Компетентностный подход в обучении и воспитании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 19.01.2015

Статья просмотрена: 4813 раз

Библиографическое описание:

Жалилова, В. А. Компетентностный подход в обучении и воспитании / В. А. Жалилова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7139/ (дата обращения: 25.04.2024).

Современная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые могут помочь человеку достойно жить в обновленном обществе. Для этого необходимо создать условия для обучения, которые помогут получить ребенку качественное образование. Одним из главных условий, работающих на повышение качества образования, является внедрение компетентностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Проблемы:

-          недостаточная подготовленность отдельных обучающихся;

-          этапность проведения любого учебного занятия предполагает в конечном итоге выполнение заданий повышенного уровня сложности, с которыми справляются не более 10 % обучающихся;

-          высокий уровень программного содержания образования;

-          результаты среза знаний, итоги олимпиад различного уровня и выпускные экзамены в формате ЕГЭ, показывают, что объём базовых знаний достаточен, однако уровень заданий повышенной сложности вызывает затруднения, где одним из критериев оценки является решение творческих заданий;

-          противоречия между традиционной методикой преподавания и современными требованиями к процессу обучения и воспитания, способствующими саморазвитию личности.

Задачи:

-          сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений, навыков и способов деятельности, для достижения высокого уровня развития, способности к самообразованию;

-          сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую и познавательную активность, самостоятельность обучающихся.

Основная цель: такого обучения — формирование высокого уровня социальной зрелости учащихся, компетентностного отношения личности к жизни.

Критериями такого отношения являются: осмысленное решение жизненных ситуаций, межличностных конфликтов, способность к оценке пределов своей активности, высокая культура потребления, ответственное отношение к здоровью, осмысление своей жизни и другое.

Ключевые образовательные компетенции:

-        ценностно-смысловые

-        общекультурные

-        учебно-познавательные

-        коммуникативные

-        социально-трудовые

-        информационные

-        личностного самосовершенствования

Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение, являются:

-        Технология проблемного обучения;

-        Технология проектного обучения;

-        Технология развития критического мышления;

-        Технология когнитивного обучения;

-        Технология обучения в глобальном информационном сообществе;

-        Технология решения изобретательских задач;

-        Технология КСО.

Направления реализации компетентностного подхода:

-          Формирование ключевых компетентностей надпредметного характера (формирования умений понимания научных текстов, обработки информации разного рода, действия в группе);

-          Формирование обобщенных умений предметного характера (умение решать задачи, умение интерпретировать таблицы и диаграммы);

-          Усиление прикладного, практического направления на уроках (необходимо овладевать способами, умениями решать задачи с применением формул и пр.).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

Для реализации компетентностного подхода в обучении применение новых технологий требует соблюдения требований:

-          соблюдение принципов технологии развивающего обучения путем совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения, включая элементы проектной и исследовательской деятельности;

-          создание условий для формирования прогностических умений и реализации коммуникативных качеств личности;

-          диагностика успешности учащихся;

-          создание учебно-методического комплекса, в соответствии с концепцией личностно-развивающего обучения;

-          оперативность и объективность контроля знаний;

-          создание ситуации успеха; обеспечение внутренней мотивации обучения, заинтересованности в изученном материале;

-          взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету в рамках дополнительного образования.

Развитие компетентностей предполагает выполнение учащимися на уроках определенных действий:

-          умение решать проблемы, использовать собственный опыт;

-          заниматься самообразованием;

-          работать с различными базами данных, документацией;

-          добывать информацию;

-          иметь собственное мнение;

-          понимать позицию других людей;

-          оценивать жизненную ситуацию;

-          определять рациональное потребление;

-          оценивать поступки, вредные привычки

-          сотрудничать с одноклассниками и взрослыми;

-          принимать решения;

-          уметь прийти к общему мнению;

-          работать в группах;

-          уметь организовать свою работу;

-          нести ответственность за поступки;

-          устоять перед трудностями и т. д.

Компетентностный подход требует от учителя:

-          переосмысления целей и задач обучения;

-          пересмотра образовательных технологий;

-          предъявляет определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном процессе.

Так, вместо традиционных методов должны использоваться задания, которые характеризуются наличием дифференцированного подхода, отсутствием жесткой заданности условий и требований, многовариантностью исходных данных и путей решения, ориентацией учащегося на анализ своих решений и т. д.

В качестве универсальной формы организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода.

Учебный план распределяется таким образом, чтобы каждая тема содержала несколько принципиально важных «модулей»:

-          ориентационно-мотивационный модуль (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, вопросы и форма итогового контроля),

-          блок самостоятельной работы с учебной литературой и учебным содержанием темы (учитель здесь выступает в роли консультанта, наставника),

-          практические занятия с материалом курса (для естественных наук — лабораторные занятия, для гуманитарных — дискуссии или игровое моделирование),

-          модуль контроля (итоговое тестирование, опрос, устный экзамен).

Развитие компетенций и личностных качеств находится в прямой зависимости от приемов применяемых учителем в соответствии с поставленной целью. Необходимо помнить, что нет универсальных приёмов формирования и развития ключевых компетенций и личностных качеств.

Меняются формы и методы организации занятий — обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу в малых группах.

Таким образом, центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.

Интегрированный урок является примером компетентностного подхода в обучении.

В отечественной и мировой педагогической практике доказан тот факт, что интеграция поддерживает компетентностно-ориентированный подход в образовании. Этот метод обучения представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения творческих проектов.

Творческие проекты являются средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования, значимым средством формирования ключевых компетентностей ребенка.

Цель интегрированный уроков — направить учебно-познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Данная цель может быть решена при совокупности воспитательно-образовательных задач:

1.         Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.

2.         Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.

3.         Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.

Основные этапы построения интегрированных уроков.

1.         Ценностно-ориентированный этап: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.

2.         Конструктивный этап: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы по смежным предметам, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей.

3.         Практический этап: осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы.

4.         Заключительный этап: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.

5.         Презентационный этап включает подготовку экспертов, организацию проведения презентации.

6.         Оценочно-рефлексивныйэтап предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке.

Происходит оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.

Применение компетентностно-ориентированного подхода способствует развитию одарённых детей. Это можно судить по результатам работы учеников.

ВЫВОД:

1.                  Компетентностный подход к обучению дает возможность каждому учителю построить свой урок так, чтобы учащиеся, усваивая предложенный педагогом материал, могли самостоятельно конструировать новый опыт, порождающий новые знания и способы действий.

2.                  Компетентностный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение ученика в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и раскрытие личностного потенциала ученика, формирование самооценки и самоконтроля учеников и рефлексии учителя.

 

Литература:

 

1.                  Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 32 с.

2.                  В. В. Маскин, Т. К. Меркулова, А. А. Петренко Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие / под ред. В. В. Маскина. — М.: АРКТИ, 2010. — 64 с.

3.                  И. А. Зимняя. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М., 2004.

4.                  Н. Л. Галеева Сто приемов успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. — М.: «5 за знания», 2006.

5.                  И. С. Сергеев, В. И. Блинов. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007. — 132 с.

6.                  А. В. Хуторской. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

Основные термины (генерируются автоматически): компетентностно-ориентированный подход, обучение, подход, проблемная ситуация, умение, высокий уровень, задача, практическая деятельность, ребенок, урок, учебный процесс, формулирование проблемы.

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы.

Перспективы реализации компетентностного подхода...

Компетентностный подход, применяемый в школе в настоящее время, позволяет обеспечить высокий уровень качества образования. Компетентностно-ориентированное образование направлено сегодня на освоение способов не только практической деятельности...

Методы реализации компетентностного подхода в обучении

Проблема компетентностного подхода в образовании является принципиально важной, потому что она концентрирует в себе идеи зарождающейся

Методы и технологии обучения: метод решения проблемных ситуаций, профессионально-ориентированная технология.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

проблемное обучение, задача, урок математики, ящик груш, ящик яблок, ситуация, создание, активная самостоятельная деятельность, проблемная ситуация, творческое овладение.

Компетентностные задачи как средство совершенствования...

или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса технологию; умение реализовывать компетентностный подход на уроках математики; умение работать (отбор, решение, конструирование)...

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

учащийся, подход, урок, учитель, действие, учебная деятельность, ближайшее развитие, образовательный процесс, системный подход, познавательное развитие обучающихся.

Организация системно-деятельностного подхода на уроках...

проблемная ситуация, разрешение проблемы, детская деятельность, ситуация, ребенок, работа детей, проблемный подход, форма работы, принцип, образовательный процесс.

Формирование ключевых компетенций дошкольников

В познавательных мотивах выделяют два уровня: широкие учебные мотивы, направленные на процесс учения, на его содержание и

Ребенок представляет конечный результат своего выбора (как получится, если…) Реализация компетентности и кoмпетентнoстного пoдхода...

Компетенции и компетентностный подход в обучении

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование. Компетентностный подход как условие формирования...

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы.

Перспективы реализации компетентностного подхода...

Компетентностный подход, применяемый в школе в настоящее время, позволяет обеспечить высокий уровень качества образования. Компетентностно-ориентированное образование направлено сегодня на освоение способов не только практической деятельности...

Методы реализации компетентностного подхода в обучении

Проблема компетентностного подхода в образовании является принципиально важной, потому что она концентрирует в себе идеи зарождающейся

Методы и технологии обучения: метод решения проблемных ситуаций, профессионально-ориентированная технология.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

проблемное обучение, задача, урок математики, ящик груш, ящик яблок, ситуация, создание, активная самостоятельная деятельность, проблемная ситуация, творческое овладение.

Компетентностные задачи как средство совершенствования...

или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса технологию; умение реализовывать компетентностный подход на уроках математики; умение работать (отбор, решение, конструирование)...

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

учащийся, подход, урок, учитель, действие, учебная деятельность, ближайшее развитие, образовательный процесс, системный подход, познавательное развитие обучающихся.

Организация системно-деятельностного подхода на уроках...

проблемная ситуация, разрешение проблемы, детская деятельность, ситуация, ребенок, работа детей, проблемный подход, форма работы, принцип, образовательный процесс.

Формирование ключевых компетенций дошкольников

В познавательных мотивах выделяют два уровня: широкие учебные мотивы, направленные на процесс учения, на его содержание и

Ребенок представляет конечный результат своего выбора (как получится, если…) Реализация компетентности и кoмпетентнoстного пoдхода...

Компетенции и компетентностный подход в обучении

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование. Компетентностный подход как условие формирования...