Библиографическое описание:

Попко Т. П. Влияние внешних факторов на математический счёт [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 87-90.

 

Наблюдая за уроками математики, мы видим, что некоторым учащимся не интересен это предмет. В то время как математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке. Развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета. Но каким образом?

Многие внешние факторы оказывают большое влияние на нашу жизнь, наше здоровье, внимание и жизненные успехи даже если мы их не замечаем. Влияние цвета, запахов, различных звуков на человека с древних времён привлекает внимание учёных, философов, исследователей. Это и Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, И. П. Павлов, С. Н. Вавилов и многие другие.

Специалисты давно выдвинули теорию о том, что цвет например влияет на мышление и внимание. Психологи дают советы по релаксации для успокоения или наоборот придания бодрости человека. Не так давно появилась информация о том, что запах розы и плитка горького шоколада помогут успешно сдать экзамены.

Но ведь до экзаменов проходит несколько лет, а учителя математики говорят, что для того чтобы хорошо учиться необходимо уметь быстро и правильно считать, знать таблицу умножения. Для этого используются и упражнения, логические игры и математические диктанты. Но всё-таки не все ученики могут похвастаться результативностью математического счёта.

Возможно, есть определённые цвета, и музыка определённых композиторов, которые позволили бы ученикам и учителям повысить уровень математического счёта, а значит и результаты обучения математики.

Со своими учениками мы провели небольшой эксперимент в 3,7 и 11 классах.

Для чистоты эксперимента были подготовлены примеры на сложение, вычитание и таблицы умножения до 100 для 3 и 7 класса и до 1000 для 11 класса, графические рисунки с градусной мерой углов 90,30,25,115,70…градусов, таким образом, чтобы с ними справились даже слабоуспевающие учащиеся. Математический счёт проводился на разных этапах урока. Работа не носила системный ежедневный характер, в силу того, что ежедневная тренировка уже приводит к положительному результату. Эксперимент проводился в течение 3 месяцев.

Эксперимент 1

Для проведения эксперимента были подготовлены карточки с примерами для устного счёта. Примеры расположены в столбики и напечатаны основными оттенками цветового спектра

 

Ход эксперимента:

Обучающиеся 3,7 классов получали карточки оборотной стороной. По команде карточки переворачивались и заполнялись в течение 2 минут. Затем карточки передавались учителю.

Вывод: Больше всего было решено примеров жёлтого, зелёного и фиолетового цвета.

Более всего ошибок было допущено в примерах красного цвета.

Затруднения вызывали примеры голубого цвета.

Эксперимент 2

Для проведения эксперимента были подготовлены карточки с примерами для устного счёта. Примеры расположены в столбики и напечатаны чёрным цветом по цветному фону

 

Ход эксперимента:

Обучающиеся 3.7 классов получали карточки оборотной стороной. По команде карточки переворачивались и заполнялись в течение 2 минут. Затем карточки передавались учителю.

Вывод: Больше всего было решено примеров на фоне жёлтого цвета.

Более всего ошибок было допущено в примерах на фоне красного, голубого цвета

Эксперимент 3

Для проведения эксперимента были подготовлены карточки с графическим заданием «Определить градусную меру углов». В прямоугольниках, разрезанных на треугольники, необходимо найти градусные меры всех углов. Рисунки выполнены в разных цветах.

 

Ход эксперимента:

Обучающиеся 11 класса получали карточки оборотной стороной. По команде карточки переворачивались и заполнялись в течение 3 минут. Затем карточки передавались учителю.

Вывод: Больше всего градусных мер углов был найдено на чертежах жёлтого, зелёного цвета.

Эксперимент 4

Для проведения эксперимента были подготовлены карточки с примерами для устного счёта и подборка классической музыки

 

Список использованной классической музыки

Адан «Жизель»

Моцарт, Вивальди «Эльфийская Ночь»

Адан «Корсар»

Моцарт «Симфония 40»

Адан «Морской разбойник»

Моцарт «Фантазия»

Бах «Воздух» (1)

Чайковский «Вальс цветов»

Бах «Токката и фуга»

Чайковский «Неополитанский танец»

Бах «Менуэт»

Шопен «Весенний вальс»

Бетховен «Ангелы и Демоны»

Шопен «Ноктюрн»

Бетховен «К Элизе»

Штраус «Вальс Голубой Дунай»

Бетховен «Лунная соната»

Штраус «Сказки Венского леса»

Вивальди«Весна»

Григ «Лесное озеро»

Вивальди «Зима»

Григ «Утро»

 

Ход эксперимента:

Обучающиеся 11 класса получали карточки оборотной стороной. По команде карточки переворачивались и заполнялись в течение 3 минут под определённую мелодию. Затем карточки передавались учителю.

Вывод: Больше всего правильных ответов было найдено под музыку Баха, Вивальди и Моцарта.

Более всего ошибок было допущено под музыку (закономерность не обнаружена)

Меньше всего примеров было решено под музыку Штрауса.

Эксперимент 5

Во всех класса с 1–11 учащимся повышенного и низкого уровня обучения проведено анкетирование, которое показало следующее (показаны только резкие различия):

Вопросы:

Учащиеся с повышенным уровнем

Учащиеся с пониженным уровнем

Какого цвета обои в вашей комнате?

Бежевый, салатовый, зелёный, розовый, жёлтый

Белый, синий, голубой, оранжевый

Какой цвет вам больше нравится?

Зелёный, голубой, салатовый, жёлтый, сиреневый, фиолетовый

Чёрный, красный, синий

Что вы кушаете чаще всего:

Показаны продукты в трёх столбиках (главное в 1 столбике)

Показаны некоторые продукты из 2 столбика и сосиски чипсы, картошка из третьего

 

Вывод: учащиеся второй группы живут в пространстве с не очень благоприятным цветовым эффектом и недополучают продукты группы В.

Вместе с учениками мы сделали вывод, что действительно существуют внешние раздражители, которые способствуют повышению уровня математического счёта. Значит, при применении этих раздражителей систематически, можно повысить результативность обучения таблице сложении, умножения, а следовательно, повысить и уровень успеваемости по математике, а как следствие и интерес к предмету.

Хочется надеяться, что сочетание правильных форм и методов в работе и приведенных исследований помогут учителям и обучающимся развить больший интерес к математике.

 

Литература:

 

1.                  Влияние цвета на психику человека /http://freedom.net.sumy.ua

2.                  Зубарева В. Н. Воздействие музыки на психику человека в трудах античности/ http://arsl.ru/?page=148

3.                  Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве: изд. Беларусь, 2005

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle