Автор: Кыстаубаева Кундыз Тулкибаевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Библиографическое описание:

Кыстаубаева К. Т. Интерактивные методы обучения на уроках информатики как один из средств развития обучающихся [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 272-274.

Об интерактивном методе обучении как одном из инновационных методов в современном образовании.

В настоящее время интерактивные технологии открывают уникальные возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач, в том числе и в сфере образования.

Основной задачей образования становится создание условий для развития обучающего, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе.

Сегодня многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Цель — вооружить знаниями обучающихся посредством интерактивных методов обучения в информатике.

Термин «интерактивные методы» (от английского языка) означает «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой», а «интерактивное обучение» — это обучение, построенное на взаимодействии.

Интерактивные методы обучения предполагают сообучение, причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, помощника, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей.

Однако не следует считать, что интерактивные методы обучения — это нечто принципиально новое. По существу, это обращение к богатейшему опыту отечественной педагогики, его модернизация. Так разработку интерактивных методов можно найти в трудах В. А. Сухомлинского, в творчестве учителей — представителей «педагогики сотрудничества» — Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталова и других.

Надо отметить, что интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, при которой создаются комфортные условия обучения, такие, что ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, а это делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность. Также интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения.

В современное время применение интерактивных технологий становятся актуальной составляющей в любом образовательном процессе, в том числе и в преподавании информатике.

Для этого на уроках организуются индивидуальная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с компьютером, с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Интерактивные методы позволяют учащимся:

1)                 учиться формулировать собственное мнение, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию;

2)                 моделировать различные социальные ситуации и разрешать их совместными усилиями;

3)                 развивать навыки проектной деятельности, самостоятельной работы

и многое другое.

Отмечу, что использование тех или иных методов зависит от цели занятия, опытности участников и их вкуса. Многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов.

К основным интерактивным методам относятся:

Творческие и самостоятельные задания. Примерами таких заданий могут служить: подготовка доклада, реферата, эссе, выступления, исполнение роли в имитационных методиках. На уроках информатики обучающиеся нередко выступают с мини-докладами. Ежегодно учащиеся представляют свои исследовательские проекты на конференциях различных уровней, что является публичной презентацией результатов их творческой и инновационной работы.

Также полезно практиковать выставки творческих работ обучающихся: сказок, буклетов, ребусов, рисунков, плакатов. Важно, чтобы эти выставки соответствовали изучаемым темам. Применение подобных методов способствует мотивации учащихся, повышению их ответственности, позволяет им прочувствовать результат своего труда, соединить обучение с интересными событиями.

Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). При такой форме работы полезны оценочные листы (самооценка, оценка группы, оценка учителя). Также на уроках учащиеся защищают групповые проекты, результатом выполнения которых являются презентации, буклеты, видеоролики.

Обучающие игры относятся к основным приемам на интерактивных занятиях. В эту категорию входят ролевые игры и имитации.

В ролевой игре участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблему или ситуацию.

Указанные игры способствуют:

-         развитию воображения и навыков критического мышления;

-         опробованию на практике линии поведения другого человека;

-         применению на практике умения решать проблемы.

Имитацией называются ролевые игры с использованием (имитацией) известных, устоявшихся процедур, например таких, как судебный процесс. На уроках информатики можно проводить «Суд над Интернетом», «Суд над компьютерным вирусом», «Суд над компьютерными играми». Учащиеся сами выбирают роли, подбирают материал для выступлений. Часто между стороной защиты и стороной обвинения завязывается жаркая дискуссия.

Образовательные игры строятся не на жизненных ситуациях и проблемах, а на некоторых абстрактных правилах. Примерами могут служить игра по типу брейн-ринга, игры с понятиями, словами, кроссворды. Как правило, такие игры нацелены на усвоение информации и на развитие навыков мышления.

Проведение различных соревнований, конкурсов, состязаний, олимпиад — хороший инструмент для мотивации учащихся и организации внеаудиторных мероприятий. Во время предметной недели будут интересны игры-соревнования: «Счастливый случай», «Турнир компьютерных знатоков», «КВН», «Своя игра» и другие, конкурсы кроссвордов, видеороликов, презентаций.

Сильный эффект на учащихся оказывает использование в преподавании мотивов сказок. Например, при изучении темы «Модели и моделирование» можно использовать сказку-переделку на основе «Аленького цветочка», после прослушивания и обсуждения которой учащиеся приходят к выводу, что один объект может иметь несколько различных моделей.

В современном мире при стремительном развитии и совершенствовании информационно-коммуникационных технологий, в качестве интерактивных методов обучения можно рассматривать компьютерные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, блоги педагогов.

Например, на уроках информатики можно использовать обучающиепрограммы: «Мир информатики», «Вычислительная математика и программирование», «Клавиатурный тренажер» и другие.

Использование «интерактива» в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Таким образом, интерактивные методы обучения позволяют развивать у обучающихся критическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения и навыки, устанавливать эмоциональные контакты между учащимися, обеспечивать воспитательные задачи, в результате чего и происходит творческое саморазвитие обучающихся.

Литература:

1.                 Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л.. Алексеева// Учитель. — 2004. — № 3. — с. 28..

2.                 Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с

3.                 Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. — М.: Школа-Пресс, 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle