Библиографическое описание:

Мауль А. В. Дидактическая целесообразность применения компьютерных учебников и обучающих систем [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 300-302.

Ключевые слова: информация, компьютерные средства обучения, индивидуальный подход, инструментальные средства.

Необходимость использования персонального компьютера для осуществления учебного процесса доказывается постоянно, начиная еще с 60-х гг. прошлого века. Разработанные материалы многолетнего применения идей и методов обучения с использованием компьютерных систем, проведенные в школах и профессиональных учебных заведениях, позволили говорить о качественно новом уровне развития необходимости использования (в том числе и дидактической) компьютеризации образования.

Информационная (компьютерная) технология обучения понимает под собой процесс разработки и передачи учащемуся обучающей информации при помощи компьютерных средств обучения. С помощью компьютерных средств не определяются методы, средства и содержание учебного процесса — они являются только достаточно эффективным средством учебного процесса, адекватно включающимся в учебный процесс.

Разработка компьютерных средств обучения целесообразно только в том случае, если применение указанных программных продуктов будет повышать эффективность учебно-познавательной деятельности обучаемого с применением технических возможностей персонального компьютера. Таким образом, обеспечение эффективного учебного процесса компьютерный учебно-методический комплекс принципиально отличается от привычных текстовых учебников и справочных пособий. Следовательно, применение в учебном процессе компьютерных средств неизменно ведет за собой нарушение средств и методов преподавания того или иного учебного курса [2, с. 142].

Целенаправленный выбор методики представления обучающей информации в компьютерном учебном пособии позволяет учителю сформировать индивидуальный подход в обучении для каждого ученика, а также, ученик, при выполнении самостоятельной работы может выбирать те разделы компьютерного учебного пособия с учетом индивидуальных интересов или необходимости повторения пройденного материала. Это определяется тем, что уровни знаний-умений-навыков учащихся различны, поэтому возникает необходимость изучения учебного материала по индивидуальной методике, соответствующей различным степеням обучаемости и последовательности изучения различных тем или целых разделов. Во всех электронных учебниках теоретический материал представлен в виде гипертекстовой структуры, это позволяет учащемуся отражать на экране нужную информацию в сжатом виде, используя только то количество гиперссылок, какое ему необходимо в данный момент: ссылки с известными определениями можно не открывать или, наоборот, воспользоваться ссылками, содержащими дополнительную информацию. В конце каждого раздела учебника даны ссылки, при нажатии на которые возможен переход к предыдущему или к содержанию учебника. Индивидуальный подход в обучении достигается благодаря тому, что каждый учащейся может самостоятельно выбрать доступный ему объем изучаемого теоретического материала, или, по необходимости, вернуться к недостаточно изученному разделу, выделяя необходимое количество времени на изучение каждого раздела.

Применение в обучении традиционных технологий основано на принципе абстрактно-логической передачи учебной информации. Тем не менее, следует помнить о том, что человек запоминает поступающую информацию в более сжатом виде, точнее в образе отдельных образов или схематичных рисунков. Именно из этого и вытекает необходимость создания методов и средств автоматизированной передачи учебной информации при помощи образных представлений. Целостное представление о предметах и явлениях, формируется путем блокового представления информации с использованием структурно-логических схем (СЛС). Использование в учебном компьютерном материале структурно-логических схем позволит учащимся с образным (синтетическим) стилем мышления сформировать мельчайшие детали полученной в целом информации и, наоборот, учащимся с аналитическим стилем мышления увидеть общее, опираясь на частное. Информационная реализация структурно-логических схем помогает представлять ее детальные моменты непосредственно на экране монитора или проектора. При нажатии кнопки мыши на какой-либо определенный элемент структурно-логической схемы, в отдельно открывающемся окне появляется его краткое описание. Для реализации указанного выше способа обязательно применение инструментальных средств представления получаемой информации, в том числе различные программы и технологические средства (Internet Explorer, Macromedia Flash, Lotus Notes и др.). Структурно-логические схемы в электронном учебном пособии могут представлять собой текстово-графические схемы, на которых получаемая информация визуально сжата до очень малых размеров, заключающихся в использовании символьных ассоциацией и выделения главной мысли. Тестовые вопросы по изучаемым разделам могут или включаться в структуру электронного учебного пособия, или могут быть вынесены в конец учебника отдельным разделом. Очень часто, вопросы для самоконтроля вынесены в отдельный компьютерный задачник, включающий в себя также и некоторые задачи практических занятий. Последний подход является наиболее продуктивным, потому как он дает возможность самостоятельного выбора порядка и времени работы над электронным пособием, чередования изучения теоретического материала и контроля усвоенных знаний. Опыт использования компьютерных средств обучения показывает, что использование электронных обучающих систем с уже заранее разработанным сценарием и обязательным проведением контроля в определенных местах, является скорее недостатком, который, как правило, лишает учащегося проявления инициативы.

Экспериментальные исследования эффективности применения различных компьютерных средств обучения показали, что использование гиперссылок и структурно-логических схем помогает обобщить и систематизировать полученные знания по изучаемой учебной дисциплине, выявить физические и математические закономерности изучаемых явлений, определить необходимый объем изучаемого теоретического материала, сокращая при этом время изучения и запоминания. Помимо этого обеспечивается обобщение или, наоборот, развертывание и классификация полученной информации с учетом увиденного крупного блока учебной дисциплины в целом, без ее деления на кадры или разделы. В этом и проявляется действие принципа индивидуализации учебного процесса.

Использование автоматизированного учебного пособия как элемента компьютерной обучающей системы, включающей в себя компьютерный учебник и компьютерный задачник, проектируемых с учетом дидактического, методического и психологического принципа обучения, делает возможным существенного повышения эффективности учебного процесса.

Разработка компьютерных учебных пособий не сведено только к отражению текста и регистрации правильных ответов на тестовые вопросы. Работа с электронным учебным пособием рассматривается педагогом как деятельность, направленная на развитие у учащихся познавательных, эмоционально-мотивационных и волевых процессов [3, с. 184].

Итак, подводя итоги всему вышесказанному, можно сформулировать основные плюсы и минусы применения в учебном процессе компьютерных средств обучения.

Главными преимуществами электронного учебного пособия можно назвать следующие ключевые моменты:

1. применение визуальных технических средств;

2. оснащение теоретического материала динамическими иллюстрациями;

3. возможность самостоятельного моделирования;

4. тестирование или какая-то другая проверка полученных учащимися знаний;

5. организация самостоятельной работы учащихся с электронным пособие;

6. работа с гипертекстовыми ссылками;

7. организация виртуальных лабораторных работ.

Необходимо указать также и те недостатки, которые не позволяют найти широкого применения электронным учебным пособиям:

1. отсутствие единой концепции, лежащей в основе разработки электронного учебного пособия;

2. большая часть электронных учебных пособий представлена в виде упрощенных популяризаторских справочников, которые, по понятным причинам, не могут стать полноценным источником получения системных, углубленных знаний;

3. не всеми хорошо воспринимается текст на экране монитора;

4. заранее продуманная по типу печатного издания подача теоретического материала, при этом учащиеся обязаны действовать по уже определенной жесткой схеме, тем самым, сковывая их самостоятельную деятельность [1, с. 82].

Литература:

1. Гаркин И. В. Современные подходы к преподаванию информатики при помощи компьютерных технологий // Информационные технологии, 2008, № 6. — с. 447.

2. Кручинина В. В., Импольский С. З. Программные средства для создания электронных учебных пособий // Материалы конференции «Новые информационные технологии в школьном образовании» — Новосибирск: 2005. — с. 234.

3. Преподавание информатики в старшей школе: Методическое пособие / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. — 2-е изд. — М., 2004. — с. 540.

4. Основы создания компьютерных обучающих и тестирующих систем: Сборник научных трудов / Под ред. Иванченко А. И. и др. — Новочеркасск, 2011. — с. 199.

5. Соколов А. В. Разработка компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. — Самара: СГАУ, 2005. — с. 137.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle