Библиографическое описание:

Крайнова Е. Е. Поликультурность образования посредством образовательных программ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 23-26.

Поликультурность образования — это интеграция человека в культуру, бесконфликтная идентификация личности в многокультурном обществе.

Ключевые слова: образование, поликультурность.

 

Как известно, особенности той или иной культуры отличаются содержанием, при этом каждой присущи свои преимущества и недостатки, а значимость культуры определяется строго индивидуально. В основе данного принципа — гуманистическая идея о том, что не может существовать лучшей или худшей культуры. Понятие «поликультурности» полагает, что содержание образования должно отражать определенные элементы разных этнических культур. При этом основополагающими должны быть положения о том, что этнические культуры — это достояние всех людей, проживающих в данной стране, и что общенациональная культура есть продукт исторического процесса взаимообогащения и взаимопроникновения этнических культур. Вполне очевиден тот факт, что поликультурное образование поможет предотвратить конфликты, имеющие культурную подоплеку.

Важнейшими факторами, которые актуализировали научные поиски в области поликультурного образования, выступают следующие:

-        расширение связей между государствами;

-        усиление процессов глобализации, интернационализации;

-        процесс полилога и взаимовлияния мировых и локальных культур;

-        усиление интегративных процессов в науке.

Образовательную европейскую программу «Германской службы академических обменов» («DAAD») поддержки молодым учёным можно рассматривать как новый тип программы, построенной на таких методологических основаниях, которые включают новое понимание человека в его бытии и социальных связях, в диалоге культур и межкультурной коммуникации и позволяют достичь ценностных установок, предполагающих порой альтернативные точки зрения.

Благодаря участию в разнообразных образовательных программах происходит формирование следующих компонентов:

-        развитие аналитического и критического мышления, рефлексивных способностей специалиста;

-        расширение профессионального горизонта посредством диалога педагогических культур;

-        становление поликультурной образованности;

-        обогащение педагогическим инструментарием и технологиями обучения.

Обоснованием поликультурного образования является теория Л. С. Выготского (1982) о развитии поведения и психики, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. По мнению Льва Семёновича Выготского, опосредованность заключается в присвоении (освоении) культурно-исторического опыта и что всякая функция в культурном развитии человека, все психологические процессы формируются, появляются дважды, на двух отдельных уровнях: сначала на социальном, потом индивидуальном, психологическом.

Е. И. Пассов предлагает широкое, системное представление культуры в образовании. Личностная значимость иноязычной культуры и её воздействие на учащегося в практическом, познавательном, развивающем и воспитательных планах. По Е. И. Пассову, основной задачей модели культуры является не столько понимание другой культуры, сколько духовное совершенствование учащихся на базе новой культуры в ее диалоге с родной [2, с.208–209]. Лингвострановедческий аспект содержит в себе образовательную и развивающую роли. Культура одной страны познается через сравнение со знаниями и понятиями о своей стране. В современных условиях научно-технического прогресса происходит быстрый темп развития общества, который затрагивает многие его стороны: экономику, культуру, образование, медицину.

Благодаря европейским образовательным программам, таким как «DAAD», «Песталоцци», появляется возможность обогатить свои представления об особенностях жизни, культуры и образования в таких странах Европы как Германия, Австрия, Дания и многие другие.

Европейское сотрудничество способствует процессу продвижения демократии, защиты права человека и принципов правового государства в Европе. Здесь образование играет центральную роль в поддержке основных ценностей, а также в предупреждении нарушений прав человека. На сегодняшний день приоритетными темами для обсуждения в сфере образования являются:

-        гражданское образование и образование в сфере прав человека;

-        обучение учителей;

-        изучение истории;

-        языковая политика;

-        высшее образование и наука.

Важно, чтобы люди приобрели знания, умения и ценностные ориентации, которые помогут им лучше проявить себя в обществе на местном, государственном или международном уровне. Степень и качество образования покажет, как получить информацию о своих правах, определит их ответственность, обязательства и поможет понять, что у каждого есть возможность что-то изменить. Гражданское образование и образование в сфере прав человека охватывает все уровни образования и учебные формы, от детского сада до университета, от профессиональной школы до рабочего места.

Одной из ведущих программ в поликультурном образовании является программа обучения учителей «Песталоцци». Данная программа была разработана в 1969 году. Ведущей целью ставится — наглядное представление работы Совета Европы в области образования, обмен идеями, информацией и учебными материалами, установка контактов, при которых происходит расширение кругозора и обогащение профессиональными знаниями [4].

