Библиографическое описание:

Смородинова М. В. Технологические этапы формирования предметной компетенции учащихся [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 26-28.

 

В статье рассматриваются технологические этапы формирования предметной компетенции учащихся: мотивационный, когнитивный, деятельностный и оценочно-результативный. Данные этапы позволяют эффективно формировать предметную компетенцию учащихся.

Ключевые слова: мотивационный этап, когнитивный этап, деятельностный этап, оценочно-результативный этап, учебная деятельность, предметная компетенция, учащиеся, учитель.

 

Важнейшим показателем, позволяющими определить уровень готовности учащихся к восприятию учебной деятельности, степень проявления их активности является система мотивов. В современной психологии термин мотивприменяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. Мотивы — это «побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В роли мотива могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы» [2, с.194]. Мотивы не только обусловливают направленность личности, но и выполняют стимулирующую, побуждающую, мобилизирующую, диагностическую функции и являются фактором целостного формирования личности школьника. Следовательно, поведение ученика определяется его установками и мотивами поведения, т. е. выяснив истинную мотивацию деятельности учащегося, можно определив её характер и направленность, а также раскрыть её субъективную сторону. Мотив — это побудитель к действию, в нашем случае к учебной деятельности. В свою очередь формирование мотива учебной деятельности требует от педагога специальных методических усилий.

Положительно мотивированный ученик более эффективно реализует любое дело, и делает это с максимальной отдачей. Личностный мотив — это сильнейший стимул умственной активности и её формирование, возможно, и необходимо осуществлять в процессе учебной деятельности. Мотивационный этап предполагает осознание смысла учебной деятельности, значения её для будущей профессиональной деятельности, саморазвития и самореализации.

Мотивационный этап процесса формирования предметной компетенции предполагает специально организованную деятельность учителя, направленную на формирование познавательных мотивов у учащихся. Содержанием деятельности учителя является: введение учащихся в учебную деятельность на основе представления её сущности, содержания и структуры, её значение для учащихся, использование различных педагогических технологий, методик, направленных на развитие предметной компетенции. Выделение мотивационного этапа обусловлено тем, что от сформированности мотивационной сферы зависит успешность учебной деятельности. На мотивационном этапе задача учителя состоит в том, чтобы ученик постоянно был мотивированным к действиям. В начале урока ученик должен понять, что полезного и нового он узнает сегодня на уроке, где и как сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст новый материал. В ходе урока происходит укрепление и усиление возникшей мотивации. В конце урока необходимо создать мотивацию завершения: ученик должен уметь самостоятельно оценить, какие поставленные в начале урока задачи выполнены, какие — нет, уметь определить причину этого, сделать выводы, наметить задачи для дальнейших этапов.

Целесообразно знать индивидуальные особенности мотивации учащихся. Учитель, опираясь на уже имеющиеся у учеников потребности, должен так организовать учебную деятельность, чтобы она вызывала положительные эмоции удовлетворения, радости. Если эти чувства ученики испытывают достаточно долго, то у них возникает новая потребность в самой этой деятельности. Отметим, что в процессе формирования предметной компетенции учащихся важно обеспечить также мотивацию педагогов.

Обобщая сведения по данному этапу реализации модели, отметим, что мотивация ученика играет важную роль при формировании предметной компетенции. Результаты обучения тесным образом связаны с включённостью ученика в сам процесс, поэтому важно, чтобы он был интересен и сам по себе являлся основным мотивационным фактором. Это позволяет усилить степень эмоциональной и интеллектуальной включенности ученика в учебную деятельность, улучшить его результаты.

Мотивационный этап является определяющим в образовательном процессе в целом. Мотивация в учебной деятельности связана с осознанием необходимости развития предметной компетенции.

Когнитивный этап процесса формирования предметной компетенции включает в себя совокупность знаний, необходимых для осуществления формирования предметной компетенции, на которой подросток отбирает средства, строит программу работы с текстом. Когнитивный компонент отражает качество знаний учащихся. Под качеством знаний понимается «целостная совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности учащихся» [1, с.10], т. е. качество знаний отражают цель и результат процесса обучения. Под знаниями в данном исследовании следует понимать «целостную и систематизированную совокупность научных понятий о закономерностях природы, общества, мышления, накопленную человечеством в процессе преобразующей производственной деятельности, проверенную практикой и направленную на дальнейшее познание и изменение объективного мира» [3, с.166]. В состав когнитивного этапа предметной компетенции мы включаем следующие группы необходимых знаний: знание материала учебного предмета, знание основных понятий составляющих научную основу данного предмета, понимание технологии осуществления учебной деятельности по предмету.

Когнитивный этап — это система знаний об обществе, технике, способах деятельности и др., усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины миры, вооружает теоретическим мышлением к познавательной и практической деятельности. Ученикам присуще следующие когнитивные качества: задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др. Относительно предметной компетенции, когнитивный этап позволяет оценить качество знаний, т. е. полноту, глубину и т. д. Когнитивный этап включает в себя стремление, сосредоточенность на данном предмете, глубокое «погружение» в сущность явлений и т. д. Процесс познания, приобретения нового знания, его развитие, постоянное углубление и расширение является естественным в процессе изучения и освоения нового предмета. В свою очередь, стремление к приобретению знаний должно быть нормой для учащихся.

На когнитивном этапе формирования предметной компетенции предполагается последовательное выполнение учащимися системы знаний, основанием для проектирования которой стала содержательная характеристика данного компонента предметной компетенции.

Деятельностный этап является необходимым для осуществления процесса формирования предметной компетенции. Этот этап подразумевает под собой владение разнообразными способами деятельности, позволяет реализовывать умения в данной предметной области: объём умения, полнота операционального состава данного умения, прочность теоретической основы умения; интегрированность (комплексность), устойчивость, гибкость (перенос в новые ситуации), действенность. На данном этапе выделяются следующие качества действия:

-          полнота умения в целом, которая проявляется как сформированность умений на различных уровнях;

-          последовательность выполняемых операций;

-          самостоятельность выполняемых операций;

-          осознанность действия в целом.

Деятельностный этап включает в себя наличие предметных умений, которые означают возможность воспринимать и воспроизводить полученную информацию, а также работать с разнообразными источниками.

Предметная компетенция имеет деятельностную основу, которая обеспечивает готовность и способность ученика к деятельности. Формировать предметную компетенцию учащихся на уроках литературы, можно следующими способами:

-          находить ответы на вопросы, используя текст;

-          осмысленно и правильно читать текст;

-          делать выводы на основе обобщения знаний, полученных после прочтения текста;

-          самостоятельно работать с книгой;

-          выполнять задания, предложенные в конце текста;

-          извлекать главную информацию из текста.

Последний, этап формирования предметной компетенции — оценочно-результативный. Данный этап направлен на соотнесение результата цели процесса формирования предметной компетенции, а также на исследование того, в какой мере поставленная цель подтвердилась. Результат формирования предметной компетенции определяется на основе применения той же методики, что использовалась на этапе исходного уровня сформированности компетенции. Результат позволяет определить, насколько целесообразной была организация процесса формирования данной компетенции в классе с использованием различных методов и форм обучения. Оценочно-результативный этап позволяет оценить уровень предметной компетенции, о сформированности которой судят по определенным критериям сформированности. Очевидно, что уровень сформированности мотивационного, когнитивного, деятельностного и оценочно-результативного этапов будет предопределять результаты предметной деятельности в целом.

Таким образом, эффективное формирование предметной компетенции учащихся возможно на следующих этапах: мотивационном, когнитивном, деятельностном и оценочно-результативном.

 

Литература:

 

1.      Наливайко,Т. Е., Шинкорук,М. В. Диагностика предметных, коммуникативной и социальной компетентностей обучающихся.– Владивосток: Дальневосточный университет, 2009. — 175 с.

2.      Педагогический энциклопедический словарь // ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая российская энциклопедия, 2003. — 528 с.

3.      Философский энциклопедический словарь // ред. Е. Ф. Губский — М.: Инфра, 2003. — 576 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle