Библиографическое описание:

Корженко О. М., Свинцова Д. А. Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона) [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 224-226.

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

Ключевые слова: этническая история, народная культура, Белгородчина, образование, учреждения, Дом народного творчества, музей, фестиваль, преемственность.

Этнокультурное образование является относительно новым понятием в современной науке. В разное время ученые оперировали такими понятиями, как народное, национальное, традиционное образование. Мы можем считать, что этнокультурное образование — это процесс воспитания и обучения личности, в котором человеку прививаются духовно-нравственные ценности, в котором человек приобщается к культуре и истории своего народа. Человек узнает о верованиях, обычаях людей, проживавших и проживающих на территории России, узнает о его быте, о традициях. Сложно переоценить значимость народной культуры в воспитании новых поколений.

Учитывая специфические особенности народностей, это образование воспитывает уважительное отношение к национальным культурным ценностям. Сейчас это крайне необходимо — в сегодняшних условиях снижения духовно-нравственной культуры, обострения межнациональной напряженности как никогда важным становится обучение молодежи, привитие ей таких моральных качеств, как сострадание, гуманизм, милосердие — а ведь это и есть основа нравственного воспитания наших предков.

Содержание современного этнокультурного образования — это система знаний о национально-культурных ценностях, отражающих самобытность народа и его культуры. Очень важно изучать не только своё культурное наследие, но и знания о культурных истоках других народностей, потому что Россия — многонациональное государство. Это поможет лучшему и наиболее раннему усвоению детьми национальных и общечеловеческих ценностей.

В Российской Федерации сейчас установлен курс на сохранение и возрождение национальных традиций; установлены приоритеты, определены основные цели и задачи образования, среди которых:

-          воспитание патриотов России, уважающих права и свободы человека, и обладающих высокими моральными качествами;

-          сохранение исторической преемственности поколений, распространение и развитие национальной культуры;

-          формирование у нового поколения гуманистического мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.

Также нужно отметить, что полноценное образование (и основное, и дополнительное) в наше время невозможно без изучения этнической истории и культуры, так как именно оно способствует обеспечению преемственности поколений, участвует в сохранении народных традиций, помогает в воспитании уважения к нашему историческому и культурному наследию.

Сегодняшняя система образования, разумеется, нуждается в этом. Однако здесь существует серьезная проблема — этническая история России на современном этапе исследована очень мало, многие ее вопросы рассмотрены лишь в общих чертах и далеки от полной картины. Например, до сих пор остается открытым вопрос о роли разных этнических особенностей в формировании культур разных народов. По причине недостаточной изученности этническая история очень медленно внедряется и в дополнительную образовательную систему. В основном она изучается лишь в рамках школьной программы — как история конкретного этноса, проживающего в данном регионе, максимум — еще как история взаимодействующих с ним народов. Этого явно недостаточно.

Подчеркнем, что этническая культура и история самого народа неразрывно связаны друг с другом. С одной стороны, изучение культуры народа является одним из источников познания его истории, с другой — знание о происхождении этноса, изучение путей его исторического формирования помогает лучше понять традиции, обычаи, нравы, мировоззрение данного народа. Следовательно, очень важно исследование историко-этнографических основ, которые являются «корнями» народной художественной культуры.

Надо признать, что в современном мире вопрос об изучении народной культуры и истории начал приобретать всё большую остроту. Много неизвестного открывается современным ученым, и наши далекие предки, которые зачастую считались варварами, предстают в совсем ином свете.

Этническая культура восточных славян складывалась на основе опыта многих поколений жителей Восточной Европы. Она имеет много общего с культурой разных народов не только потому, что общая географическая и природно-климатическая среда создавала условия для определенных занятий (скотоводства, земледелия) — но и потому, что в процессе образования государств разные народы вели торговлю, общались — они взаимодействовали. Люди разных народностей заключали браки, воевали — и таким образом, появлялись новые традиции и обычаи. Кроме того, нельзя забывать и о кочевых племенах, со временем становившимися оседлыми — сарматах, скифах. Их наследие оставило свой отпечаток в культуре тех, кто жил после них — в частности, в истории и культуре жителей Белгородского края.

Народная художественная культура Белгородчины имеет давнюю историю. Ее изучение требует обращения к истокам ее формирования, выяснения общих черт этнографической зоны края, и особенностей ее главных очагов — Белгородско-Курского, Белгородско-Воронежского и Белгородско-Оскольского регионов.

Выделение в единой культуре края трех частей основывается на природно-климатических и исторических особенностях, социально-бытовом и хозяйственном укладах жизни. Особенности трех различных во многом культур в слиянии своем породили особенные традиции и обычаи, крайне интересные для изучения нынешними учеными.

Обряды Белгородского края стали средоточием богатого художественного творчества народа (песни, танцы, игры). В художественной форме народ передавал исторические предания, лирические переживания, юмор (потешки, небылицы, прибаутки, пословицы и поговорки) и еще многое другое.

Певческая традиция Белгорода представлена огромным разнообразием: эпические песни и баллады, исторические песни, лирические, карагодные, игровые, обрядовые, плясовые, гостевые, частушки, городские и современные народные песни. Особенно широко представлены в крае песни, связанные со старинными обрядами, семейно-бытовыми праздниками, а так же с календарно-земледельческим кругом.

Богатая фантазия народных умельцев, их мастерство широко представлено и предметами декоративно-прикладного творчества. Особенный, специфический орнамент, характерный лишь для нашей области, украшал предметы быта, утварь, орудия труда, жилье наших предков. Большим совершенством отличалась резьба по дереву, как узорная, так и объемная, которую можно было встретить на жилищах, предметах домашней обстановки и других бытовых вещах. Тончайшим вкусом и искусством исполнения отличались ювелирные изделия, художественная керамика, плетение кружев, узорное тканье, вышивка, роспись по дереву и металлу и многие другие виды ремесла.

Уже с XVI века стали возникать центры художественного производства Белгородчины. Если мы посмотрим в данные земских статистических сборников, отчетов губернаторов, «Памятных книжек» Курской и Воронежской губерний конца XVIII-начала XIX веков, то мы сможем узнать, что в середине прошлого столетия целые селения Белгородского края специализировались по отдельным промыслам и ремеслам.

Все это — наше наследие, переданное предками; его необходимо сохранять, а для этого — изучать уже с самого раннего возраста.

На наш взгляд, особую роль в изучении детьми и молодежью истории и культуры своего народа, а также — иных этносов сегодня играет именно дополнительное этнокультурное образование. Оно имеет, по сравнению с основным образованием, больше возможностей для индивидуально-личностного подхода, может оперировать большим разнообразием форм и методов работы. Дополнительное образование в сфере этнической истории и культуры реализуется немалым числом разнообразных учреждений. Среди них — и многие учреждения Белгородчины: дома и дворцы культуры, детского творчества, народного творчества, музеи, библиотеки и т. д.

Этнокультурное образование в Белгородской области активно развивается. В школах и учреждениях дополнительного образования вводятся новые предметы, посвященные изучению народной культуры, отдельных видов народного искусства (музыкального фольклора, традиционных ремесел и пр.). Организуются посещения музеев, монастырей, храмов, различных мест, так или иначе связанных с историей и культурой Белгородского края и всей России, — например, таких, как монастырь в Холках, Центр народного творчества в с. Купино, Белгородский государственный музей народной культуры. Правительство области делает всё, чтобы создать культурное пространство в каждом городе, райцентре, селе и в области в целом. Таким образом, происходит сохранение культурного наследия, активно повышается художественно-эстетическое образование детей и молодежи.

С конца XX в. стало характерным направление деятельности учреждений культуры на возрождение и сохранение народного художественного творчества, знаний о народной культуре, поддержка ремесел и промыслов. Большое внимание в работе многих современных Домов народного творчества уделяется этнографии и краеведению. Например, участники многочисленных экспедиций собрали (и продолжают собирать) большой краеведческий и этнографический материал, касающийся промыслов и традиционных ремёсел, фольклора, истории края. Проводится практическая и исследовательская работа по изучению национальных групп и творческих возможностей их представителей.

Подобная деятельность, как показывает региональный опыт, может осуществляться в рамках различных учреждений, и в частности, на базе Домов народного творчества, в ряде которых, к примеру, созданы двухгодичные очно-заочные школы фольклора.

В Белгородской области сегодня имеются благоприятные условия для изучения и сохранения народной культуры. Правительством области приняты постановления «О поддержке и социальной защите работников досуговых учреждений и методических центров», «О развитии народной обрядовой культуры Белгородчины», «О развитии и поддержке самодеятельного художественного творчества в области», целевая программа «Изучение, сохранение и развитие народной традиционной культуры Белгородской области».

Создан Центр исследования традиционной народной культуры. Он имеет в своем фонде более 3000 старинных песен, сотни фотографий, запечатлевших образцы народного костюма всех этнографических зон области. Составлен каталог наиболее ценных фольклорных материалов. При поддержке администрации области издано 85 наименований сборников из серии «Свод народной культуры Белгородчины». Все они также используются в образовательных целях.

Хотим также отметить, что в области работает свыше 70 музыкальных и художественных школ искусств. Количество учащихся за несколько лет увеличилось на несколько тысяч человек. Открыто 82 новых отделения (фольклорные, струнных инструментов, хореографические и др.). Детские музыкальные школы и школы искусств вносят весомый вклад в культурную жизнь Белгородчины. Без их участия в концертах и выставках не обходится ни одно значительное событие в районах и городах области. Всё это способствует сохранению и возрождению народных традиций региона.

Активно работают и другие культурно-образовательные учреждения. Например, в Доме народного творчества поселка Майский в целях этнокультурного образования населения организована этнографическая экспозиция. В ней представлены предметы быта и произведения народного художественного творчества: кухонная утварь, костюмы, орудия сельскохозяйственного производства, другие предметы крестьянского быта. Отражено развитие этнической истории в нашем регионе — от далекого прошлого до современности. Проводятся экскурсии для детей разного возраста (в том числе и студентов), во время которых подрастающее поколение знакомится с историей быта, обычаев и верований, окружавших наших предков в повседневной жизни.

Кроме того, центры и дома народного творчества занимаются организацией и проведением фестивалей, ярмарок национальных культур, проходящих как на региональном, так и на международном уровне. Например, в Белгородской области стал уже традиционным международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень». Его участники приезжают из многих регионов России, Белоруссии, Молдавии, Украины, Румынии, Польши, демонстрируя лучшие образцы традиционных этнических культур. Подобные мероприятия имеют крайне важное познавательное и воспитательное значение, это огромный вклад в образование подрастающих поколений.

В развитии системы дополнительного этнокультурного образования немаловажен и вопрос ее кадрового обеспечения, потому что компетентность специалистов, преподающих и пропагандирующих народную художественную культуру и этническую историю, должна быть на высшем уровне, чтобы и качество знаний обучающихся было наилучшим. Надо отметить, что в нашем регионе основным из учреждений, готовящих профессионалов в данной области, является Белгородский государственный институт искусств и культуры.

Таким образом, как показывает опыт Белгородского региона, этническая история и культура должны занимать достойное место в системе современного образования — как основного, так и дополнительного. Это помогает решению духовно-нравственных и межнациональных проблем современного общества, а также способствует воспитанию личности с высокоразвитым чувством национальной гордости и патриотизма, умеющей гармонично строить свою жизнь в современном мире, уважительно относиться к культурам других народов, изучать и сохранять историю и народную культуру своего родного края.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle