Библиографическое описание:

Токарева О. В. Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 7-9.

Развитие общей и мелкой моторики у детей является одним из приоритетных направлений педагогической работы. В процессе становления инклюзивной практики в образовании вновь приобретают актуальность вопросы работы над моторикой уже применительно к современному обновленному контингенту учащихся, а именно особенности работы по развитию мелкой моторики руки у детей с нормальным развитием и детей с ОВЗ.

Изучение литературных источников позволяет сделать вывод о том, что существующие исследования посвящены главным образом вопросам развития у детей общей моторики. В ряде работ отмечается недостаточность мелкой моторики руки у детей с речевой патологией, и особенно у детей с нарушениями интеллекта. Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаика, конструктор, пазлы), а также при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов, плетение косичек, застегивание кнопок, крючков, слипов и др. [3]

Зарубежные исследования также показывают, что для правильного развития моторной координации у детей необходимо раннее педагогическое вмешательство с целью развития компенсаторных координационных механизмов и предупреждения развития негативных изменений в развитии личности [5].

В результате проведенного Винтаевой Т. Н. исследования установлено, что к началу школьного обучения ни у детей с интеллектуальной недостаточностью, ни у детей с нарушениями речи не наблюдается того уровня развития общей и мелкой моторики, который характерен для нормально развивающихся детей того же возраста. Вместе с тем выявлено, что и нормально развивающиеся первоклассники к моменту поступления в школу не всегда овладевают навыками координированных действий с предметами [1].

Основываясь на данных исследования, просматривается необходимость осуществления педагогической работы по развитию ручной моторики и у детей с нормальным развитием и у детей с ОВЗ.

Также отметим, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на этапе его завершения существуют определенные требования к освоению образовательной программы. Например, Е. О. Смирнова выделяет следующие характеристики ребенка на этапе завершения дошкольного образования: взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх, умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, способность разрешать конфликты, положительное отношение к себе и к другим; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, мастерить поделки из различных материалов и т. п. [2]

На наш взгляд, занятия, направленные непосредственно на развитие ручной моторики способствуют не только решению непосредственно основных задач, но и задач социализации детей, развитию позитивного отношения к своей личности и личности другого, а также к осуществляемой деятельности. Для достижения указанных целей занятия конструктивной деятельностью (мастерские по изготовлению продуктов детской деятельности, реализация проектов и другие формы) могут быть интегрированы с игровой, художественной деятельностью, что существенно повышает мотивацию детей к деятельности.

Для развития ручной моторики в настоящее время используется большое количество разнообразных техник. Педагог имеет возможность выбирать материал, с которым будет работать, исходя из возможностей того контингента детей, который представлен в инклюзивной группе. Это может быть оригами, аппликация, в том числе с использованием природного материала, круп, тканей, квиллинг, рисунок песком, гратташ, теневые игры, пальчиковый театр и другие техники. Работа может осуществляться и индивидуальным способом, но с целью достижения целей развития коммуникативных способностей и осуществления социального взаимодействия детей целесообразнее использовать малогрупповой или групповой метод, на этапе знакомства и выполнения индивидуальных заданий возможна работа в парах. При подборе детей в малые группы или пары зарубежные авторы рекомендуют группировать детей разных способностей с целью развития взаимопонимания и взаимовыручки в процессе сотрудничества между детьми. При выборе данной педагогической стратегии основная задача педагога заключается в грамотном педагогическом сопровождении процесса совместной деятельности педагога и детей.

А. П. Овчарова выделяет следующие этапы процесса сопровождения:

подготовительный;

психолого-педагогической диагностики;

аналитический;

коррекционный;

завершающий. [4]

Остановимся подробнее на коррекционном этапе, где осуществляется работа в соответствии с поставленной целью, в нашем случае развитием мелкой моторики руки.

Задачи коррекционно-развивающей работы педагога решаются в соответствии с ФГТ на основе интеграции образовательных областей. Для нас наиболее важными представляются следующие:

Здоровье:

-          сохранение и укрепление психического здоровья каждого ребенка;

-          развитие ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Социализация:

-          формирование у ребенка представления о себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

-          формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним.

Познание:

-          формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности;

-          развитие речи как средства познания.

Коммуникация:

-          развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

-          развитие устной речи во всех видах детской деятельности.

Художественное творчество:

-          формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

-          удовлетворение потребности детей в самовыражении.

С целью повышения эффективности развития ручной моторики мы используем на занятиях здоровьесберегающие педагогические технологии: приемы самомассажа и массажа рук с помощью массажных мячиков, эспандеров, тренажеров, а также пальчиковую гимнастику в сочетании с артикуляционной.

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста позитивно воспринимают обучение приемам самомассажа рук (пальцы, ладони, кисти и предплечья). Техника выполнения массажных приемов адаптируется педагогом для каждого ребенка. Сложности, возникающие у детей с особенностями развития, компенсируются выполнением приемов массажа педагогом или другим ребенком при работе в парах. Занимая по времени всего 5–10 минут, самомассаж, как здоровьесберегающая технология, оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.

Большинство средств развития мелкой моторики носят индивидуальный характер воздействия. Роль педагога при этом состоит в том, чтобы учить детей общению друг с другом, умению увидеть, когда нужно проявить участие и оказать поддержку другому ребенку, что особенно актуально для детей с ОВЗ. Если работа проводится в парах, где один из детей имеет особенности развития, важно, чтобы другой ребенок был личностно готов к общению, то есть позитивно воспринимал ситуацию. Педагог при этом является носителем образцов взаимодействия, предлагая детям примерить на себя различные социальные роли: преподавателя, своего помощника. Важно учитывать индивидуальные особенности личности ребенка. Одни дети постоянно соперничают со сверстниками, стараясь лидировать, у них преобладает эгоистическая мотивация. Другие стараются всем помочь, для них главное — интересы группы, общие игры. Это ребенок с альтруистической мотивацией. Для третьих важно каждое требование взрослого, выступающего в роли учителя. У них сильным оказался мотив достижения успеха. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Из удовольствия от совершения похвального поступка появляется первичное чувство долга. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует. Эти особенности возраста могут стать большим подспорьем в работе педагога при умелом использовании.

Работа над развитием мелкой моторики не исчерпывается системой занятий, насколько бы регулярными и грамотно организованы они ни были. Развитие движений — физиологический процесс, нуждающийся в постоянном подкреплении практикой. Как следствие, нельзя обойти вниманием и работу с семьями детей. Работа с родителями проводится в различных формах: мастер-классы, семейное коллективное творчество, наглядные пособия, распечатки комплексов гимнастики и пальчиковых игр, консультации специалистов, выставки продуктов детского творчества. Развитие моторики должно стать образом жизни для ребенка, что и следует донести до родителей. За недостатком времени можно развивать моторику, включая ребенка в обычные домашние дела (перебирание крупы при приготовлении пищи, приготовление теста, застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.). Нельзя забывать и приемы массажа и самомассажа, пальчиковой гимнастики, которым следует научить родителей. Выполнять их нужно и перед учебной деятельностью и перед любой другой, требующей скоординированной работы рук. Можно добавить игровые варианты, играть всей семьей. Остается добавить, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Литература:

1.                  Винтаева, Т. Н. Коррекция мелкой моторики в связи с развитием сенсомоторного компонента речи у первоклассников с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс] / Т. Н. Винтаева. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/korrektsiya-

2.                  melkoi-motoriki-v-svyazi-s-razvitiem-sensomotornogo-komponenta-rechi-u-pervoklas.

3.                  Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.google.com/document/d/

4.                  1GAim6M9Q52ENarfQvHDD57ww3ykTdPHoTUxgzyIedV8/edit?pli=1.

5.                  Метиева, Л. А. Развитие сенсорной сферы детей [Электронный ресурс] / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. — Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_

6.                  Razvitie_sensornoi_sferi/index.html.

7.                  Овчарова, А. П. Этапы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии интеллекта [Электронный ресурс] / А. П. Овчарова. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/etapy-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-narusheniyami-v-rechevom-razvitii.

8.                  Missiuna, C. Children with Developmental Coordination Disorder: At home, at school, and in the community [Электронный ресурс] / C. Missiuna, L. Rivard & N. Pollock. — Режим доступа: http://dcd.canchild.ca/en/EducationalMaterials/resources/dcd_developmental_

9.                  coordination_disorder_home_school_community_booklet.pdf.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle