Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Борзилова Л. Н. Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 28-30. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13343/ (дата обращения: 17.10.2018).



В статье раскрывается работа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры.

Ключевые слова: дошкольники, воспитатели, региональный компонент, программа, народность, праздники, традиции, занятия

Региональный компонент образовательных программ большинства дошкольных образовательных организаций Белгородской области представлен парциальной программой «Белгородоведение» (авторы: Т. М. Стручаева, Н. Д. Епанчинцева, О. А. Брыткова, Я. Н. Колесникова, В. В. Лепетюха). Программа включает систему разнообразных форм и методов работы с детьми, обеспечивающих развитие чувства патриотизма у детей дошкольного возраста и обогащение их представлений об истории, культуре, природе родного края. Содержание программы подразделено на восемь модулей: «Моя Родина», «Семья», «Мой дом, моя улица», «Мой детский сад, моя группа. Микрорайон детского сада», «Мой родной край — Белогорье. История края», «Времена года», «Природа родного Белогорья», «Будущее нашего края». В содержание модуля «Мой родной край — Белогорье. История края» входит знакомство дошкольников с устным народным творчеством [2, 6].

О важности и ценности народного творчества для русского народа писал В. П. Аникин, один из современных исследователей русского фольклора: «Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она формировала и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и по обрядам, связанными с трудом, природой и почитанием отцов и дедов» [1, 3].

Более близкими для дошкольников являются фольклорные жанры устного народного творчества, характерные для местности, в которой они проживают. В данном случае речь идет об устном народном творчестве Ракитянского района Белгородской области.

Ракитянский район довольно большой по площади и граничит не только с другими российскими областями, но и с украинскими селами и городами. Отсюда в народном творчестве района (вышивке, женском костюме, народных промыслах и др.) имеются элементы творчества украинского народа. Такая же тенденция присуща и фольклору. Ведь на протяжении веков в селах Ракитянского района сохраняются русский язык и так называемый «суржик» — измененный украинский под влиянием русского. Такая речь сохраняется и по настоящее время у старожилов многих сел района [7, 10].

Об этих языковых особенностях пишет М. Н. Мякушин, который в своих публикациях, ссылается на работы Г. Ткачева, который еще в 60-годы XIX в. говорил «Великороссы и малороссы, живя столько времени рядом, имея общие интересы и начальство, сталкиваясь постоянно в торговле и разных общественных и частных делах, естественно, не могли не позаимствовать друг у друга некоторых черт не только внешних, но и внутренних» [5, 7]

В науке фольклорные жанры классифицируют по-разному. В работе использую классификацию, в которой выделяются несколько основных жанровых групп:

‒ трудовые песни — сформировались в процессе работы, например, посева, вспашки, сенокоса. Представляют собой разнообразные выкрики, сигналы, напевы, напутствия, песенки. Календарный фольклор — заговоры, приметы;

‒ свадебный фольклор. Похоронные причитания, рекрутские причеты;

‒ необрядовый фольклор — это малые фольклорные жанры, пословицы, побасенки, приметы и поговорки. Устная проза — предания, легенды, былички и бывальщины;

‒ детский фольклор — пестушки, потешки, колыбельные;

‒ песенный эпос (героический) — былины, стихи, песни (исторические, военные, духовные);

‒ художественное творчество — волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки;

‒ фольклорный театр — раек, вертеп, ряжения, представления с куклами.

Произведения устного народного творчества сопровождали человека в течение всей его жизни и во всех его делах, поэтому воспитателю важно определить жанры, наиболее доступные дошкольникам; подобрать произведения в каждом из них; а также продумать формы организованной образовательной деятельности, в которых они будут присутствовать [3, 14].

В Ракитянском районе не так уж много книг и пособий, в которых собраны произведения устного народного творчества, содержание которых доступно детям дошкольного возраста [6]. Поэтому я широко использую материалы экспедиционных тетрадей, т. е. сборников, оформленных исследователями по материалам фольклорных экспедиций.

Сегодня многие учреждения культуры и учебные заведения Белгородской области занимаются изучением истории края и сохранением её культурных традиций: это музеи, вузы, архивы и библиотеки. Обширный материал собран фольклорными экспедициями Белгородского государственного музыкального училища им. С. А. Деготярёва; Белгородского центра народного творчества; Воронежской государственной академии искусств; Курского музыкального училища; государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (в настоящее время — Российская академия музыки имени Гнесиных).

Более 20 экспедиционных тетрадей по Белгородской области опубликованы Белгородским государственным центром народного творчества. Несколько из них посвящены Ракитянскому району. А именно: традиционная культура Ракитянского района. — Экспедиционная тетрадь. Выпуск 19. 2007 г [7]; казачьи песни Белгородской области. — Экспедиционная тетрадь. Выпуск 24. 2010 г. [5].

Кроме этого, по результатам нескольких фольклорных экспедиций в села Нижние Пены и Высшие Пены выпущены сборники Государственным музыкально-педагогическим институтом имени Гнесиных (80-х годах ХХ века) и Белгородским государственным институтом искусств и культуры (2011 г.).

Среди форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию устного народного творчества Ракитянского района выделяются как традиционные, так и современные. Традиционно в дошкольной педагогике принято выделять две формы организации работы с фольклором в детском саду.

Первая — чтение и рассказывание на мероприятиях различного вида организованной образовательной деятельности (ООД), в том числе и форме занятий по речевому развитию. При этом содержание ООД может строиться на:

‒ одном произведении (сказка, сказ, былина и т. д.);

‒ нескольких произведениях, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке);

‒ объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусств;

‒ чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (с игрушками, разными видами театра, диафильмами, кинофильмами);

‒ чтение как части ООД в форме занятия по речевому или познавательному развитию.

Вторая форма — использование вне мероприятий различного вида организационной образовательной деятельности, т. е. в разных видах культурных практик и самостоятельной детской деятельности. Это: рассказывание и общение в педагогических ситуациях, работа в книжном уголке, изготовление книжек-малышек и рукописных книг, оформление тематических альбомов, вечера сказок, фольклорные праздники, мини-музеи сказок, презентации выставок — результатов коллекционирования (технология Н. А. Коротковой).

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют фольклорные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Народные праздники всегда связаны с игрой, поэтому и в содержание праздников в дошкольных образовательных организациях включаются разнообразные народные подвижные игры, а разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Ни один фольклорный праздник не обходится, конечно же, без игры на народных музыкальных инструментах и исполнения под их аккомпанемент песен, плясок, хороводов (в том числе таночных и карагодов).

Широко используются и сценки, кукольный театр по народным песенкам, потешкам, сказкам. Основным отличием народных драматических действ (игры, хороводы, сценки) является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Большое внимание уделяется костюмировке, использованию декораций.

Устное народное творчество Ракитянского района используется во всех формах работы по физическому развитию старших дошкольников:

 двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества;

 сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов сказки (проводятся в форме «двигательного» рассказа);

 театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций;

 музыкально-ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий;

 игровые физкультурные занятия (используются народные игры и игры со сказочными героями). При организации народных игр используются считалки, сговорки, жеребьевка;

 интегрированные физкультурные занятия, сочетающие фольклор и физические упражнения.

Таким образом, богатое наследие народной художественной культуры Ракитянского района являясь средством народной педагогики, способствует обогащению словаря старших дошкольников, развитию их речевой и физической активности, а также реализации принципов, направлений и целевых ориентиров федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

А педагогу, работая с дошкольниками, надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности

Литература:

1. Аникин, В. П. Русский фольклор. — М.: Художественная литература, 1985.- 367 с.

2. Белгородоведение: парциальная программа для дошкольного образования / Т. М. Стручаева, Н. Д. Епанчинцева, О. А. Брыткова, Я. Н. Колесникова, В. В. Лепетюха. — Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. — 16 с.

3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 1999. — 168 с.

4. Зайцева, Л.М. Народная художественная культура Белгородского края [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rusfolklor.ru/archives/14030, свободный. — Загл. с экрана (Дата обращения: 16.11.2017)

5. Казачьи песни Белгородской области. — «Экспедиционная тетрадь». Вып. 24. — Сборник научных статей и фольклорных материалов / Ред.-сост. В. А. Котеля. — Белгород: издание ГУК «БГЦНТ», 2010. — 49 с.

6. Макеева, Г. П. В каждом селе свое поверье: загадки, пословицы, поговорки заклички, считалки, скороговорки, дразнилки, игры, приметы, гадания, частушки. — Белгород: Издательство Шаповалова, 1996. — 96 с.

7. Традиционная культура Ракитянского района: Экспедиционнаятетрадь / Ред.-сост. Н. В. Солодовникова, Г. А. Анищенко, Н. В. Кривчикова, — Белгород: издание БГЦНТ, 2007. — 55 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Ракитянский район, устное народное творчество, Белгородская область, народное творчество, игра, Мой родной край, дошкольный возраст, детский сад, Государственный музыкально-педагогический институт, Экспедиционная тетрадь.

Похожие статьи

Ракитянский район, устное народное творчество...

Использование устного народного творчества в работе со... Ракитянский район, устное народное творчество, Белгородская область, народное творчество, игра, Мой родной край, дошкольный возраст, детский сад, Государственный...

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство, народная педагогика, задача воспитания, прослушивание сказок.

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое влияние, развитие ребенка.

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

Народное творчествокак средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте. Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения.

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

музыкальный фольклор, старший дошкольный возраст, народная культура, опытно-экспериментальная работа, Костромская область, ребенок, контрольная группа, народная музыка, Буйский район, ознакомление детей.

Устное народное творчество как фактор социального...

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление детей, детский сад, гендерное воспитание. Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей...

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление детей, детский сад, гендерное воспитание.

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании...

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление детей, детский сад, гендерное воспитание.

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Устное народное творчество используется с целью приобщения детей к прекрасному миру музыкального искусства через удовлетворение потребностей в добрых и ласковых интонациях речи, нежных звуках песен.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Ракитянский район, устное народное творчество...

Использование устного народного творчества в работе со... Ракитянский район, устное народное творчество, Белгородская область, народное творчество, игра, Мой родной край, дошкольный возраст, детский сад, Государственный...

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство, народная педагогика, задача воспитания, прослушивание сказок.

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое влияние, развитие ребенка.

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

Народное творчествокак средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте. Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения.

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

музыкальный фольклор, старший дошкольный возраст, народная культура, опытно-экспериментальная работа, Костромская область, ребенок, контрольная группа, народная музыка, Буйский район, ознакомление детей.

Устное народное творчество как фактор социального...

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление детей, детский сад, гендерное воспитание. Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей...

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление детей, детский сад, гендерное воспитание.

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании...

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление детей, детский сад, гендерное воспитание.

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Устное народное творчество используется с целью приобщения детей к прекрасному миру музыкального искусства через удовлетворение потребностей в добрых и ласковых интонациях речи, нежных звуках песен.

Задать вопрос