Библиографическое описание:

Пацапнёва О. А. Урок географии в условиях реализации ФГОС [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 222-224.

Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся.»

А. Дистервег

 

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он — всегда старше, за ним — знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это — не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем — живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова — актуальный и действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться. [1]

География — предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность.

На своих уроках я активно использую современные средства информационных компьютерных технологий:

-        демонстрация материалов, наглядных пособий и карт;

-        показ географических процессов;

-        геоинформационное обучение;

-        проверка знаний;

-        самостоятельная работа обучающихся. [2]

Это дает возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ по географии. Система работы позволяет создавать между мною и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности ребенка.

Я хочу привести пример, на уроке географии в 9 классе ребята составляют характеристику Угольного бассейна России.

Цель работы: отработать умение составлять экономико-географические характеристики угольных бассейнов (топливно-энергетических баз) по плану, используя картосхему, карты атласа и другие источники информации.

Вариант 1.

Задание: Дайте характеристику бассейна по плану (на примере Печорского угольного бассейна).

План характеристики: Печорский угольный бассейн

1.      Географическое положение бассейна. В какой части страны, в каком субъекте РФ расположен бассейн?

Вариант 2:

Задание: по карте атласа определите местоположение Кузбасса и Канско-Ачинского угольных бассейнов. Дайте их сравнительную характеристику и сделайте вывод об эффективности эксплуатации этих угольных бассейнов. Заполните таблицу, сделайте вывод.

Вывод: уголь остается одним из важнейших топливных ресурсов, но является дорогим по добыче видом топлива, т. к. месторождения расположены в неблагоприятных климатических условиях (высокая оплата труда, социальные проблемы), проблемы реализации дорогого угля в условиях возрастающей конкуренции природного газа как более экологически чистого вида топлива. Однако, в перспективе его роль будет расти как основного вида топлива в районах его добычи, т. к. основные базы удалены от основных потребителей.

Объяснять закономерности географической оболочки на примере гидросферы; сравнивать,климат полуостровов Калифорния и Флорида, по плану: 1) В каком климатическом поясе и в какой области расположена территория?систематизировать, знания по географии материков и океанов; выявлять зависимость причинно-следственные связи внутри природных комплексованализировать карты атласа, указывать, какими полезными ископаемыми богата наша страна.

Таким образом, практические работы в географии — основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе — при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Среди существующих методологических подходов в образовании отвечает этой задаче метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

По словам А. А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности — это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. [2]

При изучении нового материала тесты применяю для организации самостоятельной работы обучающихся, при выполнении которых обучающиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках или задания, имеют поисковый и проблемный характер. Также, тестовые задания использую и при закреплении пройденного материала.

В качестве домашнего задания, в отдельных случаях предлагаю обучающимся самим составить тесты, что учит правильно формулировать вопросы, способствует формированию умений обобщать и анализировать полученные знания, применять их на практике, работать с дополнительными источниками знаний.

На уроках обобщения и контроля знаний обучающиеся выполняют тестовые задания, которые охватывают материал по конкретной теме или разделу. Тесты пригодны для фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся.

В своей работе реализую исследовательский подход (с учетом возрастных особенностей обучающихся) в обучении на уроках. Практическую направленность исследовательского подхода реализую несколькими путями: проведение наблюдений, анализ полученных данных об изученной территории.

Контурная карта — один из методов в обучении географии. Работа с такими картами может быть одним из видов самостоятельного получения знаний. Работая с контурной картой, учащиеся не просто воспринимают и запоминают сведения, полученные от учителя, из учебника, но и пытаются самостоятельно и творчески их применять. Пример: задание: нанести на контурную карту важнейшие промышленные центры Дальнего Востока и объяснить специализацию их по источникам знаний.

Построение такой карты даёт возможность учащимся систематизировать и представить в наглядной форме все основные сведения о городах Дальнего Востока. Параллельно ставятся дополнительные вопросы: выделить из всех городов важнейшие; показать их местоположение на контурной карте; показать важнейшие отрасли промышленности; объяснить развитие данных отраслей на территории Дальнего Востока. Кружки городов делят на секторы для показа отраслей промышленности. Каждый сектор закрашивается определённым цветом, а подотрасли штриховкой. [3]

Одна из современных технологий обучения — метод проектов. Проектный метод входит в жизнь как требование времени.

1 этап — подготовительный.

1.      ученик, из предложенного списка, выбирает страну, о которой будет делать работу;

2.      изучает типовой план характеристики страны

2 этап — подготовительный.

1.         Каждый ученик получает индивидуальные консультации учителя по отобранному материалу и правилам его оформления.

Здесь работает еще один дидактический принцип — это оптимальное содержание и формы изложения.

3 этап — творческий отчет.

Это проведение учеником урока “Путешествие по стране” с использованием компьютерной презентации.

На уроке происходит работа по развитию устной монологической речи. Учебный монолог переходит в учебный диалог обсуждения темы, оценивание выступающего одноклассниками.

Таким образом, каждый десятиклассник, выполняя практическую работу “Составление экономико-географической характеристики страны”, учится самостоятельной и систематичной работе с разными источниками информации. Также активизируется и познавательная деятельность ребёнка.

Таким образом, мой принцип обучения построен на индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку. Я стараюсь акцентировать внимание на положительных результатах и достижениях, а свой урок построить таким образом, чтобы на нем было интересно и сильным ученикам, и ученикам с проблемами в обучении. Для меня каждый ученик — личность, которая заслуживает уважительного отношения. И на своих уроках я стараюсь научить их уважительно относиться друг к другу, умению выслушать и сопереживать, умению работать в парах и группах не подавляя, а поддерживая друг друга.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской

2.                  Голубчикова, М. Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие / М. Г. Голубчикова. — Изд. 4-е, дополн. и перераб. — Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. — 127с.

3.                  Завуч. //Научно-практический журнал № 7, М — Центр “Педагогический поиск”, 1999.

4.                  Косогова, А. С. Становление педагога монография / А. С. Косогова. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. — 178с.

5.                  Логинова О. Б. /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие — М.: Просвещение, 2010

6.                  Скаткин М. Н. /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие — М.: 1971.

7.                  Голубчикова, М. Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению / Учеб. пособие / М. Г. Голубчикова. — Изд. 4-е, дополн. и перераб. — Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. — 127с.

8.                  Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А. В. Хуторской. — М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle