Формирование поликультурных умений школьника в образовательном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Фокина А. С. Формирование поликультурных умений школьника в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2017. — №21.1. — С. 12-14. — URL https://moluch.ru/archive/155/43968/ (дата обращения: 18.06.2018).



Современный мир включен в сложный, но закономерный процесс глобализации, в создание единой системы социальных, культурных, экономических, политических и иных взаимоотношений. Представляя собой многомерное явление, глобализация затрагивает практически все стороны жизни общества и отдельной личности. Особенно сложный и противоречивый характер она носит в социокультурной сфере, где глобализм обретает мировоззренческую направленность. Как известно, одним из показателей прогрессивной общественной жизни является разнообразие культур, а столкновение различных ценностных приоритетов создает условия для их взаимообогащения. Однако часто культурно-ценностные установки не совпадают. Это ведет к их толерантности по отношению к другому, что является серьезным шагом к конфликту. Многочисленные проявления нетерпимости показывают, что современный молодой человек не готов к диалогу с другой культурой. Предубеждения увеличивают дистанцию, степень недоверия между людьми, деформируют характер межкультурного взаимодействия. Решение ситуации возможно, если субьект рассматривает культурные отличия как альтернативу и в своем личностном становлении достигает поликультурности. Таким образом, остро востребуется поликультурная личность и, как следствие, возрастает социальная роль общеобразовательной школы. Как научить современного подростка преодолевать трудности поликультурного общения, избегать конфликтов на этой почве, выходить из конфликтной ситуации, сохраняя свое и не унижая достоинство другого? Только максимальное внимание к личности подростка в состоянии помочь ему справляться с противоречиями поликультурного роста. А это значит, что на уровне школ актуализируется воспитание, поиск подходов к его содержанию, направленному на формирование поликультурной личности в образовательном процессе [3].

Тесные, дружественные взаимоотношения людей разных национальностей в нашей стране складывались на протяжении длительного времени. В дореволюционный период этому способствовала русификаторская политика царского правительства, направленная на постепенное приобщение коренных народов к русской культуре. В советское время также существовала идея сближения народов на основе создания единой нации «советский народ».

Одним из таких путей, на наш взгляд, является формирование у подрастающего поколения поликультурного сознания, которая включает в себя следующие компоненты: знание истории, культуры своего этноса, его традиций; знание национальной культуры этноса, с которой осуществляется процесс общения; знание роли своей национальной культуры и роли культуры этноса-партнера в мировой культуре; знание особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии; эмпатия, означающая знание психологических особенностей этноса, способности к сопереживанию, умение поставить себя на место другого [5].

Важной социально политической детерминантой развития поликультурного образования является стремление России и других стран интегрироваться в мировое и европейское социально культурное и образовательное пространство, сохранив при этом национальное своеобразие. Интеграционные процессы способствуют превращению Европы в многоязычное пространство, в котором различные языки имеют равные права. С открытием границ между государствами усиливается мобильность людей, их мотивация к изучению иностранных языков, стремление к установлению и развитию контактов с зарубежными странами. Межкультурное взаимодействие стран и народов открывает перспективы разрешения глобальных проблем, определяя актуальность поликультурного образования в российской и мировой педагогической практике. Многонациональное Земли, большинства государств и регионов планеты, интенсификация экономических, политических и культурных отношений народов протекает в поликультурной среде, усиливая связи людей разных культур, национальностей и конфессий.

Возникает острая социальная потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному полилогу. Этот социальный заказ эпохи настоятельно требует освоения подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, приобщения к культуре других народов, сохранения многовековых традиций.

Педагогической науке необходимо учитывать выявившиеся тенденции движения общества к своему новому качественному состоянию: цивилизованности, открытости, где основой является современная, мобильная, образованная личность. Именно образование призвано указать путь к становлению личности. Необходимо научить школьника XXI века не только ценить родную культуру, но и понимать своеобразие других культур.

В современной науке проблемы воспитания поликультурной личности находят отражение в философских, этнографических, психологических, педагогических исследованиях.

Однако, несмотря на обилие педагогических исследований, теоретические основы воспитания поликультурности не разработаны. Научные труды в основном посвящены проблемам учета культурных интересов национальных групп, построения воспитательного процесса на базе диалога культур в многонациональной среде, но не становлению поликультурной личности [2].

Сформированность культуры межнационального общения мы понимаем как результат успешной социализации личности в поликультурное пространство.

Выделяют внешние и внутренние признаки сформированности культуры межнационального общения. К внешним признакам относятся: 1) интерес к культуре, истории, литературе, науке другого народа; 2) потребность в освоении языка, истории, литературы, науки другого народа; 3) развитие отношений с людьми другой национальности.

Большую роль также играют и внутренние признаки: 1) мотивационного характера: уважение к многонациональному народу России и другой страны, любовь к Отечеству; ориентация на общечеловеческие ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации; обращение к национальному достоинству и чувствам людей, воспитание в себе интернациональных и гражданских чувств и сознания; 2) этнического характера: проявление тактичности к человеку; готовность сопереживать, понимать состояние и желания людей, их намерения; формировать умения преодолевать конфликтные ситуации, мелкие неурядицы; 3) деятельностно-поведенческого характера: реакция на совместную деятельность, супружество; умение восторгаться успехами людей другой национальности; развитие чувства национальной гордости; 4) мировоззренческого характера: понимание совместной жизнедеятельности людей разных национальностей; непримиримое отношение к проявлению национализма, шовинизма и расизма; ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации, на осознание принадлежности к мировому сообществу; глубокое уважение ко всем народам Земли, их этнонациональным особенностям; дух веротерпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирового разрешения возникающих конфликтов на стыке разных религий; 5) интеллектуально-эмоционального характера: отношение к людям другой национальности по работе, учебе, в быту, отношения и реакция на взгляды, убеждения, идеалы людей другой национальности; реакция на оценочные суждения и сложившиеся стереотипы о людях другой национальности.

Успешное формирование культуры межнационального общения у подрастающего поколения в образовательных учреждениях возможно только тогда, когда педагог сам свободен от негативных национальных стереотипов и предрассудков, владеет этнопедагогическими и этнопсихологическими знаниями, умениями корректировать содержание образования с учетом этнического многообразия нашей страны [4].

Формирование поликулькультурного подростка – это процесс учебно-воспитательного характера, опирающийся на специфическое содержание и технологии образования, обеспечивающие приобретение студентами ценностей, знаний норм, умений деятельности и общения (в частности, межнационального) для последующего применения в поликультурном пространстве [1].

Литература:

  1. Абдуллина, М.А. Формирование культуры общения у старшеклассников в образовательном процессе: Автореф. дис. ...канд. нед. наук. Уфа, 2001. -17 с.. Балицкая, И.В. Поликультурное образование: уч. пособие И.В. Бапицкая. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ,2003.60с.
  2. Аракелян, О.В. Поликультурное образование как новое направление в обшеобразовательной системе России О.В. Аракелян Этнопанорама. -2003. -Хо 3-4.-С. 31-33.
  3. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение М.: Вербум-М, 2003. 168 с.
  4. Гайсина, Г.И. Образование как социокультурный феномен. Москва-Уфа: МПГУ, БГПУ, 2000.148с.
  5. Матис В.И. Содержание понятия «Культура межнационального общения» // Актуальные проблемы сохранения и развития языков, культур и истории народов Саяно-Алтая. Материалы международной научной конференции, посвященной 280-летию открытия древнетюркской письменности /Под ред. С.П. Ултургашева, Л.И. Чебодаевой. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2001. - С. 202-209.
Основные термины (генерируются автоматически): поликультурная личность, межнациональное общение, культура, поликультурное образование, поликультурное пространство, подрастающее поколение.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос