Автор: Левандовская Лилия Витальевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Библиографическое описание:

Левандовская Л. В. Индивидуализация в обучении русскому языку и литературы студентов педагогического колледжа специальности 050144 Дошкольное образование [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 228-231.

В условиях введения ФГОС СПО особую актуальность приобретает проблема индивидуализации профессиональной подготовки студентов, решение которой расширяет возможности для реализации потенциала будущих специалистов.

Это обстоятельство указывает на объективную необходимость научного обоснования индивидуализации процесса профессиональной подготовки студентов посредством применения интегративно-модульного подхода, обладающего огромными ресурсами в плане развития личности будущего специалиста-дошкольника, готового к усвоению инноваций, способного адаптироваться к запросам и требованиям современного рынка труда.

Подготовка студентов-дошкольников требует от будущих специалистов данной сферы технологического овладения основами профессиональной культуры и деятельности (Н. В. Кудрявая) путем развития индивидуальной образовательной траектории в условиях интеграции различных сфер и областей педагогической деятельности.

По указанной выше причине в нашем образовательном учреждении — ГБПОУ ИО «Иркутском региональном колледже педагогического образования» была разработана модель индивидуализации образовательного процесса (авторы: Н. В. Калинина, к.п.н., доцент; А. Г. Харитонова, к.п.н., старший методист по НМР), согласно которой вектором является ориентация на индивидуальные запросы студента в самореализации в различных направлениях: учебной, внеучебной, учебно-исследовательской деятельности, дополнительном образовании. Ядро индивидуализации, соответственно модели учреждения, — педагогическое сопровождение выбора обучающихся действий и целей в решении задач профессионализации через мотивы самореализации.

Дидактическими и организационными условиями становится:

1)        построение образовательного процесса через стратегии модульного, контекстного, интерактивного обучения;

2)        использование технологий проектного, рефлексивного обучения, педагогической поддержки студента, технологии самостоятельной работы студента;

3)        включение в образовательный процесс экспертной оценки и инструментария самооценки компетенций;

4)        презентация продуктов образовательной деятельности обучающихся в разнообразных культурных формах;

5)        создание вариативной среды информального образования(кружки, клубы по интересам, волонтерские, исследовательские и другие сообщества, обеспечение участия студентов в различных акциях и проектах по интересам, включение во внеурочную социально-значимую деятельность, организация взаимодействия с социальными партнерами и молодежными организациями различного уровня и т. п.

Педагог, исходя из данной модели, должен выступать в роли: консультанта, тьютора, менеджера, партнера, наставника, фассилитатора — (того, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон)., главным мотивом такого педагога должно стать — понимать, что нужно студенту и как его включить в процесс самореализации.

Ожидаемые результаты в процессе внедрения данной модели:

1.                  расширение возможностей самоопределения и самореализации личности в пространстве профессионализации;

2.                  создание позитивной Я-Концепции;

3.                  формирование адекватной профессиональной и личностной самооценки;

4.                  обеспечение психологической и профессиональной готовности к решению профессиональных задач в условиях постоянно обновляющейся деятельности, соответствующей требованиям времени, социальному и государственному заказу;

5.                  расширение социальных связей и повышение активности в сотрудничестве;

6.                  совершенствование образовательной среды колледжа в целом и развитие научно-методического потенциала образовательного сообщества учреждения.

В настоящее время небезызвестно, что студенты, пришедшие обучаться в среднее профессиональное учреждение, имеют определенный багаж знаний по общеобразовательным дисциплинам — русскому языку, литературе, математике, истории, физике, информатике и другим. Но, к сожалению, начав сотрудничать с данными студентами, отмечается слабый уровень не только знаний, но и сформированных компетенций, которыми вчерашние школьники, а сегодняшние студенты средних профессиональных учреждений должны владеть стопроцентно. Речь идет именно о тех общих компетенциях, которые заложены в ФГОС СПО по специальности 050144 Дошкольное образование:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Начав свою педагогическую деятельность в колледже с 2008 года, я, как преподаватель русского языка и литературы, могу смело утверждать, что студенты-дошкольники не в полной мере владеют ОК 1- ОК 9.

Исходя из основных положений представленной модели, мне хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты, которые могут быть применены преподавателем русского языка и литературы в рамках изучения дисциплин общеобразовательного цикла — русского языка и литературы, последние из которых читаются согласно учебному плану только на 1 курсах специальности 050144 Дошкольное образование (база 9 классов) — контекстное, рефлексивное обучение, педагогическая поддержка студента, технология самостоятельной работы студента, создание вариативной среды информального образования.

По данной причине передо мной были поставлены следующие задачи:

1.                  изучить понятия «контекстное обучение», «рефлексивное обучение», «информальное образование».

2.                  изучить познавательные и психологические особенности обучающихся;

3.                  учитывать эти особенности при подготовке каждого этапа занятия, при организации учебной и внеучебной деятельности;

4.                  внедрить элементы контекстного, рефлексивного обучения в ходе организации качественного образовательного процесса;

5.                  организовать внеучебные воспитательные мероприятия в рамках преподаваемых дисциплин, способствующих созданию вариативной среды информального образования.

Для решения поставленных задач я применяю в своей педагогической деятельности технологию контекстного обучения. По словам Калугина Ю. Е., контекстное обучение- обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста [3]. Такое обучение придаёт целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям.

Разработка модели контекстного личностно-ориентированного образования базируется на гносеологических основах моделирования как метода научного исследования (Н. М. Амосов, Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин, В. А. Штоф и др.); идеях системного подхода (В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. П. Кузьмин, Э. Г. Юдин и др.); психолого-педагогической концепции знаково-контекстного обучения (Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий, Т. М. Сорокина, А. А. Федорова и др.); теоретических и технологических основах личностно- ориентированного образования (В. В. Сериков, И. Я. Якиманская и др.).

Преподаватель в контекстном обучении не столько учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует обучающихся к развитию, создаёт условия для их самовыдвижения на базе использования эмоционально-ценностного опыта преподавателя и студента. Тогда возникает приоритет субъектно-смыслового обучения по сравнению с информационным обучением, необходимость диагностики личностного развития, использования смысло-поискового диалога, включения учебных задач в контекст жизненных проблем. В таком случае объектом работы обучащихся становится не «порция информации», а ситуация во всей своей предметной и социальной неопределённости и противоречивости. Моделируя предметное и социальное содержание настоящей и будущей жизни студента, включая обучение в их реальный контекст, мы стараемся решать проблему социальной защиты детей.

Контекстное обучение включает в себя целый ряд форм и методов, позволяющих развивать творческий потенциал обучающихся.

Приведем примеры применения некоторых форм и методов контекстного обучения в процессе преподавания русского языка и литературы, способствующих овладению общими компетенциями.

1.      Методы проблемного обучения:

-          частично-поисковый (создание тезисных конспектов по различным темам: «Творчество и биография А. П. Чехова», «Духовные искания Пьера Безухова»; составление кроссвордов по литературе, создание мультимедиапрезентаций; подготовка доклада, презентации, написание реферата студентами к «Слову о поэте «Серебряного века» и др.)

-          исследовательский (создание блок-схем по теме «Морфология», лингвостилистический анализ текста в рамках подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку, поиск слов из текста с заданной орфограммой, обзоры современных литературно-художественных журналов и др.)

-          проблемное изложение (написание сочинений по прочитанному литературному произведению, сочинений-рассуждений по прочитанному тексту публицистического стиля и др.)

2.         Диалог, полилог, дискуссия

3.         Мозговой штурм (создание рисунков по прочитанным лирическим стихотворениям — работа в группах, определение художественно-изобразительных средств при анализе стихотворений и др.)

4.         Деловая игра (игра «Умники и умницы» (по пьесам А. Н. Отсровского)).

Помимо контекстного обучения в своей педагогической практике я стараюсь организовывать рефлексивную деятельность.

А. В. Хуторской указывает, что в педагогической практике организация осознания обучающимися процесса познания, способов учебной деятельности, своего эмоционального состояния имеет два основных вида:

-          текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса;

-          итоговая рефлексия, завершающая логический или тематически замкнутый период деятельности. Нам известны различные формы образовательной рефлексии:

·вербальные формы: устное обсуждение, рассказ, высказывание происходящих изменений, опрос.

·невербальные формы: сочинение, письменное анкетирование, графическое или рисуночное изображение происходящих изменений.

Для эффективного развития рефлексивных умений у студентов педагогического колледжа необходимо комплексное использование указанных форм рефлексии в образовательном процессе. В работе со студентами можно применять невербальные способы выражения рефлексии, организующие деятельность с помощью рисунков, ассоциаций, музыки и других средств. Студенты в этом случае выражают чувства различными видами эмоционального языка.

Например, один из методов «пяти пальцев»:

М (мизинец) — мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный палец) — близость цели. Что я сегодня сделал и чего достиг?

С (средний палец) — состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный палец) — услуга, помощь. Чем я сегодня помог и кому? Чем и кого порадовал?

Б (большой палец) — бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Наряду с учебной деятельностью в нашем колледже, как и в любом другом образовательном учреждении, функционирует информальное образование, суть которого заключается в индивидуальной познавательной деятельности, сопровождающей повседневную жизнь обучающихся и не обязательно носящую целенаправленный характер. Оно может относиться к различным формам альтернативного образования, такие как: самообучение, молодежная работа, участие в молодежных движениях, волонтерское движение, СМИ (включая телевидение, видео игры, журналы и т. д.), музеи, библиотеки, зоопарки, и т. д. Конечно, невооруженным глазом видно, что организация данной работы лежит, в большинстве случаев, на кураторах групп, но и мы, как преподаватели, стараемся организовывать данную деятельность в стенах учреждения. Мной, как заведующей дисциплинарно-цикловой комиссией общеобразовательных и гуманитарных дисциплин и преподавателем русского языка и литературы, было организовано и проведено внеучебное воспитательное мероприятие «День грамотности», посвященное Международному Дню Грамотности, в котором приминали участие студенты всех курсов отделения Дошкольного образования.

Подводя итог всему сказанному выше, следует отметить, что при организаций мной педагогической деятельности учитываются индивидуальные особенности, степень обученности студентов, т.е опираюсь на развитие способности обучающихся осознавать, какие действия он должен совершить для развития умения, в какой форме хочет учиться, стараюсь учить связям и отношениям, исходя из субъектного опыта профессионально-учебной деятельности, другими словами — акцентирую внимание на организацию самостоятельной работы обучающихся.

 

Литература:

 

1.                  Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение [Текст]: монография/ А. А. Вербицкий.– М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.– 75 с.

2.                  Дмитриева, О. В. Формы и методы контекстного обучения на уроках литературы, как средство развития творческих способностей учащихся [Электронный ресурс] / О. В. Дмитриева.– Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

3.                  Калугин, Ю. Е. Основы педагогики профессионального дополнительного образования и профессионального самообразования [Текст]: Ю. Е. Калугин. — Челябинск, 2004.

4.                  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle