Библиографическое описание:

Ветлугина А. С. Формирование фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью с использованием информационно-коммуникативных технологий на индивидуальных и подгрупповых занятиях [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 191-193.

Самым важным показателем речевого развития ребенка следует считать уровень владения родным языком. Определение этого уровня осуществляется на основе анализа комплекса используемых ребенком языковых средств: лексических, морфологических, синтаксических, фонетических. Усвоение фонетической/фонологической системы языка наряду с лексической и грамматической — это также немаловажный критерий овладения родным языком.

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи, стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. [7]

Фонематический слух и фонематическое восприятие является базой для формирования звукопроизношения. Эти два процесса взаимосвязаны. А. А. Леонтьева в своих работах утверждает, что фонематический слух требует обязательного участия звукопроизводящего механизма, в данном случае артикуляционного аппарата, в результате чего, между слуховым и речедвигательным анализаторами устанавливается прочная функциональная связь. В своих исследованиях Л. Ф. Спирова пишет о том, что дефекты произношения оказывают влияние на формирование фонематического слуха, неполноценное воспроизведение звука ведет к нечеткому восприятию его на слух, к недостаточной дифференциации. [8]

У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается общее системное недоразвитие речи. Нарушено формирование всех компонентов речевой системы (лексический, грамматический строй, звукопроизношение, фонематические процессы). Имеет место слабость мотивации, снижении потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание программ речевых действий, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности.

У детей с интеллектуальной недостаточностью в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные, сложные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения. Сенсомоторный уровень речи у этих детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства школьников происходит коррекция нарушений сенсорно-перцептивного и моторного уровня, полное устранение дефектов фонетической стороны речи (звукопроизношения, просодических компонентов). В то же время семантический и языковой уровни развития у этих детей не достигают нормы. [9]

По мнению Н. И. Дьяковой, фонематические процессы включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятия, фонематические представления. Т. А. Ткаченко к этому определению добавляет фонематический анализ и синтез. [2]

Фонематический слух — это способность слышать, различать обобщенный образ звука-фонему, четко воспроизводить близкие по звучанию звуковые ряды.

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и звуковой состав слов. Это специально воспитанное действие, направленное на овладение звуковым анализом и синтезом слова, на анализ собственной речи. Формируется в процессе специального обучения. На базе фонематического восприятия учим ребенка писать и читать.

Фонематические представления — это сложные умения, Способность воспринимать каждый звук как один и тот же в различных вариантах звучания (ма, мо, му, мы или ми, мя, ме, мё)

Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. [3]

Недоразвитие фонематического восприятия влияет на способность овладения навыками чтения и письма, является одним из ведущих факторов риска возникновения дислексии и дисграфии в процессе школьного обучения. Несформированность фонематического слуха задерживает развитие звукопроизношения. В результате поиска наиболее эффективных способов решения коррекционных задач, возникла необходимость внедрения информационно-коммуникативных технологий в специальное коррекционное обучение. [4]

Проведя конструктивный анализ проблемы формирования фонематических процессов у детей нами выявлены следующие особенности. У детей данной категории отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Наблюдаются в речи перестановки, замены, пропуски, смешение звуков. Допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, при определении наличия звука в слове. Дети затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозиционными звуками, не выделяют ударный звук в слове. К тому же, у детей имеется трудность тонкой дифференциации по высоте недостаточность акустического анализа и семантической дифференциации слов. Им недоступно воспроизведение серии из трех слогов. Отмечается наличие персевераций. Дети путают, не дифференцируют фонемы, одинаковые по способу и месту образования. Слуховосприятие нарушено грубо. В спонтанной речи звуки смешиваются, слоговая структура слов нарушается. [1]

Для получения наиболее эффективных результатов преодоления вышеперечисленных нарушений учителями-логопедами в настоящее время часто начали применяться информационно-коммуникативные технологии. Одной из которых являются мультимедийные презентационные технологии, выполненные в программе PowerPoint. [5]

Нами разработан комплекс игр с использованием информационно-коммуникативных технологий по формированию фонематических процессов. Вся работа построена в соответствии с основными этапами формирования фонематических процессов. Если ребенок все задания выполняет верно, без ошибок, то по гиперссылке он переходит на следующий этап. С помощью манипулятора «мышь», ребенок самостоятельно нажимает на картинку. При правильном ответе, картинка исчезает. Неверный ответ ребенка отмечается определённым сигналом. После чего ребенку дается следующая попытка. Сначала ребенку предлагаются задания первого этапа. [6]

На I этапе в процессе специальных упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти задания способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти. На II. этапе в ходе выполнения заданий ребенок учиться различать высоту, силу, тембр голоса на материале отдельных звуков, слов, фраз. На III. этапе развивается способность различать слова близкие по звуковому составу. Задания предлагаются по мере сложности. На IV. этапе с помощью предложенных нами игр ребенок учиться дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость- мягкость. На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Целью последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа и синтеза. На данном этапе мы сами контролируем процесс правильности выполнения задания. В конце выполнения заданий всех этапов, ребенка ждет приз. Рис.1.

У детей значительно возросла мотивация к занятиям. Усвоение материала шло быстрее, у детей отмечалось ощущение успеха от каждого выполненного им задания.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе при формировании фонематических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью будет более эффективным.

 

 

 

Рис.1.

 

Литература:

 

1.                  Белякова Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши — М.: НПО МОДЭК, 2001.

2.                  Горчакова А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» — Самара, СГПУ, 2003.

3.                  Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 2002.

4.                  Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. Пособие для студентов дефектол. Фак. Пед. Ин-тов

5.                  Репина 3.А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.

6.                  Феклистова И. В. Использование компьютерных технологий в логопедической работе. // Коррекционная педагогика: теория и практика, № 1, 2011.

7.                  Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения у младших школьников/Под общей редакцией Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. — М.: В. Секачев, 2008.

8.                  Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов/Е. Ф. Архипова. М.:АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

9.                  Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов / под. Ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle