Библиографическое описание:

Киселёва Е. В. Комплексное воздействие на ребёнка через педагогов и родителей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 148-151.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном объединении российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, ученических, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определёнными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно в течение всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

Первым окружающим ребёнка миром, начальной единицей общества является семья, где и происходит закладывание основ личности.

«Поручиться за то, что семья воспитает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем». [1].

«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.

Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает чувству вины» [9].

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

Детские врачи считают отклонения в психоэмоциональной сфере и нарушения детско-родительских отношений «болезнью третьего поколения». Это говорит о том, что сами родители могут иметь нарушения личностной сферы, полученные ими в детстве. Среди неблагоприятных черт личности родителей, особенно матерей, авторы выделяют:

-       аффективность;

-       тревожность;

-       противоречивость чувств и желаний;

-       опыт негативных переживаний в детстве;

-       агрессивность;

-       авторитарность;

-       доминирование мужественности;

-       склонность к психопатическому реагированию;

-       истероидность;

-       депрессию.

У отцов наиболее часто проявляются такие черты личности, как:

-       аффективность;

-       мнительность;

-       настойчивость;

-       упорство

-       мелочная пунктуальность

Среди общих черт обоих родителей можно назвать:

-       недостаточную уверенность в себе;

-       неадекватный уровень самооценки;

-       проблемы личностного самоопределения;

-       чувство внутренней неудовлетворенности;

-       экспрессивность обработки информации

Характеристики отражают неблагоприятную линию формирования личности еще в прародительской семье. Все эти особенности или некоторые из них создают фон для межличностных конфликтов.

Школа должна помогать семье в воспитании ребёнка, и она имеет определённый опыт работы с семьёй. Через родительские собрания, лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации, посещение семей на дому, установление постоянных личных контактов педагогов с родителями осуществляется руководство семейным воспитанием.

В родительских лекториях полезно проводить лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учащихся данного возраста; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания — нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального освоения действительности — экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизма; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания — преодоления отчужденности между родителями и детьми, конфликтных состояний, возникновения затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственности перед обществом, страной.

На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выяснить причины, заинтересованно обсудить пути преодоления негативных явлений, наметить конкретные меры. Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, нельзя подвергать учащегося и его семью публичному шельмованию, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Учитель-гуманист не имеет даже права на разнос, категорическое суждение, так как понимает, насколько сложны и противоречивы причины, приводящие школьников к тому или иному действию. В ожесточающемся обществе классный руководитель показывает пример терпения, милосердия и сострадания, защищает своих питомцев. Его советы родителям мягкие, взвешенные, добрые.

Традиционной формой работы классного руководителя с семьей остается приглашение родителей в школу для беседы. Поводом для этого в школах с гуманистической ориентацией становятся достижения учащихся, о которых сообщается родителям для согласования программы дальнейшего развития дарований школьника. В авторитарных школах причина всегда одна — недовольство поведением или учебой, а повод — конкретный факт. Как показали исследования, именно такие вызовы родителей, где они получают заряд негативных эмоций, больше всего отчуждают родителей от школы, школу от детей. Многие школы вводят правило: каждый родитель должен побывать в школе обязательно раз в неделю. Тогда и проступки школьника, если они будут к очередному посещению, воспринимаются нормально и не вызывают острой реакции на общем положительном фоне. В такой форме школа помогает родителям (и приучает их!) систематически заниматься воспитанием собственных детей. Естественно, нагрузка на классного руководителя существенно возрастает, поскольку ему ежедневно приходится общаться с 4–5 родителями, а польза огромная. Со временем устанавливается как бы постоянное «расписание» посещений, оказывающее стимулирующее воздействие на всех школьников — отличников и отстающих, дисциплинированных и не очень.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент человеческой личности. Правильное воспитание ребёнка в этот период жизни в условиях семьи имеет исключительно важное значение.

Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям.

Мне хотелось бы остановиться на характеристики прочной семьи. Что же это за семья? Во-первых, это семья целая. В ней умеют слышать и слушать друг друга, умеют решать конфликтные ситуации, следуют общечеловеческим ценностям (любовь, ненасилие), умеют прощать, много времени проводят вместе.

Всякая настоящая семья возникает из любви, и дает человеку счастье. Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего первого назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. В просторе народной жизни она подобна прекрасно распустившемуся цветку. Семья, лишенная этой здоровой центро-стремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и “семейных сцен”, есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного “неудачничества”. Она подобна тем больным растениям, которым ни один хороший садовник не даст места в своем саду.

Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где же он научится ей? Если он с детства не привыкнет искать счастье именно во взаимной любви, то в каких же злых и дурных влечениях он будет искать счастье в зрелом возрасте? Дети все перенимают и всему подражают незаметно, но глубоко вчувствуясь в жизнь своих родителей, тонко подмечая, угадывая, иногда бессознательно следя за “старшими” наподобие “неутомимых следопытов”. И тот, кому приходилось слышать и регистрировать на детские высказывания, точки зрения и игры в несчастных разлагающихся семьях, где жизнь есть сплошное мучительство, лицемерие и надрыв, тот знает, какое больное и гибельное наследство получает от родителей такая несчастная детвора.

Чтобы развиваться верно и творчески, ребенок должен иметь в своей семье очаг любви и счастья. Только тогда он сможет развернуть свои нежнейшие, духовнейшие способности; только его собственная инстинктивная жизнь не будет вызывать в нем ни ложного стыда, ни болезненного отвращения; только тогда он сможет прильнуть с любовью и гордостью к традиции своей семьи и своего рода, с тем, чтобы принять ее и продолжить ее своею жизнью. Вот почему любовная и счастливая семья есть живая школа — сразу — и творческого равновесия души, и здорового органического консерватизма.

Если всего этого нет в семье, мы получаем, как правило, ребёнка со значительными отклонениями в поведении.

В мой класс поступил мальчик- Андрей. Он проявлял недисциплинированность, капризность, упрямство, лживость. Мальчик был эгоистичен, не признавал требований взрослых, учителя. Таким ребёнок стал в силу неблагоприятных условий семейного воспитания. Родители нередко выясняли свои взаимоотношения в присутствии сына. Ссоры, конфликтные ситуации, оскорбления родителями друг друга не прошли мимо внимания мальчика. Он метался, то защищая мать, то поддерживая отца.

В таких условиях семейных отношений ребёнок выходит из подчинения родителей, которые к тому же не предъявляли к нему единых требований, потакали его прихотям.

Неблагоприятные условия воспитания накладывали отпечаток на формирование личности ребёнка. Он не был подготовлен к школе. С первых дней учения проявлял рассеянность, невнимательность, неусидчивость, не хотел выполнять задания учителя. Отсутствие успеха в учёбе выработало у ребёнка негативное отношение к школе.

В беседах с родителями я прежде всего пыталась убедить их в необходимости изменить атмосферу в семье, наладить свои взаимоотношения, внимательно контролировать учёбу и поведение ребёнка, советовала чаще бывать с ним, выезжать за город, увлечь мальчика спортом или интересным для него делом, которое бы развивало в нём внимательность, усидчивость, трудолюбие, дисциплинировало его, потребовала от родителей, чтобы они еженедельно приходили в школу для выяснения положения дел с учёбой и поведением сына.

Одновременно я старалась создавать в классе такие ситуации, в которых мальчик мог проявить себя с положительной стороны. Он чаще других назначался дежурным класса, был вовлечён в различные мероприятия: игры, конкурсы, праздники.

Малейшие успехи в учёбе, в общественно-полезной деятельности я всячески одобряла и поддерживала. Это делалось с той целью, чтобы дать почувствовать ученику радость от выполненного доброго дела, попытаться изменить его отношение к учению, к школе. Видя успех, дети стремятся работать лучше.

О положительных моментах в поведении Андрея постоянно информировала родителей, акцентируя внимание не необходимости развивать хорошее начало у ребёнка в условиях семьи. Первое время родители принимали не все мои требования, иногда выражали недовольство. Однако, постепенно они стали прислушиваться к советам и соответственно воздействовать на сына. Постепенно менялось отношение ребёнка к школе, улучшалось его поведение. После первых положительных оценок, похвал со стороны учителя и одноклассников, ребёнок стал с удовольствием отвечать на уроках. Начальную школу Андрей закончил без троек.

Положительным изменениям в развитии мальчика способствовали систематические индивидуальные беседы с родителями, на которых шёл заинтересованный разговор о преодолении отклонений в его поведении, анализировалось его поведение в различных ситуациях, давались советы родителям в выборе воспитательных мер воздействия.

Мне хотелось бы обратить ваше внимание вот на что. Не всегда за воздействием следует по пятам результат воспитания. Иногда, кажется, возникает иной, чем хотелось, результат. Порой результаты воспитания закладываются только в зародыше, проявляются спустя лишь долгое время.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников — важное направление нашей деятельности.

Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Существует мнение, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Воспитание — это процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывают детей все: люди, вещи, явления природы, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте стоят родители и педагоги. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся маленькая личность от родителей. Мы можем и должны педагогически обозначить цели, направить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также, в допустимых пределах, сократить отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Литература:

1.      А. С. Макаренко. Сочинения. М., 1957

2.      И. С. Кон. “В поисках себя”. М., 1984

3.      Н. А. Бердяев. “Философия свободы”. М., 1990

4.      Н. В. Гребенников. “Основы семейной жизни”. М., 1991

5.      Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 2005

6.      Ковалев С. В. Учеб. пособ. Психология современной семьи.– М., Просвещение, ред. 2000г.

7.      Ильин И. А. Собр. соч. в 10 т. М., 1993.

8.      Дороти Нолт «Дети учатся у жизни. Как воспитать ребёнка, которым вы будете гордиться». М., 2012.

9.      Международная компьютерная сеть INTERNET и ее информационные ресурсы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle