Библиографическое описание:

Ведерникова Е. Э. К вопросу об истории христианской музыки в рамках преподавания дисциплин ОРКСЭ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 117-118.

Ключевые слова: музыка, гармония, культура, преподавание модуля ОРКСЭ.

 

Как известно, в настоящее время в средней школе активно развивается преподавание дисциплин в рамках образовательного модуля Основ религиозных культур и светской этики (далее ОРКСЭ). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Для педагога в контексте преподавания дисциплины наиболее важным и значимым является организация практической части урока, поскольку наиболее качественно и плодотворно культура изучается через наглядные пособия. В рамках курса учителя имеют возможность расширять преподаваемый модуль посредством практических занятий — экскурсий, демонстрацией наглядных пособий, воспроизведением аудио- и видеоматериалов. Одной из важнейших составляющих христианской культуры, в частности Православия является музыка. Музыкальная культура исторически неотделима от религиозной культуры и имеет одновременное происхождение. В рамках преподавания Основ Православной культуры можно обратить внимание учащихся на музыкальную составляющую. Как правило, в связи с этим элементом может возникнуть множество вопросов, таких как — откуда произошла музыка? Почему в Православной Церкви поют, а в Западной Церкви играет орган? Отвечая на поставленные вопросы, учитель должен обладать комплексом компетенций.

С позиции христианского вероучения — музыка, как и любое гармоничное искусство, есть отражение гармонии и красоты самого Божества. То есть через высокое искусство человек может приблизиться к пониманию реальности Бога. Об этом в частности писал древнехристианский философ Августин Блаженный в своем трактате — «Шесть книг о музыке» [1, 118]. Примечательно, что Библия также дает ответ на вопросы о происхождении музыки. В самой первой ветхозаветной книге «Бытие» повествуется о человеке по имени Иувал, который был отцом всех играющих на гуслях и свирелях, то есть родоначальником музыки [2, 3]. Но нельзя понимать музыку в религиозном восприятии как просто искусство. Музыка в понимании Церкви является не просто сопровождением священнодействий, а прежде всего молитвой. Именно по этой причине человеческий голос стал практически единственным инструментом во время совершения культовых действий. Причем пение совершалось исключительно в унисон, что воспринималось, как единство и единомыслие верующих [3, 213]. Однако с развитием технологий в руках человека появляются различные музыкальные инструменты. Уже в Средние века в Западной Европе на богослужениях начинают использовать орган, клавесин, а впоследствии и целые оркестры. В восточной православной Церкви сохраняется традиция использовать только голос, который воспринимается представителями данного направления христианства как высший инструмент, сотворенный Богом.

Для понимания отечественной религиозной музыкальной культуры необходимо обратиться к истокам появления христианства на Руси. В наше время традиция богослужебного пения полностью и кардинально изменена. Христианство, пришедшее на Русь, принесло с собой византийскую культуру, в которой существовала музыкальная система, состоящая из восьми гласов, основных мелодических распевов, на которые полагались слова молитв. Осмогласие есть система употребления четырех древних автентических и четырех к ним плагальных гласов или ладов, по которым излагаются как тексты отдельных групп православных церковных песнопений, так и мелодии их [4, 421]. Эта система легла в основу русской певческой традиции, более известной как «Знаменный распев». Название распева происходит от невменных знаков — знамён (от древнерусского «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи [5, 53]. Эта музыкальная традиция сохраняется до сих пор в старообрядческой церкви и как упоминалось выше, пение в данной традиции осуществляется исключительно в унисон. Число гласов — не случайно. В христианской культуре практически все проникнуто глубоким символизмом. Число «8» для христиан является священным и символизирует бесконечность, поскольку люди верят, что Бог сотворил мир за шесть дней (6 временных периодов), седьмой день переживается в настоящее время, а восьмой день — вечная жизнь после конца света.

Следующим этапом развития музыкальной культуры стало появление многоголосия в период «смутного времени» на Руси, когда влияние западной культуры постепенно начинает брать верх в государстве. Благодаря этому влиянию в практике богослужения появляется многоголосие. Это не всегда воспринималось верующими того времени. Что в частности выразилось и в идеях старообрядческого раскола. Позднее, в конце 19 века в России формируется система авторской духовной музыки. Русские композиторы, такие как А. А. Архангельский, С. В. Смоленский предпринимают попытку систематизации основ церковного пения, что легло в основу современной практики. Кроме того, богослужебное пение продолжилось и после революции. Наиболее известными композиторами духовной музыки советского периода стали С. В. Рахманинов, П. Г. Чесноков, С. С. Прокофьев.

Для подготовки урока в рамках ОРКСЭ учителю обязательно необходим наглядный материал, с помощью которого можно познакомить детей с тем, как устроено богослужебное пение. Наиболее полный бесплатный архив духовной музыки в настоящее время находится в интернете по адресу: http://predanie.ru/muz/. На примере аудиозаписей можно продемонстрировать учащимся все этапы развития христианской певческой культуры от одноголосного унисонного пения до многоголосных хоровых авторских произведений. Таким образом, мы видим, что вопрос о понимании той или иной религиозной культуры в рамках преподавания модуля нуждается в углубленном изучении наглядного аудиовизуального материала, каким может стать богослужебное пение.

 

Литература:

 

1.                «Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения» М.: «Музыка», 1966г. стр. 118.

2.                Библия. Спб.: Синодальная типография, 1907г. стр. 3

3.                Амвросий Медиоланский. Толкование на Шестоднев: Фрагмент / Пер. с лат.: С. С. Аверинцев / Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения» М.: «Музыка», 1966г. стр. 213.

4.                Риман Г. Музыкальный словарь [Пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием]. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008г. стр. 421.

5.                Металлов В. Очерк истории православного пения в России, 4-е изд. М., 1915г. стр. 53.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle