Нестандартные уроки в преподавании географии в условиях современной школы
Автор: Давлетмирзаева Фатима Анурбековна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 04.08.2015
Статья просмотрена: 3056 раз
Библиографическое описание:
Давлетмирзаева, Ф. А. Нестандартные уроки в преподавании географии в условиях современной школы / Ф. А. Давлетмирзаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8632/ (дата обращения: 07.10.2024).
Нестандартный урок географии — это импровизированное учебное занятие, имеющее в отличие от классического урока нетрадиционную структуру.
Необычность таких уроков дает возможность не только сформировать интерес учащихся к географии, но и содействовать развитию их творческой самостоятельности, интеллектуальной активности, обучению работе с различными, порой самыми необычными источниками знаний. Сама организация урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, что способствует выработке у них позитивного отношения к окружающей природе, Применение нетрадиционных организационных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от традиционной структуры урока, что обеспечивает разнообразие и результативность управляемой познавательной деятельности учащихся. Как показывает практика, нетрадиционные уроки географии предполагают соблюдение следующих условий:
- использование коллективных форм обучения (группы, команды);
- развитие умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся, стремление к творческому поиску;
- активизацию познавательной деятельности учащихся;
- овладение учащимися умениями работать в коллективе, команде: слушать, анализировать, предлагать решения, спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить выход из сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;
- становление отношений творческого сотрудничества, ученики воспринимают своего учителя как интересного, грамотного и эрудированного человека, стремящегося внести разнообразие в сложный процесс обучения и воспитания [9].
Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из следующих этапов: замысла, организации, проведения.
На этапе замысла определяется время проведения урока, тема, цель и тип урока. Необходимо заметить, что нетрадиционные формы организации учебной деятельности учащихся применимы ко всем типам уроков, а цель урока и его тип определяет выбор вида нетрадиционного урока. Так урок формирования умений и навыков можно провести как урок-путешествие, урок-конференцию или пресс- конференцию, урок- исследование. Урок обобщающего повторения и закрепления знаний можно провести как тот же урок-путешествие, или урок-соревнование: «Брейн-ринг», «Колесо времени», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда» и др. Этап организации предусматривает: — разработку сценария (плана или плана-конспекта) урока;
- формирование из учащихся класса групп или команд и распределение среди учащихся групп игровых ролей;
- разработку групповых заданий и при необходимости заданий каждому участнику группы;
- подготовка реквизита, отбор средств обучения и дополнительных источников географических знаний;
- выбор критериев оценки результатов учебной деятельности групп, и каждого ученика класса.
Можно выделить ряд функций, которые выполняет нестандартный урок:
- обучающая– развитие памяти, внимания, восприятия информации различного характера;
- развлекательная– создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в увлекательное действо;
- коммуникативная– сплочение коллектива, установление положительных эмоциональных контактов;
- развивающая– гармоничное развитие личностных качеств;
- воспитательная– психотренинг и психокоррекция проявления личности в условных (игровых) моделях жизненных ситуаций;
- релаксационная– снятие эмоционального напряжения [1,7].
Различают несколько видов нестандартных уроков, которые в разной степени влияют на познавательную активность, качество знаний, навыков и умений учащихся:
Урок — пресс-конференция. Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т. к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы.
Урок — ролевая игра. Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Ролевая игра — самая точная модель общения, т. к. в ней предполагается подражание естественной ситуации. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно — побудительного характера. Эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности. Предполагает усиление личной сопричастности к происходящему [3,5].
Урок с использованием компьютерного тестирования. Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т. к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ: быстрое получение результатов; объективность в оценке знаний; позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками; дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний; компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию. Прежде, чем начать работу с компьютерными тестами, необходимо сформировать содержание тестовых заданий, распределить их по типам и уровню сложности и создать программное содержание теста.
Урок- проект. Технология проектной деятельности создает широкие возможности для развития у учащихся опыта творческой деятельности, рационального мышления, способствует эмоциональному, теоретическому и практическому познанию Окружающего мира. Создание различных проектов на уроках географии способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Законченный проект может быть представлен в самых разнообразных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж, презентация и многие другие, которые затем представляются в классе для обсуждения. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Проекты на краеведческую тематику, охотно реализуются со всеми классами. Сбор находок и экспонатов в краеведческом музее, содействует расширению и укреплению толерантного пространства, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской и поисковой работы учащихся, поддержке творческих способностей учащихся, интереса к истории и культуре, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений [2,6].
Урок-экскурсия. Учебные экскурсии проводятся как перед изучением темы, так и после ее прохождения. Если экскурсия проводится перед изучением программного материала, то цель ее — создание необходимых представлений для формирования географических понятий на уроках. На экскурсиях, проводимых после изучения темы, проводится в основном закрепление, конкретизация, совершенствование знаний, выработка умений и навыков. Довольно трудно провести экскурсию, на которой учащиеся только повторяли бы и совершенствовали умения или, наоборот, приобретали одни новые знания. Исключения составляют отдельные кратковременные выходы учащихся в природу или достопримечательности для подтверждения и иллюстрации изученных географических предметов и явлений. Поэтому наиболее распространенной формой является смешанная экскурсия [4,9].
Урок — игра. Это активная форма учебного занятия, во время которого возникает игровое состояние — эмоциональное отношение к исторической или настоящей действительности. Через понимание мыслей, чувств и поступков дети как бы примеряют на себя роль взрослых людей моделируя реальность. Знания, полученные на уроке, становятся для них личностно — значимыми, эмоционально окрашенными (Таблица).
Игры классифицируют по разным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности: исследовательские; символические; имитационные.
Влияние различных типов заданий на развитие познавательных процессов учащихся
Уровни |
Типы заданий |
Развитие психических процессов |
Репродуктивный |
Рисунок |
Воображение |
Сообщение |
Устная речь, память |
|
Чайнворды, кроссворды, ребусы |
Мышление, память, внимание |
|
Игра «термин — понятие» |
Память, внимание |
|
Частично-поисковый |
Рассказ с ошибками |
Внимание, память |
Составление логических цепочек |
Внимание, логическое мышление |
|
Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию) |
Внимание |
|
Исследовательский |
Путешествие |
Внимание, память, мышление, воображение |
Решение географических задач |
Внимание, логическое мышление |
|
Составление образа территории |
Внимание, память, логическое мышление, воображение |
Урок-семинар. Применение такой формы организации урока возможно в старших классах школы. При подготовке к семинару учащиеся используют материалы из различных источников: сайтов, газет, журналов, справочников и других интернет-ресурсов. Работа может быть представлена в форме доклада, презентации, рисунков. Также обязательна устная защита работы, после чего все учащиеся принимают активное участие в оценивании работы, дополняют, высказывают свое мнение по предложенному вопросу, участвуют в оценивании работы, выступая в роли экспертов [2,8].
Урок с использованием интернет-ресурсов. В последнее время постоянно поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Задача учителя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и многое другое. Для уроков с использованием интернета характерны самостоятельность учеников в выборе материала, активность, заинтересованность.
Литература:
1. Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся / З.М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р.А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4-6.
2. Гакаев Р.А., Чатаева М.Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе. Школьная педагогика. 2015. № 2 (2). С. 22-25.
3. Гакаев Р. А., Чатаева М.Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. -2014. -№ 4. С.156-159.
4. Гакаев Р.А., Иразова М.А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. №3(3).С.4-7.
5. Галай И.П. Методика обучения географии, Минск.: Аверсэв, 2006.
6. Даудова Я.А. Школьный музей (из опыта проектной деятельности). Вестник - Геланча. №1 (18) 2013.
7. Иванов, Ю.А.Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.
8. Кузнецов М.В. Методика географии: основы географической дидактики. Симферополь, НАТА, 2009. - 230с.
9. Рашидов М. У., Гакаев Р.А. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2007. № 3 (9). С. 146-149.