Языковую политику в Совете Европы проводит в жизнь Европейский центр современных языков, в ходе которого Советом Европы был разработан европейский рамочный документ по изучению языков, который служит единой основой для составления учебных программ по изучению иностранных языков, а также связанных с этим инструкций, экзаменационных материалов, учебников по всей Европе. В рамочном документе дается обзорное описание того, какие знания должны приобрести изучающие язык лица, чтобы уметь пользоваться языком в общении, а также какие знания и умения следует развивать, чтобы эффективно работать в этой области.

Ведущую роль занимает работа молодежной политики Совета Европы, в основе которой лежат следующие основные принципы:

-        сильное гражданское общество;

-        защита прав человека;

-        культурное многообразие;

-        социальное единство [4].

Ключевым пунктом работы данной организации является участие в ней молодежи.

Сотрудничество базируется на документе молодежной сферы Agenda 2020, главными темами которого являются права человека и демократия, совместная жизнь в многогранном обществе и социальная заинтересованность молодых людей. Принципы документа реализуются на основании более конкретных приоритетов и программ деятельности, последняя из которых была составлена на период 2014–2015.

Отдельные программы созданы для сотрудничества с Европейской комиссией, Российской Федерацией и Европейским агентством по информированию и консультированию молодежи (ERYICA). В сотрудничестве организуются многие важные курсы в молодежной сфере, проекты и инициативы, включая и курсы для молодежных организаций, а также обзорные визиты в страны содружества. Инициативы поддерживаются добровольными взносами, собираемыми через конкурсы Европейского молодежного фонда.

Сотрудничество Совета Европы в молодежной сфере ведется со странами содружества и молодежными организациями. Дважды в год собираются ведущий комитет молодежной сферы (Steering Committee for Youth CDEJ) и молодежный консультативный совет (Advisory Council on Youth AC), и также проводятся их совместные заседания (Joint Council on Youth CMJ). Вторым местом совместного принятия решений молодыми людьми и чиновниками является программный комитет (Programming Committe on Youth), который отслеживает и оценивает работу европейских молодежных центров и Европейского молодежного фонда. Содержательную и техническую поддержку обеспечивает молодежный отдел демократического директората Совета, который находится в Европейском молодежном центре в Страсбурге. Другой европейский центр, проводящий обучения, семинары, собрания и другие мероприятия, находится в Будапеште [3].

Очень важно двухстороннее сотрудничество с другими странами, особенно со странами за пределами Европейского Союза, подтверждением и основанием для которого служат различные межгосударственные договоры в сфере управления министерства.

Возникает вопрос, возможно ли изучить культуру страны изучаемого языка, понять чужой образ жизни и поведения, изучить социокультурный контекст неродного языка и, следовательно, усвоить менталитет носителей данного языка? Изучая иностранный язык вне естественной среды под руководством неносителя языка, невозможно проникнуться менталитетом и образом жизни носителей языка. Иноязычное лингвистическое образование должно быть направлено на использование неродного языка в качестве инструмента познания иной лингвокультуры и расширения собственной картины мира.

Учёные Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез выделяют составные части иноязычной коммуникативной компетенции, которые включают знания, навыки и умения с национально-культурным значением:

-        знания о национальных особенностях изучаемого языка и формирование навыков оперирования средствами с национально-культурной семантикой;

-        лингвострановедческие знания, которые позволяют воспринимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с культурным фоном;

-        знания, навыки и умения, предоставляющие возможность осуществления национально-особенного речевое и неречевое общения с носителями изучаемого языка в соответствии с национально-культурными особенностями чужого лингвосоциума [1, с.19].

Роль поликультурности в образовании занимает огромную место. Благодаря проектной деятельности образовательных программ устанавливается диалог не только между культурами народов мира, но также и диалог между поколениями.

 

Литература:

 

1.                  Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. Пособие для студ. Лингв. Ун-в и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений/Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез.-М.: Изд.центр «Академия», 2006.-336 с.

2.                  Пассов Е. И. Сорок лет спустя или сто одна методическая идея/Е. И. Пассов.- М.: Глосса-Пресс, 2006.- 240 с.

3.                  http://sfml.tom.ru/innovation/kultura.htm

4.                  https://www.hm.ee/ru/meropriyatiya/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/sovet-evropy

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle