Библиографическое описание:

Коробова Н. А., Коробов А. С. Основные стадии спортивного отбора [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 19-22.

Следует различать две стадии определения спортивной отбора. Первая — первичный отбор детей и подростков для занятий избранным видом спорта, ориентирование наиболее способных спортсменов и углубленные специальные тренировки в избранном виде спорта. Вторая стадия — отбор и комплектование сборных команд субъектов РФ, сборных учебных заведений, а также отбор лучших спортсменов в сборную команду страны для участия в ответственных международных стартах.

Первая стадия определения спортивной пригодности включает три этапа:

-        первый этап предусматривает первичный отбор детей и подростков для занятий избранным видом спорта.

-        второй перспективный этап — отбор и ориентацию наиболее способных юных спортсменов.

-        третий этап — для углубленной специализированной тренировки в избранном виде спорта.

Основными задачами первого этапа определения спортивного пригодности является привлечение возможно большего количества одаренных в спортивном отношении детей и подростков к спортивным занятиям, их предварительный просмотр и организация начальной спортивной подготовки. К критериям, определяющим целесообразность привлечения детей к занятиям различными видами спорта, относятся рост, вес, особенности телосложения ребенка.

Важное значение для правильного определения спортивной пригодности имеют наблюдения тренера и учителя физической культуры за детьми в ходе занятий на уроках физической культуры, в спортивных секциях, внутришкольных, районных и городских соревнованиях и во время проведения контрольных испытаний.

Путем подбора специальных средств можно направленно влиять на формирование у младших школьников способностей к занятиям тем или иным видом спорта.

К вступительным испытаниям на первичном этапе определения спортивной пригодности допускаются дети и подростки, прошедшие медосмотр в общеобразовательной школе и не имеющие отклонений в состоянии здоровья. Следует учитывать близость места жительства ребенка к спортивной базе, отношение родителей к его спортивным занятиям, успеваемость в общеобразовательной школе.

Если есть возможность, учащихся целесообразно направлять в летние спортивно-оздоровительные лагеря, где есть условия для более детального определения их способности к занятиям избранным видом спорта.

В процессе определения спортивной пригодности контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать поступающий, сколько то, что он сможет сделать в дальнейшем, то есть выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями.

На втором этапе определения спортивной пригодности осуществляется углубленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной тренировке в избранном виде спорта. В течение 3–6 месяцев тренер всесторонне изучает возможности занимающихся путем наблюдений в процессе спортивной тренировки, контрольных испытаний, соревнований и контрольных прикидок, комплектует учебно-тренировочные группы из числа наиболее способных детей и подростков.

Важно учитывать не столько исходный уровень контрольных показателей, имевшихся у детей при наборе в ДЮСШ, сколько динамику изменения этих показателей на протяжении периода занятий.

Такой подход обеспечивает возможность с более высокой степенью точности выявлять потенциальные возможности занимающихся, их спортивную одаренность. Ведущими критериями прогнозирования на данной стадии являются темпы роста физических качеств и быстрота формирования двигательных навыков (моторная обучаемость).

О моторной обучаемости можно судить по времени, которое требовалось занимающемуся для овладения техникой того или иного упражнения. Темпы формирования двигательных навыков и развития физических качеств позволяют в какой-то мере предвидеть перспективность спортивного совершенствования занимающихся в будущем.

Задачами третьего этапа определения спортивной отбора состоит в выявлении степени соответствия индивидуальных данных юных спортсменов требованиям, которые будут предъявлены к ним на этапе высших спортивных достижений. На данном этапе необходимо ответить на вопрос о том, можно ли ориентировать того или другого спортсмена на углубленную спортивную подготовку к высшим спортивным достижениям.

Длительность второго этапа составляет от 1,5 до 2 лет. На этом этапе проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, соревнования и прикидки, медико-биологические и психологические обследования. В этот период окончательно решается вопрос о спортивной специализации занимающегося.

На третьем этапе определения спортивной пригодности возрастает роль психологических наблюдений за учащимися. Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов являются в значительной степени природными свойствами центральной нервной системы человека, которые с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки.

Особое внимание тренер должен обратить на проявление у детей самостоятельности, решительности, целеустремленности, способности мобилизоваться на проявление максимальных усилий в соревновании, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упорство в спортивной борьбе, способность «выложиться» на финише. Учитывается также спортивное трудолюбие учащихся, их заинтересованность занятиями данным видом спорта.

Для изучения волевых качеств детям и подросткам целесообразно предлагать контрольные задания, обычно в соревновательной форме. Показателями интенсивности проявления волевых усилий занимающихся служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателями настойчивости выполнение относительно сложных в координационном отношении упражнений, для освоения которых требуется продолжительное время.

Решительность и смелость занимающихся можно определить с помощью выполнения различных упражнений в усложненных условиях. Целеустремленность оценивается на, основании отношения испытуемых к занятиям, освоению специальных упражнений. Следует подчеркнуть необходимость всестороннего изучения личности спортсмена, а не отдельных его способностей. Поэтому оценивая, юного спортсмена следует по основе различных видов его деятельности (соревнование, тренировка, обследование в лабораторных условиях).

На первом этапе определения спортивной пригодности проводится медицинская экспертиза состояния здоровья детей. Занимающиеся подвергаются углубленному медицинскому освидетельствованию. Дополнительные сведения о заболеваемости школьников можно получить от участкового врача по месту жительства детей.

При определении спортивной пригодности необходимо учитывать особенности развития детского организма. У детей младшего школьного возраста прогрессивно совершенствуется нервная система, которая к 11 годам достигает высокой степени развития, Однако чем моложе ребенок, тем более выражено в коре головного мозга преобладание процессов возбуждения над процессами торможения.

Этим объясняется повышенная эмоциональность детей, меньшая устойчивость внимания, повышенная психическая возбужденность. Для младшего школьного возраста характерны относительное замедление роста тела в длину н некоторая прибавка веса тела; происходит временная «остановка» перед началом этапа полового созревания. Этот период начинается в 13–14 лет у мальчиков, а у девочек несколько раньше-—в 11 —12 лет. Кости скелета у детей 8–10 лет еще недостаточно прочны, богаты хрящевой тканью, связки эластичны. Мышцы развиты относительно слабо. У детей младшего школьного возраста размеры сердца увеличиваются медленно.

Кровеносные сосуды у них относительно шире, чем у взрослых; этим определяется более низкая величина артериального давления. Объем крови, выбрасываемой сердцем при каждом сокращении, вполовину меньше, чем у взрослых. Поэтому для обеспечения организма нужным количеством кислорода, доставляемого кровью, сердце ребенка должно делать значительно больше сокращений. У младших школьников верхние дыхательные пути (полость носа, гортань, бронхи) уже, чем у взрослых.

Дыхание у детей поверхностное, частота его несколько больше (22–25 уд/мин), чем у взрослых (16–18 уд/мин).

Способность детского организма в 10–11 лет обеспечивать высокий уровень тканевого обмена благодаря эффективной деятельности сердца является предпосылкой для хорошего приспособления в этом возрасте к нагрузкам, требующим общей выносливости. В силу анатомо-физиологических особенностей развития организма у детей 10— 11 лет относительно высок уровень аэробной производительности организма, что и определяет допустимость использования в большом объеме физических нагрузок аэробного характера.

После 11–12 лет у детей отмечается сравнительно быстрое развитие различных органов и систем организма. В этот возрастной период высшая нервная деятельность достигает достаточной степени развития. При этом отмечается повышенная реактивность, возбудимость нервной системы, что является предпосылкой к лучшему и быстрому усвоению двигательных навыков и техники движении со сложной координацией. В этом возрастном периоде в связи с прогрессивным функциональным развитием коры головного мозга функция зрительного, вестибулярного и других анализаторов достигает высокого уровня развития.

Учет данных о состоянии здоровья и функциональном состоянии различных органов и систем организма детей позволяет своевременно выявить наличие отклонении, которые (без врачебно-медицинского вмешательства) могут усугубиться при больших физических нагрузках и интенсивной тренировке.

Процесс определения спортивной пригодности тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями видов спорта (возраст начала занятий, возраст начала углубленной тренировки в избранном виде спорта, классификационные нормативы). Поэтому критерии и методы определения спортивной пригодности, а также нормативные требования будут изложены по группам видов спорта.

Как установлено в процессе многочисленных исследований, перспективность спортсменов в скоростно-силовых и циклических видах спорта определяется главным образом на основе выявления специальных физических качеств.

В видах спорта со сложной координацией движений спортивная пригодность определяется на основе выявления координационных возможностей занимающихся.

В игровых видах спорта перспективность спортсмена устанавливается на основе определения специфических качеств, обеспечивающих успешное решение технико-тактических задач в процессе спортивной деятельности.

В спортивных единоборствах отбор ведется путем определения специальных физических качеств, способностей юного спортсмена успешно выполнять сложное сочетание нападающих и защитных действий при строго определенном лимите времени, правильно и своевременно оценивать поведение противника.

Вторая стадия определения спортивной пригодности состоит из двух этапов. Первый этап предусматривает комплектование сборных команд субъектов РФ и учебных заведений. Второй этап предполагает отбор и комплектование сборной команды страны для участия в крупнейших международных соревнованиях.

Отбор кандидатов в сборную команды РФ должен осуществляться из числа наиболее одаренных и перспективных спортсменов, входящих в составы сборных команд субъектов РФ, учебных заведений. Основной формой определения спортивного отбора служат спортивные соревнования. При этом учитывается не только спортивный результат, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в течение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов мастера спорта международного класса. Сильнейшие спортсмены зачисляются в качестве кандидатов в сборную команду страны, главным образом по результатам соревнований в предыдущем спортивном сезоне.

Отбор кандидатов в сборную команду страны должен осуществляться на основе следующих показателей:

1.     Спортивно-технические результаты и их динамика в течение последних лет тренировки.

2.     Возраст, антропометрические данные с учетом специфики избранного вида спорта, состояния здоровья спортсмена.

3.     Степень закрепления ошибок при выполнении важнейших элементов спортивных упражнений.

4.     Уровень развития специальных физических качеств, которые слабо поддаются развитию в процессе многолетней тренировки.

5.     Потенциальные возможности функциональных систем организма при выполнении двигательной деятельности.

6.     Психическая устойчивость при выполнении специфических тренировочных нагрузок.

7.       Целеустремленность спортсмена к достижению результатов в избранном виде спорта.

Отбор членов сборной команды РФ для участия в международных соревнованиях должен осуществляться на основе следующих показателей:

1.     Спортивно-технический результат.

2.     Динамика развития спортивной формы (начало, пик, спад).

3.     Степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов в экстремальных условиях.

4.     Степень технической готовности и устойчивости спортсмена к ведению спортивной борьбы в экспериментальных условиях.

5.     Состояние здоровья с учетом специфики избранной спортивной специализации.

Следует сказать о том, что имеется ряд критериев определения спортивной пригодности, общих для всех видов спорта. Это:

1.          Состояние здоровья. Этот критерий применяется на всех стадиях определения спортивной пригодности. Основной задачей врачебных исследований является выявление противопоказаний для занятий избранным видом спорта.

2.          Состояние функций и систем организма спортсмена. Данный критерий используется на всех стадиях спортивного отбора, особенно при определении пригодности для дальнейшего спортивного совершенствования.

3.          Физическое развитие как комплекс морфофункциональных показателей. Этот критерий отбора используется главным образом на первом и втором этапах определения спортивной пригодности.

Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. Поэтому имеются определенные различия в методике определения спортивной пригодности в каждой из групп видов спорта. Это касается как критериев отбора, так и состава используемых тестов и методов обследования.

 

Литература:

 

1.             Вайцеховский С. М. Книга тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1972. -312 с.

2.             Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 264 с.

3.             Захаров Е. Н. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А. Сафонов; Под общ. ред. А. В. Карасева — М.: Лептос, 1994. — 368 с.

4.             Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для студентов институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 280 с.

5.             Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. — К.: Олимпийская литература, 1997. — 583 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle