Библиографическое описание:

Дьячкова Т. В. Педагог в контексте модернизации системы дополнительного образования детей: мысли вслух [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 40-42.

 

В статье предпринята попытка рассмотреть развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования в свете основных направлений реализации Концепции развития дополнительного образования детей.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, личностно-профессиональная позиция педагога дополнительного образования детей как воспитателя, профессионализм.

 

The article attempts to address the human resources development system of additional education in the light of the main directions of development of additional education of children.

Keywords: additional education of children, personal and professional position of the teacher of additional education of children as a teacher's professionalism.

 

В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.

К. Д. Ушинский

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей (далее Концепция), «именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа» [5].

Мы гордимся традициями, которые сложились почти за вековую историю (95 лет) существования системы дополнительного образования детей в России и для нас особенно важно, какие из них сегодня могут стать фундаментом для инноваций в процессе модернизации системы в целом.

Участие в различного рода развивающих образовательных программах, неформализованность содержания образования, вариативный характер оценки образовательных результатов, тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта, разновозрастный характер объединений — это лишь некоторые из указанных в Концепции аспектов, усиливающих преимущества дополнительного образования детей по сравнению с другими институтами формального образования.

В настоящее время в контексте кантовской терминологии педагогу дополнительного образования предстоит ответить на вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» [4, 354], и особенно актуален сегодня вопрос, связанный с компетентностным подходом к проектированию и реализации образовательного процесса — «Что я МОГУ делать?».

Наш замечательный земляк — основоположник русской педагогической науки К. Д. Ушинский отмечал: «В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» [7, 134]. Педагог дополнительного образования XXI века может и должен предложить социуму не только набор образовательных услуг, но и процесс, наполненный конкретным содержанием, проживанием каждым ребенком взаимоотношений с возможностью выражения широкого спектра чувств.

Именно это аспект профессиональной деятельности педагога дополнительного образования позволит выйти ему на иной уровень развития себя как субъекта образовательного процесса. Тем не менее, следует отметить, что в реальной практике мы сталкиваемся с ситуацией отсутствия у педагогов дополнительного образования педагогического образования, при этом они являются специалистами в определенной области (технической, театральной, музыкальной и т. д.).

Следовательно, среди основных направлений реализации Концепции, особенно важным, на наш взгляд, является развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей (далее ДОД), которое предполагает:

-        апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования;

-        модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста;

-        создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования детей молодых специалистов, их профессионального и творческого развития;

-        расширение возможностей для работы в организациях дополнительного образования талантливых специалистов [5].

Перед лицом многих трудностей, с которыми сталкивается педагог дополнительного образования при ответе на вопросы-вызовы современности, он может выбрать сегодня разные стратегические линии:

-        повышение уровня своего профессионального мастерства через курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка, участие в работе конференций, круглых столов, семинаров, мастер-классов и др.;

-        становление и развитие профессиональной позиции педагога дополнительного образования как воспитателя [3];

-        выстраивание интеграционных связей и конструктивного диалога с организациями различных ведомственных принадлежностей;

-        развитие практики социально-педагогического партнерства с семьями воспитанников;

-        расширение общественной активности педагога, проявление его активной гражданской позиции;

-        диссимиляция педагогического опыта и участие педагога дополнительного образования в профессиональных конкурсах;

-        разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями.

Для нас особенно отрадно, как показывают исследования, что независимо от возраста, стажа работы и квалификационной категории педагоги дополнительного образования Тульской области ценят не только результат своей работы, но и сам процесс достижения результата. В середине XX века поэт Н. М. Грибачев написал слова, которые близки нам сегодня [2, 104]:

И что там мука без вины,

За тем начальным поворотом,

Решать: ну что там, что там, что там.

Куда мы двигаться должны?

Модернизация системы дополнительного образования требует от педагога постоянного подтверждения своей компетенции, усовершенствования профессионального мастерства. Яркую характеристику профессионального портрета педагога дополнительного образования дал Ш. А. Амонашвили: «Педагог-внешкольник — это педагог, который пришел из будущего с целью показать воспитанникам образец их жизни, самоопределения и самоутверждения» [1, с. 328]. Современный педагог дополнительного образования — это носитель реальной педагогической практики, заряженной особой, живой энергией, с помощью которой, он притягивает к себе воспитанников, родителей и социальных партнеров, создавая вокруг себя особый фейерверк событий.

Не секрет, что именно от педагога, его личностно-профессиональной позиции зависит результат развития личности воспитанника. Ибо мы вполне придерживаемся выводов, сделанных А. И. Григорьевой о том, что нельзя быть педагогом — профессионалом, не будучи педагогом — воспитателем [3].

Сегодня, как никогда педагогу отводится роль фасилитатора, готового помочь ребенку найти в самом себе опору для собственного развития. В свете обрисованных выше проблем, очевидно, напрашивается вопрос — какой педагог дополнительного образования нужен сегодня ребенку и его семье? Исследование, проведенное Советом Ассоциации педагогических работников системы ДОД Тульской области, показало, что для ребенка важно, чтобы педагог был открыт для общения, мог поддержать его в трудную минуту, «хорошо знал свое дело», обладал чувством юмора, был мобилен, умел удивляться и удивлять. В свою очередь, для родителей воспитанников важным оказалась потребность педагога в постоянном совершенствовании, желание идти навстречу ребенку, высокий уровень мастерства в преподаваемой области.

Мониторинг творческой направленности педагогов дополнительного образования, проводимый в ряде базовых площадок кафедры последние 2 года показывает увеличение числа педагогов, стремящихся к инновационной деятельности. В ходе работы педагогического салона «От Дня Учителя — к Веку Учителя», продолжая фразу: «Мне хотелось бы, чтобы спустя несколько лет мои воспитанники могли…», педагогами были озвучены следующие варианты ответов:

-        «применять полученные знания для решения жизненных задач»,

-        «учиться на протяжении всей жизни»,

-        «сохранить позитивное мировосприятие, несмотря на жизненные трудности и невзгоды»,

-        «делиться всем, чему они научились, с окружающими, чтобы вместе делать этот мир прекраснее».

Хотелось бы заметить, что одной из важных задач в повышение профессионализма педагога дополнительного образования, на наш взгляд, является развитие педагога как субъекта, способного адаптироваться к известному и неизвестному, умеющего преобразовывать собственную профессиональную деятельность в новых реалиях. На данном этапе решению этой задачи может способствовать реализация ДПП переподготовки педагогов дополнительного образования, организация и проведение профессиональных (образовательных) экскурсий для педагогов, совершенствование практики корпоративного повышения квалификации, функционирование в активном режиме региональной Ассоциация педагогических работников системы ДОД Тульской области, которая позволит объединить усилия педагогического сообщества для комплексного решения проблем развития качества регионального дополнительного образования детей.

Справедливо в одном из своих интервью журналу «Вестник образования России» заметил Е. А. Ямбург: «С учителя нельзя требовать того, чему его никто не учил». Это замечание можно воспринимать как своего рода призыв к современной системе дополнительного профессионального образования. Таким образом, перед нами стоит задача консолидации сил всех субъектов заинтересованных в модернизации региональной системы образования, которые могут обеспечить целенаправленную и систематическую деятельность, целью которой станет обеспечение достижения качественных преобразований в системе дополнительного образования детей.

 

Литература:

 

1.                 Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный поход к детям./ Ш. А. Амонашвили; Акад. пед. и соц. наук; Моск. Психолого-соц. ин-т. — М.: Ин-т практич. Психологии, 1998. — 544 с.

2.                 Грибачев, Н. М. Время твое и мое: Стихи / Н. М. Грибачев. — М.: Современник, 1986. — 366 с.

3.                 Григорьева А. И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагога школы. /Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999. — 144 с.

4.                 И. Кант «Критика практического разума» Кант Иммануил, Сочинения в шести томах Под общей редакцией В. Ф. Асмуса. А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана

5.                 Серия Философское наследие. М.: Мысль Т.3. 1964. — 799 с.

6.                 Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении «Концепция развития дополнительного образования детей».

7.                 Степанов П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. — М.: Академия: АПКиПРО, 2003. — 82 c.

8.                 Ушинский К. Д. Педагогические сочинения, в 6 т., т. 2,. М., Педагогика, 1989–528 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle