Библиографическое описание:

Карпова Л. Г. Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 172-177.

Известно, что качественное образование — это формирование личности, ее становление. Только качественное образование, как ресурс человека, обеспечивающий ему свободу и самоопределение, может быть гарантией его успешной социализации. Качественно образовать человека — означает помочь ему стать субъектом культуры. Сегодня, когда всё очевиднее проявляется эмоциональная и духовная недогрузка личности, системе образования отводится особая роль в сохранении, возрождении и развитии нравственных идеалов и ценностей. Существующую проблему способны решить только реальная гуманизация и демократизация образования, при которых педагоги — практики должны искать оптимальные инновационные педагогические технологии, адекватные ребёнку. Это в свою очередь возможно лишь при условии индивидуализации образования.

Ребёнок «образовывается» в смысловом поле, которое включает в себя не только ценностные ориентиры общества, но и воспитание реальностью, не всегда соответствующей этим ориентирам. Именно поэтому педагоги стремятся найти альтернативную существующим антиценностям воспитывающую среду для «восхождения» ребёнка. Образовательный процесс всегда включает в себя другие процессы: воспитание, обучение, взросление, социализация. Из этого следует, что образование — это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, качеств личности, развитие её творческих сил и способностей.

Конечная цель образования детей — их успешная социализация в обществе. Повышение качества образования позволит повысить уровень социализации каждого человека. Ставя перед собой задачи, связанные с социализацией детей, мы должны помнить, что социализация личности — это двухсторонний процесс, в котором индивид усваивает социальный опыт и входит в систему социальных связей и, одновременно, реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства. Успешная социализация предполагает как эффективную адаптацию человека в обществе, так и способность противостоять обществу. Но для этого человеку необходимо обретение себя: своей индивидуальности, духовности, творческого начала. При этом творческая направленность личности, креативность признаётся сегодня одним из важнейших показателей социализации.

Наиболее остро проблема социализации стоит перед социально — дезадаптированными детьми и прежде всего перед воспитанниками детских домов. Далее нами будет представлен анализ результатов, условий и способов их достижения, касающихся социализации данной группы детей. В основе предлагаемого исследования лежит практический опыт работы автора в системе ГОУ, в частности, в Нижнетагильском детском доме-школе № 1 в течение 24 лет (педагогический стаж автора-43 года). Процесс социализации так называемых «особенных» детей-детей детского дома должен проходить параллельно с процессом их педагогической реабилитации. Основными и общими проблемами таких детей являются: негативизм (бессмысленное противостояние), конформность (подверженность влиянию), социофобия (навязчивый страх в социально-значимых ситуациях), инфантильность. В основе большинства проблем лежит сенсорная недостаточность — депривация. Каждый воспитанник как правило отягощён целым рядом негативных или несформированных качеств и характеристик личности. Самая же большая проблема детей — невозможность иметь равные условия с «домашними» детьми. Здесь имеются ввиду и фактор личного пространства, и психологические проблемы, связанные с оторванностью от родных (или с их отсутствием), с регламентированным распорядком дня. Всё это вносит в жизнь ребёнка некоторые ограничения, а значит неудовлетворённость, нереализованные желания и стремления. Именно депривация, как следствие «деформации» детства, приводит к школьной дезадаптации, основанной на неуспешности в учёбе, и, далее, к потере интересов и ориентиров в жизни и поиску неадекватных способов самоутверждения. Нередко это проявляется в девиантном поведении ребёнка.

Деятельность педагога, работающего с воспитанниками детского дома — это их социально-психологическая поддержка, направленная на выявление, определение и разрешение проблем ребёнка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Мы в своей практике воспользовались реализацией известного концептуального подхода к развитию и социализации личности с помощью вовлечения в коллективную художественно-творческую деятельность. Мы исходили из того, что такая деятельность должна сделать жизнь ребёнка ярче, насыщеннее, интереснее, разнообразнее. В этом случае сам ребёнок сможет чувствовать себя более защищённым, свободным, нужным, успешным. В подтверждение справедливости данного тезиса мы представляем наш опыт организации художественно-творческого процесса в объединении «Прикладное искусство» в системе дополнительного образования, функционирующего на базе детского дома-школы № 1.

Гуманизация взаимодействия педагога с детьми в нашей практике проявлялась в следующем: умение «услышать» ребёнка, расположить его к себе, строить и вести диалоговое общение (в диалогизации); принятие проблем ребёнка и готовность помочь в ёё решении (в проблематизации); выбор адекватных для ребёнка подходов, методов, форм общения, обучения и воспитания с учётом его личностных особенностей (в индивидуализации).

Опыт показал, что с помощью педагогического потенциала творчества, искусства вариативный принцип дополнительного образования можно вывести на уровень персонификации, что позволяет каждому из обучающихся детей чувствовать себя особенной, «значительной» личностью — персоной. Для этого педагогу необходимо проявлять позитивный интерес к личности ребёнка, его чувствам, отношениям, поступкам. Ребёнок должен видеть увлечённость творчеством самого педагога, в идеале педагог должен стать для ребёнка референтной личностью. Одним из важнейших факторов при этом становится создание условий для успеха, успешности, что даёт ребёнку возможность осознания собственной значимости, а в дальнейшем — роста самооценки, формирования мотивации жизненной успешности. Нами активно использовались такие приёмы «пробуждения» заблокированной природной энергии творческого роста, как: эмоциональное сопереживание, пробуждение «инстинкта исполнителя», авансирование, «исповедь», обмен ролями.

Исходя из того, что детство является важнейшим базовым этапом формирования личности, нами были предприняты различные шаги к созданию оптимальной развивающей «среды детства», дающей ребёнку необходимый социальный и художественный опыт. Эмоционально-насыщенный опыт позволил развивать его «дремлющие» положительные потенциалы, стать «пусковым механизмом» педагогической реабилитации. В основе такого опыта находится идея о возможности развития индивидуальности человека с сохранением его уникальности с помощью психологически благоприятной среды. В нашем случае в полной мере использовались арт-терапевтические возможности коллективной и собственной художественно-творческой деятельности, например: релаксация и дистанциирование переживаний, самоудовлетворение от результатов творчества, проигрывание различных социальных ролей. Таким образом, наши дети имели возможность переживать и получать свой (жизненный опыт) и опыт жизни (чужой опыт: педагога, детей из творческого коллектива, изучаемый художественный опыт), а это значит формировать личностный опыт. Позитивный опыт, позитивное отношение к себе и окружающему миру формировались вместе с новым для детей видом мышления — саногенного (позитивного) мышления.

Совершенно очевидно, что развитие ребёнка с проблемами социальной адаптации невозможно без коррекции его негативных или слабых качеств и характеристик. На это нами были направлены не только коррекционные возможности и средства искусства, прикладного творчества, но и созданный в объединении благоприятный (как отмечали все без исключения участники творческого объединения) психологический климат. Результаты проводимой в объединении педагогической диагностики показывают, что у абсолютного большинства детей наблюдалась очевидная положительная динамика личности, что потребности, направленность и поведение детей приобрели характер устойчиво-положительный. Приведённые результаты позволяют высказать предположение, что в процессе занятий творчеством детям при участии педагога удалось приобрести навыки в эффективном общении, разрешении конфликтов, принятии ответственных решений, преодолении стрессов, ведении здорового образа жизни. При непосредственном участии педагога, организовавшего педагогически и функционально целесообразную среду, стало возможным гармоничное индивидуальное развитие каждого ребёнка с учётом его базисных личностных структур. В качестве вывода об основных условиях приведённых выше результатов предлагаем следующий: в творческом объединении эффективно использовались такие факторы, как: успешность, эмоционально-положительная система взаимоотношений, психологическая защищённость. Ниже будет логичным рассмотреть педагогические установки и ориентиры педагога, особенность его авторской педтехнологии, позволяющей достигать необходимого качества образовательного процесса и, как следствие, качества образования его воспитанников. Данные вопросы будут рассматриваться во взаимосвязи со следующими:

1.         Особенности и возможности дополнительного образования. Из опыта работы автора.

2.         Анализ результатов деятельности творческого объединения (в аспектах: личные и коллективные достижения в творчестве; успешность вхождения выпускников в социум).

Выводы.

1. При организации объединения «Прикладное искусство» в рамках системы Дополнительного образования Детского дома-школы № 1 мы исходили из стартовой концепции Дополнительного образования (ДО) — признания права ребёнка на одновременное получение обязательного традиционного базового образования и образования, не предусмотренного базовым. Опираясь на сформулированные З.Каргиной (Практическое пособие для педагога дополнительного образования. М.: Школьная пресса, 2008) основные принципы воспитания в ДО, мы выбрали для себя в качестве приоритетных следующие: комплексность, единство, целостность; опора на положительное в ребёнке, гуманизм, уважение к ребёнку; воспитание личности в коллективе и через коллектив; связь с жизнью, социокультурной средой; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; педагогическое руководство и активная самостоятельная деятельность детей.

Нам импонировал ряд отличительных особенностей ДО: свобода выбора ребёнком содержания образования; создание условий для самореализации личности цивилизованными способами; создание ситуации успеха для каждого; применение таких средств определения продвижения ребёнка в избранной образовательной области, которые бы стимулировали его саморазвитие.

Вариативность и свобода выбора, многообразие видов деятельности, индивидуализация образования, как показывал собственный педагогический опыт (преподавание в общеобразовательной школе, педагогическом колледже и педагогическом институте), есть единственно возможные факторы эффективного образования, тем более — воспитанников детского дома. Наш-личный опыт работы в ДО даёт основание согласиться с его определением: «ДО-это путь к себе», так как именно здесь ребёнок по-настоящему познаёт себя, здесь происходит его самоопределение, самовыражение, самоутверждение, самореализация, самоактуализация. Поскольку эти процессы протекают естественно, в сфере свободного времени, при добровольном согласии и свободном выборе самого ребёнка, можно с полным правом считать Дополнительное образование моделью «идеального» образования детей. Из-за отсутствия какого-то-либо насилия над личностью ребёнка сраведливо считать ДО наиболее экологичным образованием, при котором сохраняется «внутренний дом» ребёнка и, конечно же, наиболее оптимальным в отношение социально-дезадаптированных детей.

Педагогикой признаётся идея модели государственно-общественной системы дополнительного образования и её роли в организации, наполнении содержания, обеспечении эффективности и качества образования. Важную роль в этом играет особое образовательное пространство ДО, как досуговое пространство, имеющее воспитательную и образовательную значимость, как организация свободного времени. Свободное время при этом рассматривается как ресурс развития человеческого фактора. Свободное время всегда имеет как личностный, так и социально-значимый характер, в основе которого лежат мотивация, интересы, потребности личности, соотносящиеся с интересами и потребностями общества. Привыкая к личностно и социально-значимой деятельности в своё свободное время, ребёнок, будучи взрослым, будет готов проводить его также продуктивно. Исследования показывают, что существует прямая связь между временем и успешностью занятий детей и переориентацией и расширением их потребностей. При правильной организации дополнительного образования у участников объединений ДО мотивация занятий уже ко 2–3 году обучения возрастает до направленной. При этом у детей детского дома существенно сокращается пространство для девиантного поведения, поэтому в работе с ними ДО отводится и профилактическая роль.

О роли ДО детей в становлении и социализации личности ребёнка мы использовали исследования специалистов ДО: В.Голованова, Л.Логинова, А.Фоминой. Для педагогов ДО большой интерес представляет анализ понятий дополнительного образования Б.Куприянова (ж. Дополнительное образование № 6,2008), из которого следует: ДО-разрешение противоречий детей; ДО-заполнение у детей дефицитов в информации, внимании взрослых; ДО-расширение представлений о себе и окружающем мире; ДО-оптимизация процесса получения и продуктивного использования новой, дополнительной информации; ДО — удовлетворение образовательных запросов и потребностей детей; ДО — создание условий для использования свободного времени в позитивных для личности целях, прибавления достижений и успехов.

Возможность активного использования факторов развития и достоинства придаёт ДО особые коррекционные возможности, что очень важно в работе с детьми с нарушением структуры детства. Для них ДО служит коррегирующей средой, позволяющей восполнить дефицит детства, общения, любви. В неформальной обстановке творческого процесса становятся возможными и уместными всевозможные проявления заботы, удивления и восхищения, духовной близости, любви между субъектами образовательного процесса — педагогом и ребёнком. Такие же тёплые, искренние добрые отношения остаются между ними и после выпуска. Совершенно очевидно, что такого результата педагогу удаётся достичь при условии наличия в объединении реальных жизненных факторов: правовых, социальных, коммуникативных, культурных, ролевых, экономических. Практические результаты деятельности объединения «Прикладное искусство» подтверждают правильность заложенной в «Плане мероприятий по развитию образования Свердловской области на 2000-е годы идеи создания адаптивной учебно-пространственной среды развития ребёнка в детских домах и школах-интернатах. Объединение «Прикладное искусство» функционировало в детском доме с 1990 года, показывая стабильно-высокие результаты, что вполне соотносилось и с положениями Концепции модернизации российского образования. В документе была подтверждена позиция государства по Дополнительному образованию, а именно то, что ДО — это специально-организованный целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных в интересах общества, государства, человека.

В своей практике мы делали акцент на развивающую среду, как воспитательное пространство инноваций, творчества и успешности, исключая возможность оказания на ребёнка негативного, дезорганизующего действия, проявления напряженности, агрессивности, пессимизма, инертности, ленности (по С.Луткину). Нами использовались материалы из книги «Диагностика и анализ воспитательного процесса» (М.:Центр. Педагогический поиск,2008). На занятиях создавались все условия для обеспечения доверительного общения, позитивности, открытости, доброжелательности, работоспособности, инициативности, мобильности. Особое внимание уделялось созданию ситуации успеха для каждого ребёнка, позволяющей ему уйти в «зону роста». Среди всего количества обучавшихся в нашем коллективе детей, а это более 200 человек, не было неуспешных детей, каждый был успешен в социальном или предметном творчестве, а кто-то-в организаторском или самодеятельном. Отмечено, что значительная часть выпускников смогла успешно реализовать себя в сферах: профессиональная, семейная, социальная; многие были успешны в обучении профессии, получили высшее образование (в том числе и неуспешные в школе дети). Возможно, что значительных успехов в личностном развитии и творчестве как коллективном, так и личном, нам удалось достичь благодаря применяемой педагогической технологии, которая была разработана с учётом личностных и профессиональных установок педагога, особенностей детей и рекомендаций В.Гузеева. Предлагаем идентификационную характеристику нашей педтехнологии (подход Г.Селевко):

-          по отношению к ребёнку-личностно-ориентированная, гуманно-личностная, сотрудничества;

-          по ведущему фактору психического развития-социогенная, психогенная;

-          по научной концепции усвоения опыта-интериоризаторская, рефлекторная;

-          по ориентации на личностные структуры-эвристическая, операционная, эмоционально-нравственная;

-          по способам методам и средствам обучения — творческая, развивающего обучения;

-          по категории обучающихся-продвинутого уровня, компенсирующего обучения.

Название педтехнологии: комбинаторная дидактическая на основе приоритетной авторской идеи, объединяющая монодидактические технологии: продвинутого уровня (углублённое изучение предмета), компенсирующего обучения (педагогическая коррекция). Присутствуют элементы технологий: адаптирующих, саморазвития, творческих, развивающих, сотрудничества, интеллектуального фона, гармонизации и гуманизации. Не ставя цели подробного представления модели педтехнологии, её принципов, подходов, методов обучения и воспитания, детальной характеристики воспитывающей среды, раскроем лишь наполнение содержания одного из принципов среды, наиболее важного в нашем случае. Это принцип единства образовательной и воспитательной среды, задача которой — развитие основных потребностей ребёнка: в безопасности, в общении, в познании, в любви и уважении, в признании, в удовлетворении права на свои интересы, в творческой деятельности, вправе на самооценку и суждения, физиологические потребности.

Отличительной особенностью педтехнологии, а на её основе и всей деятельности педагога, стала идея взаимодействия педагогики искусства, педагогики дополнительного образования и коррекционной педагогики. Таким образом, дети получали гарантию дальнейшего развития (за счёт применения коррекционной педагогики), сохранение индивидуальности (за счёт возможностей педагогики дополнительного образования), возможность самоутверждения (за счёт педагогики искусства). И всё же главной инновацией технологии стало активное использование педагогического потенциала музейной педагогики, что стало возможно благодаря наличию в образовательном учреждении школьного музея «Прикладное искусство». (Справка: уникальный музей детского прикладного искусства был создан и развивался на базе творческого объединения ДО, функционирующего в учреждении. Лучшие творческие работы, выполненные детьми на занятиях (всего-более 500),экспонируются в специально оборудованном помещении — музее, имеющем официальный статус и работающем в соответствии с требованиями по направлениям: массово-просветительское, научно-методическое, выставочное, социальное партнёрство. Музей служит существенным мотивационным и обучающим фактором, а также центром воспитательной работы как в объединении ДО, так и в детском доме в целом). Факт руководства и музеем «Прикладное искусство» и объединением «Прикладное искусство» автором данного материала позволял в полной мере интегрировать их деятельность, а в конечном итоге сделать образовательный процесс в объединении эффективным. На примере нашего музея можно проследить связь между креативностью авторов и их способностью использовать полученную ими в музее культурную информацию в контексте собственной жизни. Музейная педагогика в нашем и других художественных музеях основана на концепции развития интеллекта через визуальное восприятие и визуальное мышление (по тории Р.Арнхейма). Выбирая технологию общения, мы имели ввиду её важность в повышении эффективности образовательного процесса, отсюда характеристики нашей технологии: стиль отношений-устойчиво-положительный; стиль общения-демократический, диалоговый; уровень общения-конвенциальный, духовный, игровой.

Составной частью технологии любого педагога, её важнейшим фактором всегда является образовательная программа, в нашем случае это «Дополнительная образовательная программа «Прикладное искусство». Программа прошла экспертизу специалистов Нижнетагильской Государственной Социально-педагогической Академии (НТГСПА) и была единогласно принята Учёным Советом МОУ г. Нижний Тагил, утверждена Департаментом Образования и Управлением Образования МОУ г. Н.Тагил с заключением на предмет соответствия авторской. С учётом значимости программы как части учебно-программной документации считаем необходимым представить её краткую характеристику:

-          образовательная область — художественно-эстетическое образование, искусство;

-          адресность — социально-дезадаптированные дети (с учётом наличия обоснования фактора дифференцированного обучения программа адаптируется к другим категориям детей, в том числе — одарённым, ЗПР);

-          характер программы — расширяющий базовое образование (для всех групп детей), компенсирующая;

-          уровень образованности — компетентность и функциональная грамотность (для групп: одарённые и «норма»), грамотность (для группы ЗПР);

-          направленность — общекультурная;

-          степень сложности — продвинутый уровень (повышенной сложности).

Программа расчитана на обучение на протяжении от 3 до 10 лет по «спиральному» принципу, причём объём, содержание, а также уровень сложности, как формы предъявления результатов, выбираются ребёнком, исходя из его предпочтений. Данный подход позволяет реально индивидуализировать процесс, «обрекая» ребёнка на успех, а, значит, и персонифицировать его образование.

Программа учитывает как тенденции современного мира и образовательную политику государства, так и личность её автора, что нашло отражение в её содержании. В частности, в содержание включено 4 авторских раздела, отражающие авторские художественные технологии, например: «Объёмно-пространственные текстильные композиции». К программе имеются авторские приложения в форме изданных публикаций и альбомов. Профессиональная подготовка автора программы, в частности его личное социальное творчество и участие в выставках, детально разработанный учебно-методический комплекс, оптимальная образовательная среда, система воспитательной работы в объединении способствовали успешному решению задач по реализации главной цели — педагогической реабилитации и социализации воспитанников в процессе творческой деятельности. Обязательное условие при этом — продуктивная творческая деятельность детей.

2. Основные результаты: их качество и соответствие прогнозируемым результатам.

Получены благодаря наличию качественного программно-методического и качественного психолого — педагогического обеспечения образовательного процесса. При прогнозировании результатов образования педагогом были использованы нормативно-правовые основания ДО разных уровней: от федеральных до муниципальных; образовательные цели учреждения, а также основные критерии педагогической деятельности. Нами были использованы материалы:

1)                            Пакеты документов по Комплексной Системе Аттестации педагогов (ИРРО Свердловской области, г. Екатеринбург).

2)                            В. В. Нестеров, А. С. Белкин. Педагогическаякомпетентность. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003.

3)                            Г.Скок. Оценка собственной педагогической деятельности. М.:2000.

В оценку результатов нашей деятельности вошли как общепедагогические критерии, так и критерии эффективности для педагогов ДО образовательной области «Искусство».

На основании выбранных педагогом из группы имеющихся критериев приоритетными были определены следующие критерии, отражающие вклад педагога в развитие ребёнка: качество образования воспитанников (образованность); динамика личностных качеств, сфер и характеристик; социальная адаптация.

Система педагогической диагностики позволила вывести результаты по следующим уровням:

-          качественное описание результатов образования (достижения детей: минимальные, средние, высокие; ЗУНы, представления, понятия, отношения; готовность к решению задач);

-          количественная оценка результатов образования;

-          уровень отсроченных социальных эффектов (для детей, учреждения, социума).

Представляем наиболее показательные результаты личного опыта.

1.         Все без исключения дети овладевают широким спектром предлагаемых программой художественных технологий (гобелен; вышивка лентами; художественная обработка ткани, кожи, бумаги и другие, всего 15). Начиная с 3–4 года обучения отмечается освоение на среднем и высоком уровне, у обучающихся от 5 до10 лет уровень освоения высокий, часто-профессиональный. Очень яркий показатель — рост уровня творчества до продуктивного наблюдается у 40–70 % детей, так же, как и творческая направленность личности в целом. При оценке уровня творческой активности нами были использованы параметры и критерии, заимствованные у В.Кузина, Помимо ЗУН заметно повышается уровень эстетической и художественной культуры детей. Закономерны в связи с этим стабильно высокие результаты участия в смотрах разных уровней: международных, всероссийских, региональных, областных, городских, а также организация 12 персональных выставок коллектива в городе и области. Участниками объединения получено более 1000 личных и коллективных наград.

2.         К 3–4 году в 100 % сформирована направленная мотивация занятий, сохраняющаяся до выпуска, а, нередко, и после выпуска (выпускники участвуют в выставках).

3.         В объединении наблюдается переориентация личности на положительную направленность, проявляющуюся в системе качеств: социально — значимые, отношение к себе и миру, социальные роли, потребности, поведение. Исключены факты враждебности и агрессии. Становятся нормой дружественные взаимоотношения, сотрудничество, соавторство, а дети склонные к амбивалентному поведению, проявляют воспитуемость. Коллектив выступает в роли социального контролёра.

4.         У всех без исключения возрастают показатели, характеризующие коммуникативность детей, проявляющиеся в аспектах: ребёнок-ребёнок, ребёнок-педагог.

5.         За счёт фактора успешности у каждого сохраняется высоким или возрастает статус. В коллективе всегда достаточно детей со статусом «звезды» или «лидера», отвергаемых детей не бывает. Сбалансированность неформальных и формальных отношений в том числе за счёт системы требований, дифференцированной системе оценки деятельности каждого в объединении, оптимального педагогического общения, опоре на положитель-ный потенциал, помогает закреплению статуса популярных детей и повышению самооценкии и самоуважения каждого. Статус группы высокий.

6.         Констатируется повышение самоуправляемых механизмов личности: умение подчинять низшие инстинкты высшим, неразвитые потребности и соблазны-высшим (в самообразовании, самоутверждении, саморазвитии), упорядочение системы взглядов, установка на социально-адаптивное поведение, рост уровня притязаний.

7.         Есть рост в сфере умственной деятельности (повышаются все мыслительные процессы, возрастает интеллект).

8.         Имеется значительная динамика в действенно-практической сфере (рост ЗУН; повышение мотивации труда, причём не только творческого; трудолюбия и работоспосособности). Эти качества служат основой успешной профессиональной деятельности.

9.         Наблюдается в абсолютном большинстве случаев повышение дополнительных факторов: все виды памяти, речь, операционный компонент, психофизиологические факторы. Становится совершеннее произвольная сфера (умение сосредоточиться, переключать внимание), более сбалансированными процессы возбуждения и торможения.

10.     Каждый без исключения ребёнок на определённом этапе выходит на стадию интеграции, как последнюю стадию социальной адаптации. Чаще это происходит на 4–5(у отдельных детей на 6–7) году обучения.

Отдельно следует отметить имеющиеся эмоционально-ценностные результаты занятий в объединении художественно направленности это: более развитый художественный вкус и эстетические потребности; отзывчивость на красоту (динамика до высокого уровня); осознание личностной и общественной значимости своих занятий.

Основополагающие выводы:

1.         В творчестве происходит воспитание чувств детей, что отвечает российской ментальности. Творчество способно пробудить в человеке его лучшие качества, его духовные и душевные силы. Занятия искусством уравновешивают личность со средой, обладают коррекционными возможностями. Искусство было и остаётся одним из средств возрождения всего общества, средство обогащения и коррекции жизненного опыта человека.

2.         Творческая деятельность в сфере ДО выполняет функцию не столько досугово-развлекательную, сколько социально-формирующую. Творчество — есть фактор социализации. В творчестве реализуются права ребёнка, гарантированные ему государством.

3.         Занятия творчеством в объединениях дополнительного образования помогают детям с проблемами в средовой адаптации самоутвердиться в микросреде. Дополнительному образованию отводится особая роль в профилактике асоциальных проявлений. Дополнительное образование детей — общепризнанный институт социализации детей и подростков.

4.         Существующая практика, в том числе предложенный автором опыт, даёт основание рекомендовать развитие системы ДО в каждом детском доме. Эффективность образования в объединениях, организованных на базе Государственных образовательных учреждений, подтверждена практикой, в том числе нашей.

5.         Главный вывод: Творчество — это деятельность, в которой раскрывается внутренний мир человека (В. А. Сухомлинский).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle