Библиографическое описание:

Баргаева Г. А. Особенности формирования нравственных качеств личности школьника на современном этапе развития общества [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 1-3.

 

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, значительно изменили его социокультурную жизнь, сказались на уровне жизни населения, отразились на особенностях формирования подрастающего поколения, девальвации нравственного воспитания, отчуждения молодежи от институтов воспитания.

В этих условиях особенно остро встает необходимость нравственного воспитания подрастающего поколения, основой которого является гуманное отношение человека не только к себе, но и к другим людям, к обществу, природе. Приоритет нравственного воспитания определяется тем, что оно, выполняет функцию регулятора поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, включается в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества, природы. Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

В этой связи становится значимой педагогическая проблема формирования нравственных качеств подрастающего поколения.

Прогресс во взаимодействии общества и природы может быть гармоничным лишь в том случае, если наука, образование и культура в целом будут содействовать формированию новых нравственных качеств, направленных на осознание единства человека и природы, понимание природы, жизни и здоровья как наивысших ценностей.

Важнейшей задачей развития современной цивилизации является преодоление глобального экологического кризиса и формирование нравственных качеств у подрастающего поколения. Решение данной проблемы во многом определяется содержанием эколого-природоохранной деятельности, поскольку действенность любых мер, принимаемых по защите окружающей среды, определяется поведением людей, их отношением к природе.

Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у подрастающего поколения при непосредственном участии его в охране природной среды, заботе о сохранении красоты родной земли.

Нравственные отношения, в которые включаются школьники, опосредуются не только их жизнедеятельностью, но и могут специально создаваться в процессе организации их деятельности и общения взрослыми — родителями и педагогами. К проблеме формирования нравственности личности школьника обращались многочисленные исследователи (А. М. Архангельский, Н. М. Болдырев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Б. Т. Лихачев, И. Ф. Харламов, Е. В. Бондаревская, И. С. Марьенко, В. М. Коротова, Н. Е. Щуркова и т. д.), которые раскрыли важность и значимость нравственного воспитания в познании человеческого бытия, смысле человеческой деятельности, регулировании поведения человека в социуме и т. д. Нравственность, по мнению ученых, представляет собой сложный, и многогранный процесс, включающий в себя ряд педагогических и социальных явлений. В процессе формирования нравственности ребенок должен усвоить нравственные нормы, правила, систему убеждений, а также усвоить знания, которые должны найти свое воплощение в его поведении. Кроме того свое развитие должны получить нравственные чувства и нравственные качества личности, которые составляют стержень нравственности личности. Важная роль в этом процессе принадлежит семье, школе и системе дополнительного образования. Именно в детстве человек должен не только научиться ответственному выбору нравственных ценностей, поступков, определить свое отношение к труду и будущей профессии, но и воплотить их в своей жизни.

Современная система образования России опирается на личностно-ориентированный подход в воспитании личности современного школьника, в соответствии с которым нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у учащихся нравственных качеств. Личностно ориентированная концепция воспитания позволяет определить содержание и изучить механизмы формирования нравственности как совокупности личностных качеств, вскрыть сущность нравственного воспитания как процесса их формирования и интеграции. Данный концептуальный подход освещен в психолого-педагогических исследованиях таких ученых, как Л. И. Божович, В. М. Коротова, Б. Т. Лихачева, Б. Ф. Ломова, Л. И. Рувинского, В. Э. Чудновского, Г. П. Щедровицкого, К. В. Гавриловец, В. Т. Кабуша, Ф. В. Кадола, А. И. Кочетова, И. Ф. Харламова, В. Т. Чепикова и др.

Нравственное воспитание есть процесс формирования нравственных качеств личности. Хотя понятие «личностное качество» в педагогике употреблялось довольно часто, однако его сущность до этого не раскрывалась. И. Ф. Харламов при определении понятия «качество» использовал его психологическую трактовку, в соответствии с которой оно раскрывалось как единство устойчиво проявляющихся потребностей и привычных способов их реализации, которые формируются у учащихся в процессе коллективной и индивидуальной деятельности. Поэтому в человеке, по мнению ученого, различают его интеллектуальные качества (гибкость ума, особая сообразительность, хорошая память и т. д.), нравственные (принципиальность, настойчивость, честность, правдивости, патриотизм, трудолюбие и т. д.), эстетические (особая эмоциональная восприимчивость того или иного вида искусства и т. д.), физические качества (сила, ловкость, выносливость и т. д.). Эти качества как устойчивые психологические свойства личности, по мнению И. Ф. Харламова, характеризуют постоянство ее поведения в любых изменяющихся условиях [6, с. 334].

Под качествами личности Л. И. Божович понимала «относительно устойчивые психологические особенности, проявляющиеся в различных видах поведения и деятельности ребенка, в его отношении к окружающему и к самому себе» [2, с. 104]. При этом, разрабатывая концепцию формирования качеств как психологических образований личности школьника, также отмечала, что по своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических для него форм и методов поведения и подчеркивала, что ядром качеств личности выступают прочно сформировавшиеся у нее привычки.

Рассмотрение нравственного качества как психологического образования личности позволило В. Т. Чепикову раскрыть его сущность и определить как научное понятие. По определению ученого «нравственное качество есть динамичная интегративная совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы личности, содержание и структура которых определяют ее субъективные отношения к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в поведении и деятельности» [7, с. 55].

И. Ф. Харламовым была определена структура нравственных качеств. «Любое качество как динамическое личностное образование, — писал он, — в психологическом отношении включает в себя следующие структурные компоненты:

-        сформировавшиеся и ставшие устойчивыми потребности в той или иной деятельности или сфере поведения;

-        понимание нравственного значения той или иной деятельности или поведения (сознание, мотивы, убеждения);

-        закрепленные навыки, умения и привычки поведения;

-        волевую стойкость, помогающую преодолевать встречающиеся препятствия и обеспечивающую постоянство поведения в различных условиях» [6, с. 335].

Нравственные качества проявляются в поведении и деятельности человека, определяют его отношения с окружающим миром и другими людьми. Так, Б. Т. Лихачев придерживался мнения, что такие нравственные качества и свойства личности, как патриотизм, доброта, порядочность, честность, правдивость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и др., образуются на базе нравственных чувств, сознания и воли. «Эти свойства и качества личности, — указывал он, — представляют собой психические новообразования, которые возникают в результате взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. [4, с. 267].

Они устойчиво проявляются ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и привычных формах поведения» [4, с. 267].

Нравственное воспитание осуществляется в различных видах деятельности, которые являются средствами нравственного воспитания. Поскольку личность формируется, прежде всего, в деятельности, правомерно рассматривать природу как важнейшее воспитательное средство.

Основными закономерностями нравственного воспитания являются:

-        нравственное воспитание должно осуществляться в коллективе и поддерживаться им;

-        в процессе нравственного воспитания необходимо проявлять высокую гуманность и уважительное отношение к формируемой личности в сочетании с тактичной требовательностью;

-        в процессе нравственного воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся;

-        нравственное воспитание является более эффективным, если в процессе его организации обеспечивается единый подход к учащимся со стороны школы и родителей, согласованность их воспитательных усилий;

-        при организации нравственного воспитания необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся

Закономерности нравственного воспитания существуют в воспитательном процессе и раскрывают его причинно-следственные связи.

В качестве движущей силы процесса формирования нравственных качеств личности школьников, можно выделить следующие факторы:

-        социальные, отражающие потребности общества, его развитие;

-        социально-педагогические, связанные с развитием системы образования и ее управлением;

-        педагогические, включающие образовательный процесс, взаимодействие учителей и учащихся;

-        психолого-педагогические, связанные с интеллектуальной, эмоционально-волевой и действенно-практической сферами личности.

Школа является главным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании школьников, считал Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в разных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [1, с.52].

В формировании личности школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. Ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках [5, с. 58].

Таким образом, процесс формирования нравственных качеств достаточно динамичный и творческий — педагоги постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. По нашему мнению, воспитание нравственных качеств будет эффективным, если оно строится на основе комплексного, системного подхода, когда происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности (воспитатель — воспитанник; учитель — ученик; воспитатель — родители ребенок); будет освоена социальная, культурная, природная среда, позволяющая расширить круг возможностей воспитательного воздействия на личность и корректировать влияние негативных факторов; создаются условия для успешного самоопределения, самореализации, самоутверждения, самоактуализации личности учащегося.

 

Литература:

 

1.      Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. — Москва: Просвещение, 1985. — 208 с.

2.      Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 3-е изд. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с.

3.      Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Психология отношения к природе [Текст]. — М.: Смысл, 2000, 456 с.

4.      Лихачев Б. Т., Педагогика. Курс лекций. Серия Педагогическое наследие. ВЛАДОС. — 2010, с. 648

5.      Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) — СПб.: 2002–720 с. (Серия «Мастера психологии»)

6.      Харламов, И. Ф. Нравственное воспитание школьников./ И. Ф. Харламов // — М.: ЮРИСТЪ, 1983. — С. 334–335.

7.      Чепиков В. Т., Основы психологии и педагогики. Серия: Социально-гуманитарное образование «Новое знание». — 2008. — С.235.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle