Особенности образования в Византийской империи | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 24.10.2017

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Салманова Д. А. Особенности образования в Византийской империи [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 25-29. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13102/ (дата обращения: 19.06.2018).



Система образования в византийском обществе была на протяжении тысячелетия наиболее передовой. Источники позволяют сделать вывод, что в Византии не существовало социальных ограничений на получение образования, и школы могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.

На схеме1 представлена система образования в Византии. Согласно данной схеме можно понять, что основной характеристикой образования в Византии является то, что оно было светским.

Рис. 1. Система образования в Византии

На этой схеме четко видна иерархия образовательной системы, начинавшейся в так называемых школах грамоты. В данных образовательных учреждениях дети получали самые начальные знания, необходимые в их возрасте. Широта покрытия в течение всего времени существования Византийской империи была большой, однако в некоторые отдельные периоды их количество могло то уменьшаться, то возрастать. Курс обучения в школах грамоты длился чаще всего 2–3 года, дети начинали обучение с 5–7-летнего возраста.

В средствах обучения в школах грамоты по сравнению с эллинистическими элементарными школами произошли некоторые изменения. Так, теперь свитки у учащихся были заменены на тетради, при этом и пергамент с папирусом с начала 11 века стал вытесняться бумагой. Также нелишним будет отметить, что палочка-стиль теперь сменилась на птичьи перья.

Тем не менее, в образовательном процессе значительных изменений по сравнению с методикой преподавания предшествующей эпохи не произошло. Все также учащиеся обучались по буквослагательному методу. Они должны были обязательно произнести то, что написано. И, кроме того, в обязательном порядке требовалось заучивание текстом наизусть.

В качестве методических и учебных пособий использовались учебные тексты античных школ. Однако помимо них использовались и книги христианских святых. В домашнем обучении использовался традиционный счет на пальцах. С течением времени методы счета на пальцах сменился на камни, затем на счетную доску и уже после этого — на абакусы (абак).

В сравнительной характеристике между новой византийской системой обучения и античной, в содержании образовательного процесса отсутствовала физическая подготовка, а музыкальное обучение было заменено на церковное песнопение.

Сами преподаватели использовали последовательность в обучении. От самого простого к сложному, от уже известного к новому. В довершении всего они использовали мнемонические приемы. Мнемонический прием представлял собой возможность применения специальных приемов и методов, значительно облегчающих запоминание материала учащимися.

Стоит отметить, что были и такие начальные школы, в которых дети учились исключительно по библейским книгам и сочинениям известных христианских писателей.

Византийская элита преимущественно получала образование в частных, церковных или государственных грамматических школах. Большое внимание в данных школах отводилось грамматике, риторике, диалектике и поэтике. Целью обучения являлось формирование у детей общей культуры красноречия и развитости мышления.

Некоторые специальные знания многими учащимися игнорировались. Такие предметы как арифметика, геометрия, музыка и астрономия в особом почете не были, и изучались поверхностно. Большое распространение в образовательном процессе получили состязательные поединки учащихся друг с другом в толковании текстов и риторике.

На наш взгляд, цель школьного обучения в Византии состояла в том, чтобы научить детей активному овладению речевыми навыками, развитию у школьников способностей к пересказу, цитированию на память различных текстов, что, в свою очередь, значительно развивало творческие способности и импровизацию.

Образовательный процесс во многих учебных заведениях начинался с чтения молитвенных текстов. Учитель (дидаскал) с помощью старшего ученика в конце каждого учебного периода проверял знания у учащихся. Нарушения дисциплины и плохая успеваемость карались розгами. Кроме школ грамоты широкое распространение в Византийской империи получили начальные учебные заведения, в которых изучали исключительно Библию и иные священные писания.

Большинство учащихся завершало обучение с элементарным образованием. Однако многие продолжали учиться в специализированных учебных заведениях повышенного типа. Так называемые «педиа» или «энкиклиос педиа» давали специальные грамматическое школы. Подобные школы могли быть как частными, так и государственными. Постепенно образование выше уровня среднего сосредоточилось в столице Византийской империи — Константинополе. К 9–10 века в городе насчитывалось уже более десяти соответствующих учебных заведений. В таких школах в основном обучались дети 10–12 лет вплоть до 17-летнего возраста, иначе говоря, образовательный процесс длился 5–6 лет. Кроме того, учителя и ученики в основном не принадлежали к духовному сословию. С течением времени структура средней школы в Византии становилась все более сложной. Появились группы преподавателей, а направления деятельности этих учебных заведений санкционировались государственными органами власти.

По мнению многочисленных исследователей, вся гражданская и церковная верхушка училась в грамматических школах [3].

Для большинства из них целью ставила овладение «эллинской наукой» — богословия. Программа подготовки включала в себя изучение семи свободных искусств и состояла из двух четвериц. В одну из них входила грамматика, диалектика, риторика и поэтика, а во вторую — геометрия, арифметика, музыка и астрономия. Большая часть учащихся ограничивалась изучением грамматики, диалектики, поэтики и риторики.

Создание высшей ступени образования — характерная черта византийской цивилизации. В Константинополе высшая школа была организована при императоре Феодосии 2 в 425 году и получила наименование «Аудиториум». Само название говорит об основном методе преподавания — лекции и комментарии преподавателей, которых называли «консулами философии». Всего в константинопольской высшей школе учебные занятия вели более 30 преподавателей, обучавших как на греческом, так и на латинском языке. С 7–8 веков языков образования всех уровней стал исключительно классический греческий [5].

Высшее образование в Византии обучало, прежде всего, платоновской и неоплатоновской философии, умению комментировать и критиковать греческие тексты, знакомству с комментариями к сочинениям так называемых «отцов церкви». Кроме того, в высших учебных заведениях обучали метафизике как одному из важнейших методов исследования окружающего мира, философии, медицине, богословию и музыке. В образовательном процессе высшей школы большую роль играли диспуты. Идеал отличника высшей школы Византии являлся выпускник, энциклопедически подкованный в понимании того времени государственный или церковный деятель.

Значительный вклад в систему высшего образования Византийской империи внесла католическая Европа в становление юриспруденции, в процесс усвоения и восприятия римского права (рецепция) [8].

Первые сборники правовых обычаев и римских законов были составлены в Европе в конце V — начале VI в. Особенно укоренилось римское право в южной Франции и Италии. Именно в католической Европе кодекс византийского императора Юстиниана не только стал настольной книгой, но и активно разрабатывался учёными-юристами. При Болонском университете (Италия) действовала школа глоссаторов — комментаторов римского права. Итогом работы школы стало издание в XIII в. (примерно к. 1250 г.) юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тыс. комментариев.

В 9 веке образовалось Древняя Русь. Это государство с самого начала своего появления находилось под влиянием цивилизационных образовательных веяний того времени. На наш взгляд, интенсивнее всего Древняя Русь развивалась в период домонгольского нашествия. Византийская империя оставила свой отпечаток и воздействовала на все стороны общественной жизни древнерусского государства. Многие исследователи сходятся во мнении, что образовательная система Византийской империи значительным образом повлияла на развитие образовательной системы Древней Руси.

Однако есть и те, кто считает образовательную систему Древней Руси самобытной и не находящейся под влиянием какой-либо мировой образовательной системы, в том числе Византийской.

Я тоже считаю, что образовательная система Древнерусского государства и на начальном этапе, и в последующие годы развивалась самостоятельно и лишь некоторые ее элементы были переняты с византийской образовательной системы.

Также многочисленные данные указывают на то, что в Византийской империи широкое влияние на развитие образования оказывало греческое и римское наследие, даже несмотря на то, что христианская церковь старалась следить за ходом образовательного процесса, горожане и учащиеся старательно изучали произведения Гомера, отдавали свих детей в церковные школы, где учащиеся получали также и светские знания.

По мнению Романенко И. Б. наибольшего своего расцвета образование в Византии пришлось именно на период начального этапа развития Древнерусского государства (вторая половина 9 — начало 12 века) [10].

В этот период на Руси солунскими братьями разрабатывается кириллический алфавит для славян. Также в этот период были написаны известные сейчас исторические сочинения Константина VII. Правитель Византии в период с 856 по 865 годы Барда Кесарь был поклонником образованного патриарха Фотия. Именно Барда Кесарь, будучи дядей императора Михаила Ш., основал в Константинополе высшую школу.

В этой школе проводили свои исследования такие видные ученые как Лев Математик, Михаил Пселл и др. Эти известные мыслители увлекались как медициной и астрономией, так и риторикой, философией, историей права. Более того, их труды оказали влияние на развитие образовательной системы на Руси в области агрономии, медицины, математики, формальной логики, музыке и т. д.

Следовательно, византийское образование не сильно повлияло на развитие системы образования на Руси, так как у нее имелись своим ученые, тем не менее, взаимодействие культур привело к тому, что часть идей византийского образования прижились и на Руси. Например, высшая школа появляется в России только во второй половине XVIII века.

Прообразом её стала Славяно-греко-латинская академия, созданная братьями Лихудами в 1687 году. На мой взгляд, при высоком уровне развития римско-византийского права, его влияние на Руси было еле ощутимым, и по заключению видного историка Я. Н. Щапова, «не отвечало … сложившимся нормам социальной и общественной жизни» [5].

В заключение статьи необходимо отметить, что, восприняв в начале своего становления античное наследие, Византийская империя в дальнейшем перестала быть локомотивом в области просвещения, законсервировала сложившиеся формы образования.

Будучи тесно связанной с античной эпохой, школа и воспитание в средневековье стали, тем не менее, определенной альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций.

Именно в этот период стала развиваться Византийская образовательная система, которая в течение многих столетий накладывала свой отпечаток на многие государства, в том числе и Древнюю Русь. Многие историки сходятся во мнении, что преподавание в образовательной системе Византии было занятием добровольным, а школы имели светский характер. В образовательном процессе участвовали все, кто хотел и мог учиться. На наш взгляд, византийцы во все времена с глубочайшим уважением относились к знаниям.

Стоит отметить, что несмотря на сложившуюся систему образования в Византии, в стране было много неграмотных. Однако по сравнению с жителями средневековой Европы византийцы были, несомненно, существенно более образованными.

Итак, образование в Византии не было всеобщим, образование получали в основном горожане и представители привилегированных слоев населения. Образование способствовало карьерному росту и позволяло занять более высокое положение в обществе. Не смотря на церковно-религиозный характер, уровень развития науки и образования в Византии в этот период был выше, чем в других средневековых государствах.

Литература:

  1. Болгова А. М. К вопросу о зданиях для высших школ в ранней Византии // Научные ведомости белгородского государственного университета. — 2016. — № 8.
  2. Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров /А. А. Вологдин. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2013. 767 с.
  3. Корнеев В. В. Образовательный потенциал византийской империи и католической Европы // Современный научный вестник. — 2016. — № 1.
  4. Кузьмин А. Г. Крещение Киевской Руси. М.: Алгоритм, 2012. 272 с.
  5. Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX-XII в.). СПб.: Алетейя, 2000. 398 с.
  6. Осокин Н. А. История средних веков. Мн.: Харвест, 2003. 672 с.
  7. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: И. А. Каиров, Ф. Н. Петров и др. Т. 4.М.: «Советская энциклопедия», 1968. 912 столб. с илл.
  8. Петерсон И. Р. История становления университетского образования в Западной Европе: монография /И. Р. Петерсон. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. 136 с.
  9. Райс Тамара Т. Византия. Быт, религия, культура /Пер. с англ. О. О. Дмитриевой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. 255 с.
  10. Романенко И. Б. К вопросу об эволюции образовательной системы в Византии // Тинейджеры в пространстве гуманитарных технологий. — 2015.
  11. Филин А. С. Культурологический контекст византийского высшего образования // Вестник Полоцкого государственного университета. — 2014. — № 7.
Основные термины (генерируются автоматически): Византия, Византийская империя, образовательный процесс, образовательная система, школа, Древняя Русь, высшая школа, Русь, Древнерусское государство, Константинополь.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос