Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Борзилова Л. Н. Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 28-30. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13343/ (дата обращения: 19.06.2018).



В статье раскрывается работа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры.

Ключевые слова: дошкольники, воспитатели, региональный компонент, программа, народность, праздники, традиции, занятия

Региональный компонент образовательных программ большинства дошкольных образовательных организаций Белгородской области представлен парциальной программой «Белгородоведение» (авторы: Т. М. Стручаева, Н. Д. Епанчинцева, О. А. Брыткова, Я. Н. Колесникова, В. В. Лепетюха). Программа включает систему разнообразных форм и методов работы с детьми, обеспечивающих развитие чувства патриотизма у детей дошкольного возраста и обогащение их представлений об истории, культуре, природе родного края. Содержание программы подразделено на восемь модулей: «Моя Родина», «Семья», «Мой дом, моя улица», «Мой детский сад, моя группа. Микрорайон детского сада», «Мой родной край — Белогорье. История края», «Времена года», «Природа родного Белогорья», «Будущее нашего края». В содержание модуля «Мой родной край — Белогорье. История края» входит знакомство дошкольников с устным народным творчеством [2, 6].

О важности и ценности народного творчества для русского народа писал В. П. Аникин, один из современных исследователей русского фольклора: «Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она формировала и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и по обрядам, связанными с трудом, природой и почитанием отцов и дедов» [1, 3].

Более близкими для дошкольников являются фольклорные жанры устного народного творчества, характерные для местности, в которой они проживают. В данном случае речь идет об устном народном творчестве Ракитянского района Белгородской области.

Ракитянский район довольно большой по площади и граничит не только с другими российскими областями, но и с украинскими селами и городами. Отсюда в народном творчестве района (вышивке, женском костюме, народных промыслах и др.) имеются элементы творчества украинского народа. Такая же тенденция присуща и фольклору. Ведь на протяжении веков в селах Ракитянского района сохраняются русский язык и так называемый «суржик» — измененный украинский под влиянием русского. Такая речь сохраняется и по настоящее время у старожилов многих сел района [7, 10].

Об этих языковых особенностях пишет М. Н. Мякушин, который в своих публикациях, ссылается на работы Г. Ткачева, который еще в 60-годы XIX в. говорил «Великороссы и малороссы, живя столько времени рядом, имея общие интересы и начальство, сталкиваясь постоянно в торговле и разных общественных и частных делах, естественно, не могли не позаимствовать друг у друга некоторых черт не только внешних, но и внутренних» [5, 7]

В науке фольклорные жанры классифицируют по-разному. В работе использую классификацию, в которой выделяются несколько основных жанровых групп:

‒ трудовые песни — сформировались в процессе работы, например, посева, вспашки, сенокоса. Представляют собой разнообразные выкрики, сигналы, напевы, напутствия, песенки. Календарный фольклор — заговоры, приметы;

‒ свадебный фольклор. Похоронные причитания, рекрутские причеты;

‒ необрядовый фольклор — это малые фольклорные жанры, пословицы, побасенки, приметы и поговорки. Устная проза — предания, легенды, былички и бывальщины;

‒ детский фольклор — пестушки, потешки, колыбельные;

‒ песенный эпос (героический) — былины, стихи, песни (исторические, военные, духовные);

‒ художественное творчество — волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки;

‒ фольклорный театр — раек, вертеп, ряжения, представления с куклами.

Произведения устного народного творчества сопровождали человека в течение всей его жизни и во всех его делах, поэтому воспитателю важно определить жанры, наиболее доступные дошкольникам; подобрать произведения в каждом из них; а также продумать формы организованной образовательной деятельности, в которых они будут присутствовать [3, 14].

В Ракитянском районе не так уж много книг и пособий, в которых собраны произведения устного народного творчества, содержание которых доступно детям дошкольного возраста [6]. Поэтому я широко использую материалы экспедиционных тетрадей, т. е. сборников, оформленных исследователями по материалам фольклорных экспедиций.

Сегодня многие учреждения культуры и учебные заведения Белгородской области занимаются изучением истории края и сохранением её культурных традиций: это музеи, вузы, архивы и библиотеки. Обширный материал собран фольклорными экспедициями Белгородского государственного музыкального училища им. С. А. Деготярёва; Белгородского центра народного творчества; Воронежской государственной академии искусств; Курского музыкального училища; государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (в настоящее время — Российская академия музыки имени Гнесиных).

Более 20 экспедиционных тетрадей по Белгородской области опубликованы Белгородским государственным центром народного творчества. Несколько из них посвящены Ракитянскому району. А именно: традиционная культура Ракитянского района. — Экспедиционная тетрадь. Выпуск 19. 2007 г [7]; казачьи песни Белгородской области. — Экспедиционная тетрадь. Выпуск 24. 2010 г. [5].

Кроме этого, по результатам нескольких фольклорных экспедиций в села Нижние Пены и Высшие Пены выпущены сборники Государственным музыкально-педагогическим институтом имени Гнесиных (80-х годах ХХ века) и Белгородским государственным институтом искусств и культуры (2011 г.).

Среди форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию устного народного творчества Ракитянского района выделяются как традиционные, так и современные. Традиционно в дошкольной педагогике принято выделять две формы организации работы с фольклором в детском саду.

Первая — чтение и рассказывание на мероприятиях различного вида организованной образовательной деятельности (ООД), в том числе и форме занятий по речевому развитию. При этом содержание ООД может строиться на:

‒ одном произведении (сказка, сказ, былина и т. д.);

‒ нескольких произведениях, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке);

‒ объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусств;

‒ чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (с игрушками, разными видами театра, диафильмами, кинофильмами);

‒ чтение как части ООД в форме занятия по речевому или познавательному развитию.

Вторая форма — использование вне мероприятий различного вида организационной образовательной деятельности, т. е. в разных видах культурных практик и самостоятельной детской деятельности. Это: рассказывание и общение в педагогических ситуациях, работа в книжном уголке, изготовление книжек-малышек и рукописных книг, оформление тематических альбомов, вечера сказок, фольклорные праздники, мини-музеи сказок, презентации выставок — результатов коллекционирования (технология Н. А. Коротковой).

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют фольклорные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Народные праздники всегда связаны с игрой, поэтому и в содержание праздников в дошкольных образовательных организациях включаются разнообразные народные подвижные игры, а разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Ни один фольклорный праздник не обходится, конечно же, без игры на народных музыкальных инструментах и исполнения под их аккомпанемент песен, плясок, хороводов (в том числе таночных и карагодов).

Широко используются и сценки, кукольный театр по народным песенкам, потешкам, сказкам. Основным отличием народных драматических действ (игры, хороводы, сценки) является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Большое внимание уделяется костюмировке, использованию декораций.

Устное народное творчество Ракитянского района используется во всех формах работы по физическому развитию старших дошкольников:

 двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества;

 сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов сказки (проводятся в форме «двигательного» рассказа);

 театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций;

 музыкально-ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий;

 игровые физкультурные занятия (используются народные игры и игры со сказочными героями). При организации народных игр используются считалки, сговорки, жеребьевка;

 интегрированные физкультурные занятия, сочетающие фольклор и физические упражнения.

Таким образом, богатое наследие народной художественной культуры Ракитянского района являясь средством народной педагогики, способствует обогащению словаря старших дошкольников, развитию их речевой и физической активности, а также реализации принципов, направлений и целевых ориентиров федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

А педагогу, работая с дошкольниками, надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности

Литература:

1. Аникин, В. П. Русский фольклор. — М.: Художественная литература, 1985.- 367 с.

2. Белгородоведение: парциальная программа для дошкольного образования / Т. М. Стручаева, Н. Д. Епанчинцева, О. А. Брыткова, Я. Н. Колесникова, В. В. Лепетюха. — Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. — 16 с.

3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 1999. — 168 с.

4. Зайцева, Л.М. Народная художественная культура Белгородского края [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rusfolklor.ru/archives/14030, свободный. — Загл. с экрана (Дата обращения: 16.11.2017)

5. Казачьи песни Белгородской области. — «Экспедиционная тетрадь». Вып. 24. — Сборник научных статей и фольклорных материалов / Ред.-сост. В. А. Котеля. — Белгород: издание ГУК «БГЦНТ», 2010. — 49 с.

6. Макеева, Г. П. В каждом селе свое поверье: загадки, пословицы, поговорки заклички, считалки, скороговорки, дразнилки, игры, приметы, гадания, частушки. — Белгород: Издательство Шаповалова, 1996. — 96 с.

7. Традиционная культура Ракитянского района: Экспедиционнаятетрадь / Ред.-сост. Н. В. Солодовникова, Г. А. Анищенко, Н. В. Кривчикова, — Белгород: издание БГЦНТ, 2007. — 55 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Ракитянский район, устное народное творчество, Белгородская область, народное творчество, игра, Мой родной край, дошкольный возраст, детский сад, Государственный музыкально-педагогический институт, Экспедиционная тетрадь.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос