Особенности образования в Византийской империи | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 24.10.2017

Статья просмотрена: 646 раз

Библиографическое описание:

Салманова Д. А. Особенности образования в Византийской империи [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 25-29. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13102/ (дата обращения: 17.10.2018).



Система образования в византийском обществе была на протяжении тысячелетия наиболее передовой. Источники позволяют сделать вывод, что в Византии не существовало социальных ограничений на получение образования, и школы могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.

На схеме1 представлена система образования в Византии. Согласно данной схеме можно понять, что основной характеристикой образования в Византии является то, что оно было светским.

Рис. 1. Система образования в Византии

На этой схеме четко видна иерархия образовательной системы, начинавшейся в так называемых школах грамоты. В данных образовательных учреждениях дети получали самые начальные знания, необходимые в их возрасте. Широта покрытия в течение всего времени существования Византийской империи была большой, однако в некоторые отдельные периоды их количество могло то уменьшаться, то возрастать. Курс обучения в школах грамоты длился чаще всего 2–3 года, дети начинали обучение с 5–7-летнего возраста.

В средствах обучения в школах грамоты по сравнению с эллинистическими элементарными школами произошли некоторые изменения. Так, теперь свитки у учащихся были заменены на тетради, при этом и пергамент с папирусом с начала 11 века стал вытесняться бумагой. Также нелишним будет отметить, что палочка-стиль теперь сменилась на птичьи перья.

Тем не менее, в образовательном процессе значительных изменений по сравнению с методикой преподавания предшествующей эпохи не произошло. Все также учащиеся обучались по буквослагательному методу. Они должны были обязательно произнести то, что написано. И, кроме того, в обязательном порядке требовалось заучивание текстом наизусть.

В качестве методических и учебных пособий использовались учебные тексты античных школ. Однако помимо них использовались и книги христианских святых. В домашнем обучении использовался традиционный счет на пальцах. С течением времени методы счета на пальцах сменился на камни, затем на счетную доску и уже после этого — на абакусы (абак).

В сравнительной характеристике между новой византийской системой обучения и античной, в содержании образовательного процесса отсутствовала физическая подготовка, а музыкальное обучение было заменено на церковное песнопение.

Сами преподаватели использовали последовательность в обучении. От самого простого к сложному, от уже известного к новому. В довершении всего они использовали мнемонические приемы. Мнемонический прием представлял собой возможность применения специальных приемов и методов, значительно облегчающих запоминание материала учащимися.

Стоит отметить, что были и такие начальные школы, в которых дети учились исключительно по библейским книгам и сочинениям известных христианских писателей.

Византийская элита преимущественно получала образование в частных, церковных или государственных грамматических школах. Большое внимание в данных школах отводилось грамматике, риторике, диалектике и поэтике. Целью обучения являлось формирование у детей общей культуры красноречия и развитости мышления.

Некоторые специальные знания многими учащимися игнорировались. Такие предметы как арифметика, геометрия, музыка и астрономия в особом почете не были, и изучались поверхностно. Большое распространение в образовательном процессе получили состязательные поединки учащихся друг с другом в толковании текстов и риторике.

На наш взгляд, цель школьного обучения в Византии состояла в том, чтобы научить детей активному овладению речевыми навыками, развитию у школьников способностей к пересказу, цитированию на память различных текстов, что, в свою очередь, значительно развивало творческие способности и импровизацию.

Образовательный процесс во многих учебных заведениях начинался с чтения молитвенных текстов. Учитель (дидаскал) с помощью старшего ученика в конце каждого учебного периода проверял знания у учащихся. Нарушения дисциплины и плохая успеваемость карались розгами. Кроме школ грамоты широкое распространение в Византийской империи получили начальные учебные заведения, в которых изучали исключительно Библию и иные священные писания.

Большинство учащихся завершало обучение с элементарным образованием. Однако многие продолжали учиться в специализированных учебных заведениях повышенного типа. Так называемые «педиа» или «энкиклиос педиа» давали специальные грамматическое школы. Подобные школы могли быть как частными, так и государственными. Постепенно образование выше уровня среднего сосредоточилось в столице Византийской империи — Константинополе. К 9–10 века в городе насчитывалось уже более десяти соответствующих учебных заведений. В таких школах в основном обучались дети 10–12 лет вплоть до 17-летнего возраста, иначе говоря, образовательный процесс длился 5–6 лет. Кроме того, учителя и ученики в основном не принадлежали к духовному сословию. С течением времени структура средней школы в Византии становилась все более сложной. Появились группы преподавателей, а направления деятельности этих учебных заведений санкционировались государственными органами власти.

По мнению многочисленных исследователей, вся гражданская и церковная верхушка училась в грамматических школах [3].

Для большинства из них целью ставила овладение «эллинской наукой» — богословия. Программа подготовки включала в себя изучение семи свободных искусств и состояла из двух четвериц. В одну из них входила грамматика, диалектика, риторика и поэтика, а во вторую — геометрия, арифметика, музыка и астрономия. Большая часть учащихся ограничивалась изучением грамматики, диалектики, поэтики и риторики.

Создание высшей ступени образования — характерная черта византийской цивилизации. В Константинополе высшая школа была организована при императоре Феодосии 2 в 425 году и получила наименование «Аудиториум». Само название говорит об основном методе преподавания — лекции и комментарии преподавателей, которых называли «консулами философии». Всего в константинопольской высшей школе учебные занятия вели более 30 преподавателей, обучавших как на греческом, так и на латинском языке. С 7–8 веков языков образования всех уровней стал исключительно классический греческий [5].

Высшее образование в Византии обучало, прежде всего, платоновской и неоплатоновской философии, умению комментировать и критиковать греческие тексты, знакомству с комментариями к сочинениям так называемых «отцов церкви». Кроме того, в высших учебных заведениях обучали метафизике как одному из важнейших методов исследования окружающего мира, философии, медицине, богословию и музыке. В образовательном процессе высшей школы большую роль играли диспуты. Идеал отличника высшей школы Византии являлся выпускник, энциклопедически подкованный в понимании того времени государственный или церковный деятель.

Значительный вклад в систему высшего образования Византийской империи внесла католическая Европа в становление юриспруденции, в процесс усвоения и восприятия римского права (рецепция) [8].

Первые сборники правовых обычаев и римских законов были составлены в Европе в конце V — начале VI в. Особенно укоренилось римское право в южной Франции и Италии. Именно в католической Европе кодекс византийского императора Юстиниана не только стал настольной книгой, но и активно разрабатывался учёными-юристами. При Болонском университете (Италия) действовала школа глоссаторов — комментаторов римского права. Итогом работы школы стало издание в XIII в. (примерно к. 1250 г.) юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тыс. комментариев.

В 9 веке образовалось Древняя Русь. Это государство с самого начала своего появления находилось под влиянием цивилизационных образовательных веяний того времени. На наш взгляд, интенсивнее всего Древняя Русь развивалась в период домонгольского нашествия. Византийская империя оставила свой отпечаток и воздействовала на все стороны общественной жизни древнерусского государства. Многие исследователи сходятся во мнении, что образовательная система Византийской империи значительным образом повлияла на развитие образовательной системы Древней Руси.

Однако есть и те, кто считает образовательную систему Древней Руси самобытной и не находящейся под влиянием какой-либо мировой образовательной системы, в том числе Византийской.

Я тоже считаю, что образовательная система Древнерусского государства и на начальном этапе, и в последующие годы развивалась самостоятельно и лишь некоторые ее элементы были переняты с византийской образовательной системы.

Также многочисленные данные указывают на то, что в Византийской империи широкое влияние на развитие образования оказывало греческое и римское наследие, даже несмотря на то, что христианская церковь старалась следить за ходом образовательного процесса, горожане и учащиеся старательно изучали произведения Гомера, отдавали свих детей в церковные школы, где учащиеся получали также и светские знания.

По мнению Романенко И. Б. наибольшего своего расцвета образование в Византии пришлось именно на период начального этапа развития Древнерусского государства (вторая половина 9 — начало 12 века) [10].

В этот период на Руси солунскими братьями разрабатывается кириллический алфавит для славян. Также в этот период были написаны известные сейчас исторические сочинения Константина VII. Правитель Византии в период с 856 по 865 годы Барда Кесарь был поклонником образованного патриарха Фотия. Именно Барда Кесарь, будучи дядей императора Михаила Ш., основал в Константинополе высшую школу.

В этой школе проводили свои исследования такие видные ученые как Лев Математик, Михаил Пселл и др. Эти известные мыслители увлекались как медициной и астрономией, так и риторикой, философией, историей права. Более того, их труды оказали влияние на развитие образовательной системы на Руси в области агрономии, медицины, математики, формальной логики, музыке и т. д.

Следовательно, византийское образование не сильно повлияло на развитие системы образования на Руси, так как у нее имелись своим ученые, тем не менее, взаимодействие культур привело к тому, что часть идей византийского образования прижились и на Руси. Например, высшая школа появляется в России только во второй половине XVIII века.

Прообразом её стала Славяно-греко-латинская академия, созданная братьями Лихудами в 1687 году. На мой взгляд, при высоком уровне развития римско-византийского права, его влияние на Руси было еле ощутимым, и по заключению видного историка Я. Н. Щапова, «не отвечало … сложившимся нормам социальной и общественной жизни» [5].

В заключение статьи необходимо отметить, что, восприняв в начале своего становления античное наследие, Византийская империя в дальнейшем перестала быть локомотивом в области просвещения, законсервировала сложившиеся формы образования.

Будучи тесно связанной с античной эпохой, школа и воспитание в средневековье стали, тем не менее, определенной альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций.

Именно в этот период стала развиваться Византийская образовательная система, которая в течение многих столетий накладывала свой отпечаток на многие государства, в том числе и Древнюю Русь. Многие историки сходятся во мнении, что преподавание в образовательной системе Византии было занятием добровольным, а школы имели светский характер. В образовательном процессе участвовали все, кто хотел и мог учиться. На наш взгляд, византийцы во все времена с глубочайшим уважением относились к знаниям.

Стоит отметить, что несмотря на сложившуюся систему образования в Византии, в стране было много неграмотных. Однако по сравнению с жителями средневековой Европы византийцы были, несомненно, существенно более образованными.

Итак, образование в Византии не было всеобщим, образование получали в основном горожане и представители привилегированных слоев населения. Образование способствовало карьерному росту и позволяло занять более высокое положение в обществе. Не смотря на церковно-религиозный характер, уровень развития науки и образования в Византии в этот период был выше, чем в других средневековых государствах.

Литература:

  1. Болгова А. М. К вопросу о зданиях для высших школ в ранней Византии // Научные ведомости белгородского государственного университета. — 2016. — № 8.
  2. Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров /А. А. Вологдин. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2013. 767 с.
  3. Корнеев В. В. Образовательный потенциал византийской империи и католической Европы // Современный научный вестник. — 2016. — № 1.
  4. Кузьмин А. Г. Крещение Киевской Руси. М.: Алгоритм, 2012. 272 с.
  5. Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX-XII в.). СПб.: Алетейя, 2000. 398 с.
  6. Осокин Н. А. История средних веков. Мн.: Харвест, 2003. 672 с.
  7. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: И. А. Каиров, Ф. Н. Петров и др. Т. 4.М.: «Советская энциклопедия», 1968. 912 столб. с илл.
  8. Петерсон И. Р. История становления университетского образования в Западной Европе: монография /И. Р. Петерсон. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. 136 с.
  9. Райс Тамара Т. Византия. Быт, религия, культура /Пер. с англ. О. О. Дмитриевой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. 255 с.
  10. Романенко И. Б. К вопросу об эволюции образовательной системы в Византии // Тинейджеры в пространстве гуманитарных технологий. — 2015.
  11. Филин А. С. Культурологический контекст византийского высшего образования // Вестник Полоцкого государственного университета. — 2014. — № 7.
Основные термины (генерируются автоматически): Византия, Византийская империя, образовательный процесс, образовательная система, школа, Древняя Русь, высшая школа, Русь, Древнерусское государство, Константинополь.

Похожие статьи

Образ Византийской империи в русских летописях

Византия, Византийская империя, образовательный процесс, образовательная система, школа, Древняя Русь, высшая школа, Русь, Древнерусское государство, Константинополь.

Византия, Византийская империя, образовательный процесс...

Особенности образования в Византийской империи. Византия, Византийская империя, образовательный процесс, образовательная система, школа, Древняя Русь, высшая школа, Русь, Древнерусское государство, Константинополь.

Договоры Древнерусского государства с Византийской...

Образ Византийской империи в русских летописях. Византия, Русь, Византийская империя, Владимир, Константинополь, летописец, первое, III, Аскольд.

Особенность византийского храмового зодчества

Образ Византийской империи в русских летописях. Византия, Русь, Византийская империя, Владимир, Константинополь, летописец, первое, III, Аскольд, Киевская Русь.

Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.

«Первыя школы на Руси учреждаются, говоря словами летописца, «на утверждение веры».

Из Константинополя приезжали священнослужители, не только обладавшие духовным опытом, но и

Так, система воспитания в Древней Руси основывалась на христианских ценностях.

История возникновения торгового мореплавания на Руси

Византия, Русь, Византийская империя, Владимир, Константинополь, летописец, первое, III, Аскольд, Киевская Русь.

Византия, Ломонос, великий князь, Константинополь, Русь, договор, Киев, русский, Древнерусское государство, княжеская власть.

Специфические особенности формирования армянского...

Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явилось то, что в системе византийской государственности духовная

Ассимиляция новых имён средствами древнерусского языка началась практически сразу же после начала христианизации Руси.

История создания славянской системы письма | Статья в журнале...

В особенности графически далека от византийской скорописи древнейшая «полуугловатая»

Проникновение славянской азбуки на Русь. Кирилло-мефодиевская азбука используется на

— 3-е изд., исправленное. — М.: Высшая школа, 1997. — с. 238. 5. Турбин Г. А., Шулежкова С. Г...

Некоторые особенности организации и формы...

По мере распространения христианства в империи византийские епископы убеждали состоятельных

Участвовали в этом процессе также и отдельные граждане.

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год — дату крещения Руси.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Образ Византийской империи в русских летописях

Византия, Византийская империя, образовательный процесс, образовательная система, школа, Древняя Русь, высшая школа, Русь, Древнерусское государство, Константинополь.

Византия, Византийская империя, образовательный процесс...

Особенности образования в Византийской империи. Византия, Византийская империя, образовательный процесс, образовательная система, школа, Древняя Русь, высшая школа, Русь, Древнерусское государство, Константинополь.

Договоры Древнерусского государства с Византийской...

Образ Византийской империи в русских летописях. Византия, Русь, Византийская империя, Владимир, Константинополь, летописец, первое, III, Аскольд.

Особенность византийского храмового зодчества

Образ Византийской империи в русских летописях. Византия, Русь, Византийская империя, Владимир, Константинополь, летописец, первое, III, Аскольд, Киевская Русь.

Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.

«Первыя школы на Руси учреждаются, говоря словами летописца, «на утверждение веры».

Из Константинополя приезжали священнослужители, не только обладавшие духовным опытом, но и

Так, система воспитания в Древней Руси основывалась на христианских ценностях.

История возникновения торгового мореплавания на Руси

Византия, Русь, Византийская империя, Владимир, Константинополь, летописец, первое, III, Аскольд, Киевская Русь.

Византия, Ломонос, великий князь, Константинополь, Русь, договор, Киев, русский, Древнерусское государство, княжеская власть.

Специфические особенности формирования армянского...

Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явилось то, что в системе византийской государственности духовная

Ассимиляция новых имён средствами древнерусского языка началась практически сразу же после начала христианизации Руси.

История создания славянской системы письма | Статья в журнале...

В особенности графически далека от византийской скорописи древнейшая «полуугловатая»

Проникновение славянской азбуки на Русь. Кирилло-мефодиевская азбука используется на

— 3-е изд., исправленное. — М.: Высшая школа, 1997. — с. 238. 5. Турбин Г. А., Шулежкова С. Г...

Некоторые особенности организации и формы...

По мере распространения христианства в империи византийские епископы убеждали состоятельных

Участвовали в этом процессе также и отдельные граждане.

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год — дату крещения Руси.

Задать вопрос