Библиографическое описание:

Писнова О. Ю. Реализация комплексной программы дополнительного технологического образования как средство педагогического управления проектной деятельностью учащихся [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 123-127.

В статье анализируется взаимосвязь понятий «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование». Рассмотрена роль дополнительной общеобразовательной программы в управлении педагогическим процессом в системе дополнительного образования. Определена роль и место комплексной программы дополнительного технологического образования в педагогической модели управления проектной деятельностью как средства педагогического управления в системе дополнительного образования.

Ключевые слова:Внеурочная деятельность. Дополнительное образование. Дополнительная общеобразовательная программа. Дополнительное технологическое образование. Педагогическое управление. Дополнительная общеобразовательная программа.

 

Kew-words: Extracurricular activities. Аadditional education. Аadditional technological education. Pedagogical management. Тhe additional educational program.

 

На современном этапе становления новой образовательной парадигмы расширение возможностей внеурочной деятельности учащихся во всём её многообразии школьных факультативов, учебных курсов по выбору, школьных научных обществ, секций и кружков призвано решать задачи адаптации, оптимизации учебной нагрузки, улучшения условий развития, учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Традиционно внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая с классом или группой учащихся во внеурочное время. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации, при этом, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе [3, с.3]. Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую и другую деятельность [2, с.38]. Опираясь на модель использования потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с организациями дополнительного образования, обеспечение тесной взаимосвязи внеурочной деятельности и дополнительного образования даёт возможность создать общее программно-методическое пространство внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, предполагает осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению общеобразовательными программами [7].

Развитием внеурочной деятельности в России занимались С. Т. Шацкий, А. У. Зеленко, П. П. Блонский, И. П. Волков, А. К. Бруднов. Формирование системы внешкольных учреждений в 20–30-е годы прошлого столетия в виде Центров внеурочной деятельности, Дворцов и Домов пионеров, Станций юннатов и юных техников, Центров краеведческой работы и детского туризма определило направление развития образования, выходящего за рамки образовательных стандартов. Внеурочная деятельность обретает новый вектор развития: обучение принимает характер обеспечения удовлетворения интересов учащихся. Развиваясь как система внешкольных учреждений, внеурочная деятельность выросла в качественно новую структурную единицу системы образования в целом. Научное сопровождение дополнительного образования осуществляется через центры социализации и методики дополнительного образования. К разработке проблемы дополнительного образования привлечено более 20 докторов наук и более 60 кандидатов наук. На разных этапах приняли участие, внесли свой вклад А. В. Мудрик, В. А. Горский, М. Б. Коваль, В. В. Рубцов, В. И. Панов, В. А. Левин, В. И. Слободчиков, А. М. Абрамов, В. Б. Новичков, А. Л. Семенов, Л. Е. Курнешова, А. А. Остапец-Свешников, Ю. В. Громыко, Н. Г. Алексеев, Е. Б. Евладова, Ю. В. Крупнов, Г. П. Буданова, А. Б. Фомина и другие. Начав своё становление в условиях нерегламентированности, отсутствия должной законодательной основы, на современном этапе дополнительное образование переживает если не кризис, то эпоху переосмысления целей своего существования. С введением внеурочной деятельности как неотъемлемой части базисного учебного плана основного общего образования система дополнительного образования, выросшая из системы внеурочной деятельности и, по сути, осуществляющая её на протяжении десятилетий на базе центров дополнительного образования, остаётся в ситуации некой обособленности, оторванности от стандартов общего образования. В системе дополнительного образования «предлагается» найти новый вектор развития. В «Концепции развития дополнительного образования детей» миссия дополнительного образования рассматривается как социокультурная практика развития мотивации подрастающих поколений, как системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающий конкурентоспособность личности, общества и государства [6, с.2]. Именно дополнительное образование способно внести вклад в обеспечение вариативности начального и основного образования.

Что же на сегодня может предложить система дополнительного образования? Это, прежде всего, богатейший опыт кружковой работы по различным направленностям. Однако, всё многообразие в виде творческих объединений, кружков, секций, как правило, носит характер обособленных объединений учащихся.

На различных этапах развития дополнительного образования предпринимались попытки осуществления интеграции на уровне учреждений дополнительного образования: существуют программы непрерывного дополнительного образования, которые позволяют ребёнку на различных этапах посещения учреждений дополнительного образования выбирать те направления деятельности, тот уровень освоения, которые актуальны для него [4, с.85]. Создание единой педагогической среды позволяет осуществить преемственность на различных этапах обучения. Опыт организации детей из различных объединений с целью включения их в совместную творческую деятельность представлен в Красноярском краевом Дворце пионеров и школьников: в реализации проекта по созданию музыкального спектакля-сказки принимали участие учащиеся хоровой студии, хореографический ансамбль, студии изобразительного и декоративно-прикладного творчества, духовой оркестр и оркестр народных инструментов. Система дополнительного образования характеризуется исключительным многообразием моделей управления на различных уровнях — от учреждения до региона [5, с.115].

Качественно новый период развития дополнительного образования обусловлен его «приходом» в общеобразовательную школу. Как показывает опыт, это обстоятельство объективно предопределяет новаторский подход и нетрадиционные формы и методы организации работы. Сегодня, по существу, имеет место реальное соединение базового школьного и дополнительного образования [8, с.55]. В «Концепции развития дополнительного образования детей» отмечено, что проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на основе свободы выбора программ и режима их освоения; соответствии программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативности, гибкости и мобильности; разноуровневости, модульности содержания, ориентации на метапредметные и личностные результаты; творческий и продуктивный характер и открытый и сетевой характер реализации. [6, с. 9–10].

В этом и кроется противоречие между необходимостью достижения метапредметных результатов обучения и наличием узко предметных результатов, достигаемых по дополнительным общеобразовательным программам.

Одним из путей качественной перестройки и обновления деятельности дополнительного образования является совершенствование педагогического управления [10, с.4]. В широком смысле педагогическое управление понимается как административный и организационный механизм, обеспечивающий условия функционирования и развития образовательной организации, совершенствование учебно-воспитательного процесса и достижение его внутренних и внешних связей. Педагогическое управление отдельным процессом предполагает рассмотрение опыта взаимодействия на уровне создания особой педагогической среды и необходимость реализации дополнительного образования в новой форме, позволяет говорить о возможности рассмотрения внедрения интегрированных программ дополнительной технологической подготовки, носящих комплексный характер обучения.

Такая попытка предпринята в МУДО «Дом детского творчества» г.Воркуты. Для эффективного процесса дополнительного технологического образования учащихся во внеурочное время появилась необходимость разработать педагогическую модель управления проектной деятельностью, которая сможет успешно функционировать и развиваться. Такую модель, которая покажет, что значимость и сопричастность ребёнка к процессу развития общества возможна, если он чувствует себя сотворцом, соавтором формирования своего индивидуального образовательного маршрута.

Комплексный характер носит организация проектной деятельности в процессе дополнительного технологического образования, в основе которой лежит необходимость формирования компетентной личности ребёнка. А так как компетентность как интегрированное качество личности предполагает применение интегрированных подходов, то и педагогическая модель проектной деятельности в процессе дополнительного технологического образования предполагает некую интеграцию.

Основой для такой педагогической модели стала интеграция различных направленностей деятельности, непосредственно связанных с образовательной областью «Технология». При этом, сама разработка педагогической модели осуществления дополнительного технологического образования выступает как метод теоретического исследования, что позволяет сосредоточиться на решении традиционных проблем нетрадиционным способом. Ещё П. П. Блонский говорил, что: «Совершенно другой должна быть школа, воспитывающая ребёнка и организующая всю его жизнь целиком. И пусть эта иная школа — пока идеал, это не причина отказаться от стремлений осуществить её» [1, с.39–43]. Процесс образования, в котором педагог — лишь «сотрудник, помощник и руководитель ребёнка в собственной работе ребёнка», должен стать основой в дополнительном образовании и нести характер не столько обучения, сколько упражнения в самостоятельной деятельности».

Сама по себе технологическая подготовка во внеурочной деятельности не является новым, ранее не разработанным педагогически управляемым процессом. Не изменяя цели рассматриваемого процесса, предполагаемая модель педагогического управления проектной деятельностью в процессе дополнительного технологического образования может стать «воспроизведением модели оригинала, но уже через методику организации необходимых условий» [9, с.98]. Прежде всего, необходимо определить, какие компоненты системы не работают на достижение новых целей, какие — могут работать, но требуют корректировки, каких компонентов системе принципиально не хватает для её качественного изменения [11, с.3]. В условиях отсутствия стандартов дополнительного образования, мы можем рассматривать лишь педагогическое управление проектной деятельностью учащихся в процессе дополнительного технологического образования. Важной задачей педагогического управления проектной деятельностью детей является обеспечение согласованности, взаимосвязи и единства процесса дополнительного технологического образования. Реализация комплексной программы как важнейшего педагогического условия предполагает отбор и построение содержания комплексной программы дополнительного технологического образования и технологию ее реализации во внеурочное время.

Анализ уже существующих дополнительных общеобразовательных программ в Доме детского творчества выявил, что во многих программах проектная деятельность заложена как итоговая, позволяющая оценить результаты обучения. Ребёнку предлагается выполнить проект на основе полученных знаний и умений. Однако, в программах не заложен компонент обучения детей ведению этой самой проектной деятельности. Также в программах не прослеживается и возможность обучения учащихся средствами проектной деятельности.

При разработке комплексной программы применялся метод педагогического проектирования. Изучение теории и практики педагогического проектирования зарубежных авторов (Д.Дьюи, К.Роджерс, Э.Фромм) и отечественных учёных (И. А. Зимняя, В. И. Слободчиков, В. Е. Родионов, А. С. Мещеряков, Е. С. Заир-Бек, О. Е. Лебедев) позволили выделить методологическую основу разработки (проектирования) педагогической модели дополнительного технологического образования в Доме детского творчества на основе комплексной программы «Пирамида». Основываясь на концепции Н. А. Дука, педагогическое проектирование определяется как теоретический комплекс и практический опыт относительно преобразования педагогических систем [11, с.13], таким образом, отбор и построение содержания комплексной программы дополнительного технологического образования и технология ее реализации выступают педагогическим условием эффективного управления деятельностью учащихся в проектных группах.

В основу программы положена современная парадигма образования, а именно обучение в деятельности. Понимание сущности деятельности как системы действий и операций, определенных общей внутренней мотивацией и направленных на достижение определенных целей, может происходить только в условиях взаимодействия человека с окружающей действительностью: окружающей средой и социумом. В век бурно развивающихся информационных и производственных технологий обучение учащихся на основе интегрированной технологической подготовки может стать связующим звеном понимания целей образовательного процесса.

Объектами педагогического управления проектной деятельностью учащихся в процессе дополнительного технологического образования в комплексной программе являются:

-          динамичность учебно-воспитательного процесса,

-          стимулирование творческого потенциала учащихся и педагогов (творческая работа, самообразование, приобретение детьми социального опыта через проектную, исследовательскую, выставочную деятельность и участие в конференциях),

-          преемственность содержания модулей комплексной программы.

Содержание комплексной программы отражает функции педагогического управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль, регулирование и координацию.

Практическая значимость программы состоит в том, что она направлена на реализацию двух этапов работы с учащимися: на подготовку, с одной стороны, и на сопровождение деятельности учащихся, связанной с исследовательской и проектной деятельностью, с другой.

Новизной программы является форма педагогического управления исследовательской и проектной деятельностью детей в системе дополнительного образования: осуществлять деятельность, связанную с освоением процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды, можно на основе объединения учащихся в проектную группу. При этом, само понятие проектная группа следует понимать как добровольно организованное объединение детей, обучающихся по различным направленностям, под руководством педагогов с целью осуществления исследовательской и проектной деятельности во внеурочное время.

Актуальность комплексной программы заключается в том, что она направлена на свободное развитие личности ребенка, поддержание его физического и психического здоровья, формирование ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, здоровьесберегающей компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.

Комплексная дополнительная общеобразовательная программа «Пирамида» ориентирована на развитие у учащихся творческих (изобретательских, организаторских, художественных, научных) и исследовательских способностей, включение детей 11–15 лет в практическое освоение проектной деятельности. Работая над программой, коллектив авторов руководствовался идеями педагогов-психологов П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной. Обучение по программе обеспечивает: а) условия развивающего обучения, взаимосвязь развития психических способностей с усвоением новых знаний, умений и навыков; б) формирование у учащихся потребности в образовании, познавательных интересов; в) приведение процесса образования в соответствие с возрастными особенностями детской психики и обеспечение адаптации при переходе из начального в среднее звено.

Основная идея программы — разработка системы групповой работы с детьми по освоению основ исследовательской и проектной деятельности, ознакомление с деятельностью по различным направленностям и планирование индивидуальной работы с учащимися по «индивидуальным образовательным маршрутам». Логика программы базируется на идее формирования и развития целостной мировоззренческой картины учащегося через использование методов исследовательской и проектной деятельности: моделирования, интегрирования, конструирования, проектирования, исследования, сотрудничества.

Отличительная особенность данной программы заключается в интеграции отдельных самостоятельных учебных модулей различных направленностей (художественной, технической, естественнонаучной), каждый из которых имеет свои творческие и практические задачи. Учебные модули составляются на основе соответствующих дополнительных общеобразовательных программ: «Ожившие лоскутки», «Авиатор», «Самоделкин», «Юный техник», «Интерактивный презент», «Виртуальная фантазия», «Краски детства», «Игрушки из теста», «Расписная сказка», «Живая планета» и «Зелёный дом».

Своеобразие комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Пирамида» проявляется:

-          в комплексном характере образовательного процесса, осуществляемого на основе образовательных модулей и индивидуальных маршрутах;

-          в свободе выбора направлений деятельности, образовательного модуля;

-          в возможности осуществлять исследовательскую и проектную деятельность в различных направленностях;

-          в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих разнообразных потенциальных возможностей;

-          в способе коммуникации ребёнка и педагога, ребёнка с другими детьми (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

-          в тесном взаимодействии учреждений основного и дополнительного образования.

Концептуальные основы программы:

-          ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

-          исследовательская и проектная деятельность, удовлетворяющая самые разнообразные интересы, склонности и потребности ребенка;

-          свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности, самореализация, самоанализ, самосовершенствование и самоопределение;

-          развитие коммуникабельности, доброжелательности и чуткости, расширение круга интересов, знаний и умений;

-          непрерывность дополнительного образования, преемственность и интеграция дополнительных образовательных модулей, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения;

-          деятельностно-ориентированная основа образовательного процесса.

Обучение по данной программе проводится в неразрывной связи с деятельностью учащихся в школе на уроках технологии, информатики, биологии, химии, искусству.

Предметные, метапредметные и личностные результаты обучения по программе самым тесным образом связаны с развитием технического, творческого, изобретательского и логического мышления.

Направления деятельности проектной группы:

1.                  Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся в соответствии с их творческими интересами.

2.                  Организация консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе выполнения исследований и разработки проектов учащимися.

3.                  Подготовка, организация и проведение выставок, научно-практических конференций, турниров, олимпиад, конкурсов.

4.                  Организация лекций-консультаций с педагогами по различным направленностям.

5.                  Распространение и пропаганда материалов о своей деятельности: методических материалов по систематизации опыта работы с проектной группой (педагогический коллектив) и исследований и проектов учащихся.

Результативность программы подтверждается активной выставочной деятельностью на муниципальном, региональном, российском и международном уровне, участием в конференциях по защите исследовательских и проектных работ.

В процессе обучения по данной программе решается не только задача самореализации ребенка, данная программа преобразует предметно-ориентированную модель обучения, дополняя её метапредметными возможностями и средствами индивидуализации, дифференциации и мотивации личностно значимой деятельности.

Реализация комплексной программы обеспечивает одно из педагогических условий эффективного управления проектной деятельностью учащихся в процессе дополнительного технологического образования. На сегодняшний день упорядочена модульная составляющая программы, которая составила пять модулей:

1.                  Методика проектной и исследовательской деятельности.

2.                  Основы компьютерной грамотности.

3.                  Конструирование и моделирование.

4.                  Основы дизайна.

5.                  Экологический менеджмент.

Для педагога дополнительного образования стандартом всегда выступала дополнительная общеобразовательная программа. Реализация комплексной программы стала предпосылкой разработки «образовательного стандарта» дополнительного технологического образования в Доме детского творчества. Нормативной основой определения критериев результативности образовательного процесса выступает единая компетентностная модель выпускника, учитывающая личностные и метапредметные результаты.

 

Литература:

 

1.                  Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы // Сбор. Соч.: В 2т. — М., 1980. — Т.1.

2.                  Буйлова Л. Н., Клёнова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005. — 288 с. (Управление образованием)

3.                  Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2001. — с. 3

4.                  Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 256с.

5.                  Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — с. 115

6.                  Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации.

7.                  Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

8.                  Развитие теории и практики интеграции общего и дополнительного образования детей. Методическое пособие / Под научной редакцией Фоминой А. Б. / — М.: УЦ «Перспектива», 2010. — 120 с.

9.                  Семина Л. И. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. — Том 2. / Под общ. ред. Л. И. Семиной. — М.: Изд-во «Бонфи», 2002. — 408 с.

10.              Управление учреждением дополнительного образования детей: сборник методических материалов для директоров УДО детей / Сост. М. Г. Сивкова, Н. П. Кальниченко, — Сыктывкар, 2003. — 80 с.

11.              Школа: проектирование развития образовательной среды. / Под редакцией Третьякова П. И. / М.: УЦ «Перспектива», 2010–328 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle