность, которой можно или воспользоваться, или оставить все как есть. Закон «Об образовании»  предоставляет обучающимся очень широкий круг прав, V глава так и называется «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование, при этом права и обязанности обучающихся определяются также Уставом образовательного учреждения и иными локальными актами. В частности:

1.             Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

Фактически реализация данного права зависит во многом от региона, поскольку количество и качество образовательных учреждений, например, на Курильских островах и в Санкт-Петербурге заметно отличается. 

2.            Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.            Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.

С этих позиций, студентов и их родителей, как правило, интересуют, каким образом можно контролировать качество образовательного процесса?

Если обучающийся принят в учебное заведение, которое является государственным или муниципальным, и обучение его осуществляется на основе финансирования из федерального, регионального или муниципального бюджета, то для этих лиц непосредственно не предусмотрено право контролировать учебный процесс. Хотя закон «Об образовании» и указывает право обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением, право контроля закон оставляет за учредителем.

Обучающиеся такое право имеют в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Что касается граждан, обучающихся на договорной основе, как в государственных, муниципальных, так и в негосударственных учебных заведениях, то в этом случае у них значительно больше возможностей по контролю за учебным процессом. Контролировать его могут как сами обучающиеся, так и те лица, которые участвовали в подписании договора в интересах обучающихся. Это право вытекает как из общих норм гражданского законодательства, так и норм, касающихся защиты прав потребителей.

По мнению автора, в Сахалинском государственном университете у обучающихся достаточно возможностей для оценки качества образовательного процесса – к каждой учебной дисциплине разработан учебно-методический комплекс, информация о содержании учебного курса является открытой и любое заинтересованное лицо может с ней ознакомиться. При этом любое заинтересованное лицо может ознакомиться и с Уставом СахГУ, с различными локальными актами, которые размещены на официальном сайте Университета.

 Также активно внедряется бально-рейтинговая система оценивания - каждый студент заранее знает, какие виды работ должен выполнить и сколько баллов набрать. Эта информация также является открытой, и практически решает проблему, которую обозначают, как «преподаватель необъективен, что делать?».

4.                  Кроме этого, обучающийся имеет право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений. Студенту высшего учебного заведения бесплатно выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.

Сахалинский государственный университет не только предоставляет зачетные книжки и студенческие билеты, но и располагает своей собственной библиотекой, имеет доступ к сети Интернет и к справочным правовым системам. Право на свободное выражение собственных мнений и убеждений активно реализуется на семинарских занятиях.

5.                  Еще одно положение закона «Об образовании» запрещает привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.

6.                  Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

7.                  Учебная нагрузка, в том числе внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

8.                  Если акцентировать внимание на правовом статусе студентов, то здесь можно отметить, право выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетами и кафедрами.

9.                  Студент также имеет право на восстановление в ВУЗе в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (платной или бесплатной), в соответствии с которой он обучался до отчисления. Порядок и условия восстановления в ВУЗе студента, отчисленного по неуважительной причине, определяется Уставом ВУЗа.

10.              Студентам ВУЗов гарантируется свобода перехода в другой ВУЗ в порядке, установленном федеральным органом образования. При переходе из одного ВУЗа в другой за студентами сохраняются все права как за обучающимися впервые на данной ступени высшего профессионального образования. Иные категории обучающихся имеют также право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

11.              Важно упомянуть, и право на академический отпуск. В соответствии с Приказом Минобразования РФ от 05.11.98 № 2782, академический отпуск - это отпуск, предоставляемый студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по медицинским показаниям и в других исключительных случаях (стихийные бедствия, семейные обстоятельства и в других). В случае предоставления академического отпуска его продолжительность, как правило, не может превышать 12 календарных месяцев. Основанием для издания приказа является:

·               по медицинским показаниям - личное заявление студента и заключение клинико-экспертной комиссии учреждения здравоохранения;

·               в других исключительных случаях - личное заявление студента и соответствующий документ, подтверждающий основания для получения академического отпуска с указанием причины.

Студентам, находящимся в академических отпусках по состоянию здоровья, стипендия не выплачивается. Студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям, назначаются и выплачиваются ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50% минимального размера оплаты труда в соответствии с Порядком назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан (п. 1), . Образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования вправе производить дополнительные выплаты студентам, находящимся в академическом отпуске, за счет собственных средств. Финансовые условия предоставления академического отпуска студентам, обучающимся на платной договорной основе, определяются условиями договора или дополнительного соглашения. Студенткам-матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, стипендия не выплачивается - они получают только ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

12.              Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы.

Далее возникает закономерный вопрос, а каким образом обучающийся может защитить свои права?

Коррупция в современный период стала, пожалуй, одной из самых популярных тем для обсуждения. О коррупции дискутируют в политологии, социологии, юриспруденции.

За последнее время правовая база в сфере противодействия коррупции пополнилась: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Постановление Правительства РФ от 05.03.2009 N 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции»; «Национальный план противодействия коррупции» (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 N Пр-1568) и т.д.

В федеральном законе «О противодействии коррупции» зафиксировано легальное определение данного явления. По коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Но коррупцию можно рассматривать не только как социальное явление, но и как одну из форм деформации правосознания, наравне с нигилизмом, инфантилизмом, идеализмом.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. К внесудебным способам защиты можно отнести обращение с жалобой к администрации образовательного учреждения или обращение в вышестоящие в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Жалоба подается в письменном виде с соблюдением порядка, позволяющего подтвердить получателем жалобы ее получение (например, заказным письмом по почте или в канцелярию, секретариат в двух экземплярах, на одном из которых делается отметка о получении). Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Споры образовательного учреждения с обучающимися по вопросам получения ими образовательных услуг рассматриваются в судах общей юрисдикции.

Обжалование в суд неправомерных действий (решений) в том числе и образовательных учреждений, нарушающих права и свободы гражданина происходит в порядке, установленном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года № 4866-1 (в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 4-ФЗ).

Какие действия могут быть обжалованы? Такие, в результате которых:

·   нарушены права и свободы гражданина;

·   созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

·   незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

При этом необходимо помнить об установленных в законе сроках. Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

·   три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

·   один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.

Ранее уже упоминалось, что в противовес к правам, предусмотрены обязанности обучающихся. Обязанности закрепляются в Уставе образовательного учреждения. В частности, студенты Университета и другие обучающиеся обязаны (ст. 6.18):

– овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования;– соблюдать устав Университета, «Правила внутреннего распорядка» и «Правила проживания в общежитии»;

– постоянно стремиться к повышению общей культуры, нравственному совершенствованию,соблюдению нравственных обязанностей по отношению к другим и самому себе.

За невыполнение учебного плана по направлению подготовки (специальности) в установленные сроки по неуважительным причинам, нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом Университета и правилами его внутреннего распорядка, к студенту могут применяться меры дисциплинарного воздействия вплоть до отчисления из Университета. Правилами внутреннего трудового распорядка Сахалинского государственного университета в качестве дисциплинарного взыскания предусмотрено не только отчисление, но и замечание и выговор.

Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента Университета после получения от него объяснения в письменной форме.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

            Таким образом, учащаяся молодежь государственных и негосударственных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования не всегда в полной мере информирована о своих правах и органах, уполномоченных рассматривать дела о защите этих прав. Правовые нормы и правовые механизмы защиты прав обучающихся существуют, а вот их применение напрямую зависит от активности граждан. А также, при разрешении спорных правовых ситуаций, важно не забывать о нравственных нормах и нормах этики.  В целом, проблема реализации  гарантий и защиты обучающихся многогранна и открыта для дальнейшего исследования.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, академический отпуск, обучающийся, Российская Федерация, учреждение, профессиональное образование, Сахалинский государственный университет, студент, учебный план, дисциплинарное взыскание.


Похожие статьи

Роль органа студенческого самоуправления в осуществлении...

студенческое самоуправление, образовательное учреждение, высшее учебное заведение, студенческий совет, совет обучающихся, высшее профессиональное образование, общественная организация, РФ...

О практике применения ст. 5. 57 Кодекса Российской Федерации...

Российская Федерация, образование, образовательное учреждение, свобода обучающихся, административная ответственность, административное наказание, должностное лицо, нормативный материал...

Типичные нарушения принципа доступности и бесплатности...

...ИГУ Министерство образования Российской Федерации, Иркутский государственный университет, Юридический институт; Редакционный

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Типичные арифметические задачи».

Организация и сопровождение повышения квалификации...

Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быть

 необходимыми знаниями современных образовательных технологий профессионального образования (обучения предмету)...

Компетентностный подход и его значение на этапе получения...

Высшее учебное заведение. Виды образовательных учреждений.

Военные учреждения среднего профессионального образования.

– применение на учебных занятиях дисциплинарных мер воздействия к обучаемым, не выполняющим служебную обязанность...

Упрощённый порядок зачисления слушателей в учебные...

При зачислении учащихся на курсы повышения квалификации, учреждения по дополнительному профессиональному

Согласно положениям статьи 53 Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на...

высшее профессиональное образование, подход, практическая деятельность, знание, студент, процесс обучения, профессиональная деятельность, учебный процесс, Северо-Кавказская государственная...

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Наибольшее количество учреждений высшего профессионального образования действовало в 2008/09 году — 1134 учреждений, число студентов — 7513,1 тыс. человек. Однако рост числа учебных заведений продолжался до 2013 года.

Похожие статьи

Роль органа студенческого самоуправления в осуществлении...

студенческое самоуправление, образовательное учреждение, высшее учебное заведение, студенческий совет, совет обучающихся, высшее профессиональное образование, общественная организация, РФ...

О практике применения ст. 5. 57 Кодекса Российской Федерации...

Российская Федерация, образование, образовательное учреждение, свобода обучающихся, административная ответственность, административное наказание, должностное лицо, нормативный материал...

Типичные нарушения принципа доступности и бесплатности...

...ИГУ Министерство образования Российской Федерации, Иркутский государственный университет, Юридический институт; Редакционный

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Типичные арифметические задачи».

Организация и сопровождение повышения квалификации...

Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быть

 необходимыми знаниями современных образовательных технологий профессионального образования (обучения предмету)...

Компетентностный подход и его значение на этапе получения...

Высшее учебное заведение. Виды образовательных учреждений.

Военные учреждения среднего профессионального образования.

– применение на учебных занятиях дисциплинарных мер воздействия к обучаемым, не выполняющим служебную обязанность...

Упрощённый порядок зачисления слушателей в учебные...

При зачислении учащихся на курсы повышения квалификации, учреждения по дополнительному профессиональному

Согласно положениям статьи 53 Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на...

высшее профессиональное образование, подход, практическая деятельность, знание, студент, процесс обучения, профессиональная деятельность, учебный процесс, Северо-Кавказская государственная...

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Наибольшее количество учреждений высшего профессионального образования действовало в 2008/09 году — 1134 учреждений, число студентов — 7513,1 тыс. человек. Однако рост числа учебных заведений продолжался до 2013 года.

Задать вопрос