Библиографическое описание:

Титова В. О., Гилев А. С. Сравнительный анализ отношения к специальности студентов-первокурсников и выпускников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 214-215.

В исследовании мы рассмотрели процесс профессионального самоопределения студентов. В данной статье представлены результаты аналитики мнений о будущей специальности студентов 1-го курса и представлений выпускников вуза.

Ключевые слова: Профессиональная ориентация, студенты, трудоустройство, помогающие профессии.

In the study, we examined the process of professional self-determination of students. This article presents the results of analysts opinions about future specialty 1st grade students and perceptions of graduates of the university.

Keywords: Professional orientation, students, employment, helping profession.

 

В современной рыночной экономике вопрос овладения профессиональными навыками и успешной адаптации на рынке труда приобретает приоритетную значимость для молодых людей. Осознанность своего выбора и возможность реализации планируемых событий в реальности (трудоустройство на конкретное место работы, решение о переезде в другой город и т. д.) становятся основными показателями успешной адаптации в обществе. Выбор молодежью своего профессионального пути является крайне интересным и многоаспектным объектом для исследования. Мы провели анкетирование среди студентов 1 и 4–5 курсов помогающих профессий (социальные работники, педагоги, психологи и т. д.) с целью выявить их собственные представления о возможностях трудоустройства по специальности.

Мы изучили основные представления о собственной специальности студентами — до получения профильного образования и после. Таким образом, сравнивая степень влияния высшего образования на мнения студентов, рассмотрим наиболее популярные мотивы:

Таблица 1

Что Вас привлекло в своей специальности из нижеперечисленных факторов при поступлении?

Факторы (от самого значимого к менее)

Студенты 1 курса

Студенты-выпускники

1

Престиж университета, факультета, кафедры;

2

Востребованность специалистов на рынке труда;

3

Наличие бюджетных мест;

Перспективы карьерного роста по своему профилю;

4

Несложная учебная программа;

Хотел(а) в будущем работать с людьми;

5

Возможность работать по специальности в другом регионе, стране;

Наличие бюджетных мест;

Возможность заниматься научной деятельностью;

 

Таким образом, студентов первого курса привлекает больше внешняя сторона профессии и условия получения образования, когда из мотивов студентов 4–5 курсов мы видим большее стремление к самореализации в профессии, отражающие склонность к данной деятельности (работа с людьми, возможность заниматься наукой). Нереализованность профессиональных предпочтений, случайность выбора профессии, полученной вопреки субъективным намерениям, имеет многообразные социальные риски-последствия, как для индивида, так и для социума, в том числе слабую мотивацию к получению знаний, нежелание работать по специальности.

Таблица 2

Что для Вас наиболее важно в будущей работе, профессии?

Значимость (к менее значимому)

Студенты 1 курса, %

Студенты-выпускники, %

1

Возможность принести пользу людям (29 %)

Творческий интересный характер работы (24 %)

2

Творческий, интересный характер работы (23 %)

Возможность полнее реализовать свой потенциал (самореализация) (19 %)

3

Возможность получать высокие доходы (22 %)

Возможность принести пользу людям (18 %)

 

В обеих группах популярен критерий «Творческий интересный характер работы» и «Возможность принести пользу людям», что говорит о соответствии склонностей студентов к деятельности специалистов помогающих профессий. Мы видим карьерные ориентации у студентов 1 курса — «Возможность получать высокие доходы», у студентов 4–5 курсов — «Возможность полнее реализовать свой потенциал», что говорит о положительной ориентации на развития себя, как специалиста.

Большинство студентов (и 1 и 4, 5 курсы) ожидают уровень заработной платы при выходе на рынок труда от 20 до 25 т.р. Крайне высокий показатель у 1 курса — большинство предполагают заработную плату по выпуску из ВУЗа более 30 т.р.

Степень осознанности будущей профессиональной деятельности возрастает с приближением к выпуску из ВУЗа. Отметим также нарастающую значимость образования специалистов помогающих профессий для формирования профессиональной и жизненной карьеры в связи с общим социальным развитием — большинство студентов получают образование не из-за перспектив дальнейшего трудоустройства по специальности на высокооплачиваемую должность, а исходя из собственного интереса к профессии.

 

Литература:

 

1.                       Константиновский Д. Л. Когда наступает время выбора / Изд-во Русского православного гуманитарного института, Спб., 2001, с.18–19

2.                       Семенова Л. А. Вхождение в профессию / Научный вестник Волгоградской академии государственной службы, cерия: Политология и социология, изд-во ВАГС, № 1, 2009. — С.41–42

3.                       Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда / Социс, № 5, 2003. — С.58–59

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle