Библиографическое описание:

Ахунова Р. Н. Народные подвижные игры [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 62-63.

Для работы дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учёба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания.

Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, они изучают цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.

В игре развиваются силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства.

В коллективных играх вырабатываются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.

В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям. Есть игры-забавы со смешными движениями, жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так как доброжелательный смех товарищей действует на ребенка сильнее, чем замечания.

В работе с дошкольниками я использую народные игры. Правильно организованные и систематические проводимые игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические и интернациональные чувства. Доставляют детям много радости и удовольствия, а взрослым даёт возможность лучше узнать ребенка и стать его другом.

Предлагаю вашему вниманию несколько народных игр.

Обыкновенные жмурки.

Одному из играющих — водящему — завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг, затем спрашивают:

Кот, кот, на чём стоишь?

—На квашне.

—Что в квашне?

—Квас.

—Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а водящий их ловит. Кого он поймал, тот становится водящим

Правила игры. Если водящий подойдет близко к какому-либо предмету, о которой можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!». Нельзя кричать это слово с целью отвлечь водящего от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока водящий должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

Палочка-выручалочка.

Дети выбирают водящего считалкой:

Я куплю себе дуду

И на улицу пойду!

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!

Водящий закрывает глаза и встаёт лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку-выручалочку, сделанную из дерева (длинной 50–60 см, диаметром 2–3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве.

Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он идет искать. Заметив кого-то играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочку, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла…(имя игрока)». Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить.

Но игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами: «Палочка-выручалочка, выручи меня»- и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше.

Правила игры. Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки-выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.

Краски.

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки- краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит:

Тук-тук!

—Кто там?

—Покупатель.

—Зачем пришел?

—За краской.

—За какой?

—За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке»

Правила игры. Хозяином становится тот покупатель, у который угадал больше красок.

Горелки.

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий-горелка.

Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подолее,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

—Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Пятнашки.

Играющие выбирают водящего — пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

Варианты.

Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.

Пятнашки-зайки. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах-он в безопасности.

Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих- пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя. Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой.

Пятнашки с именем. Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса).

Круговые пятнашки. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них-пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если усеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.

 

Литература:

 

1.      Азбука досуга.-Смоленск:Руссич-1997.

2.      Большая книга игр: более 1500 веселых, полезных игр/ ред.Н. Дубенюк

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle