Библиографическое описание:

Сыздыкова А. К., Нурмакова Р. Ж. Инновационные технологии на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной коррекционной школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 200-203.

В соответствии с основными законодательными актами в области специального образования перед специальными педагогами стоят глобальные задачи в отношении детей с особыми образовательными потребностями: создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной адаптации и реабилитации, подготовке к полноценной жизни в обществе.

Одной из актуальных проблем современного специального образования была и остается проблема коррекции дефекта новыми эффективными методами и приемами обучения, которые учитывали бы реальные возможности детей. Современные условия развития специального образования обусловливают использование инновационных технологий по созданию коррекционной и развивающей среды на уроках социально-бытовой ориентировки, основанных на современных достижениях специальной педагогики и психологии.

По мнению многих авторов, инновационная технология — это продуманная во всех деталях система обучения, направленная на достижения основных целей образования.

Главными направлениями инновационных преобразований в специальном образовании является теория,                        технология (содержание, формы, методы, средства), управление (цели, результаты).

В целом в развитии системы специального образования можно выделить два основных направления:

1.                  Модернизация традиционного обучения в духе эффективной организации усвоения заданных образцов в достижении четко заданных эталонов. В рамках этого направления обновление учебного процесса ориентировано на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, представление об обучении как «технологическом» конвейерном процессе с четко фиксированными, детальными описанными ожидаемыми результатами.

2.                  Инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-поисковой, исследовательской деятельности; обучения как организации учебно-игровой, моделирующей деятельности.

Инновационные технологии на уроках социально-бытовой ориентировки могут быть использованы в процессе проведения всех видов занятий с учащимися. Это позволяет учителю изменить методику своей работы, внедрять творческие инновационные подходы, изменяя психологию взаимоотношений на уровне «учитель — учащийся» с особыми образовательными потребностями.

Соответственно изменились и формы организации учебных занятий: происходит переход от урочной к индивидуальной системе работы, формированию групп, проводящих самостоятельные исследования на доступном уровне.

Организуя процесс обучения у учащихся с особыми образовательными потребностями, ориентируясь на достижения современной педагогической мысли, в последнее время особое внимание уделяется активному внедрению в коррекционно-развивающий процесс инновационных технологий, способных максимально корригировать дефекты развития и формировать навыки жизненной компетентности. Практика работы показывает, что наиболее эффективными с точки зрения коррекционной направленности являются элементы проблемного обучения и технология моделирования реальных ситуаций.

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетается самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых выводов. Система методов построена с учетом понимания целей и принципа проблемности. Таким образом, под проблемным обучением понимают обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций.

С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, которое порождается несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи. Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемной. Однако постановка проблемы не всегда приводит к возникновению проблемной ситуации. Важно понять, что интерес новизны возникает только там, где новое может опираться на имеющийся опыт. Главное условие возникновения проблемной ситуации — это видение учителем новой проблемы в зоне ближайшего развития учащегося с ОВР, чтобы ее решение опиралось на известные ему знания, способы мышления и методы решения.

Чтобы проблемная ситуация порождала процесс мышления, поиск путей ее решения должен быть посилен на данном этапе, учащиеся должны быть подготовлены к необходимой деятельности.

Проблемное обучение включает в себя несколько этапов:

-          Подготовка к восприятию проблемы. На этом этапе проводится актуализация знаний, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему.

-          Создание проблемной ситуации. Это самый ответственный момент и сложный этап проблемного обучения, когда учащийся осознает, что не может выполнить поставленную задачу только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми.

-          Формулирование проблемы. Это итог возникшей проблемной ситуации.

-          Процесс решения проблемы.

-          Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его правильности.

Опыт работы показывает, что самым трудным и важным этапом проблемного обучения учащихся с особыми образовательными потребностями считается этап создания проблемной ситуации. Мы полагаем, что следующая последовательность работы по созданию проблемной ситуации является наиболее оптимальной при обучении учащихся с особыми образовательными потребностями.

-          Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения

-          Столкнуть противоречия в практической деятельности

-          Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.

-          Предложить учащимся рассмотреть проблему с различных позиций

-          Побуждать школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, составлять факты

-          Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщения, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения

-          Предложить проблемные теоретические и практические задания

-          Поставить проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибчными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения)

Таким образом, в результате осуществления проблемного подхода учащиеся приобретают новые знания, устанавливают новые связи между известными и неизвестными фактами и понятиями.

В организации обучения учащихся с особыми образовательными потребностями широко используется технология моделирования реальных ситуаций. Моделирование реальных ситуаций — это воссоздание тех или иных условии, обстоятельств, а вместе с ними — отношений, обстановки, положений. Моделирование реальных ситуаций предполагает распределение ролей между участниками, которые вступают в определенные отношения между собой, что находит выражения в действиях и репликах. Разыгрывая и разбирая различные реальные ситуации на уроках, учащиеся в некоторой степени расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные знания и умения, а, следовательно, расширяют свои знания в различных сферах жизни и быта людей, накапливают практический опыт их использования.

Участие в разыгрывании ситуации имеет большое значение для развития у школьников с ОВР навыков общения, умения строить отношения с другими людьми. Учащиеся с особыми образовательными потребностям, как правило, не умеют в должной мере анализировать обстановку, в которую они попали. Создание специальных ситуаций, участие в них, позволяют формировать у учащихся привычку обдумывать условия, в которых приходиться действовать и находить верное решение.

Моделирование реальных ситуаций применяется в специальной коррекционной школе особенно продуктивно на уроках СБО. По каждой учебной теме может быть подобрано большое количество сюжетов в соответствии с содержанием программы.

Моделирование реальных ситуаций, конкретные модели предлагаемые учащимся, должны различаться не только содержанием, но и степенью сложности. Можно выделить ситуации трех степеней сложности:

1.                  Ситуации с участием двух человек, выполняющих одно, два простых действия, почти без реплик.

2.                  Ситуация, в которой участвуют несколько человек, выполняющихнесколько действий и произносящих реплики.

3.                  Ситуации с выбором решения, в которой участвуют несколько человек, произносящих реплики и выполняющих действия.

Моделирование реальных ситуаций дает большой положительный эффект в том случае, если их разыгрыванию будет предшествовать достаточная подготовительная работа, а затем со стороны учителя будет осуществлено руководство игрой.

Использование технологии моделирования реальных ситуаций в процессе учебной деятельности позволило нам определить последовательность обучения.она может быть следующей:

1.                  Предварительное до занятия разучивание с учителем всех ролей. Учитель руководит действиями всех учащихся во время игры.

2.                  Предварительное разучивание отдельных ролей. Учитель руководит действиями учащихся во время игры.

3.                  Игра идет без предварительного разучивания ролей.учитель руководит действиями учащихся

4.                  Самостоятельное разыгрывание учащимися ситуаций на заданную тему.учитель помогает в случае необходимости.

Таким образом, при применении данной технологии происходить накопление социального опыта у учащихся с особыми образовательными потребностями, строятся отношения с другими людьмии, соответственно,приобретается навыки культуры общения. Включение в процесс обучения специальной коррекционной школы данной технологии помогает учащимся лучше воспринимать, усваивать и закреплять знания социально-бытового характера.

Показателем эффективности внедрения инновационной технологий в учебный процесс специальной коррекционной школы является оптимальность усилий, средств и времени, затрачиваемых для достижения поставленных учебно-воспитательных задач; рациональность способов и приемов деятельности учителя и учащихся в их единстве и взаимозависимости; конкретность действий, их соответствие характеру активной деятельности учащихся, обусловной установкой учителя; перспективность; актуальность; активность и самостоятельность учащихся.

 

Литература:

 

1.         Бейсенбаев А. А. Мендыгалиев Г. К. Теоретические основы интеграции науки и практики в инновационных типах школ. Алматы, 1999

2.         Таубаева Ш. Т. Лактионова С. Н. Педагогическая инноватика как теория и практика нововведений в системе образования.Алматы, 2001.НИЦ «Гылым»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle