Библиографическое описание:

Дудина Н. З. Ребёнок начинает рисовать. Младший дошкольный возраст. Консультация для родителей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 64-66.

Яркое и удивительное явление искусства — рисование в детстве. «Зачем и почему дети рисуют? Почему существует совершенно явный период детского рисования с очерченным началом и концом, а внутри него происходит смена определённых этапов развития рисунка? Скорее всего, рисование имеет особый биологический смысл. Ведь детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда рисование — один из путей выполнения программы совершенствования организма»,- считает И. Дьяченко, кандидат педагогических наук, Мурманский государственный педагогический институт. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает между собой, помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире.

Рисование в детстве — это активное развитие воображения, фантазии. «Творческое воображение деятельно, всегда стремится воплотиться в реальные дела: картины, стихи, машины — во всё новое, необходимое людям. Оно основа творчества, поэтому никогда не бывает бесплодным» — считает Ю. А. Полуянов, кандидат психологических наук.

Забота, внимание родителей, умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности любого ребёнка до высокого уровня. Легче всего положиться на ходячую формулу «дала природа способности — сами проявятся, нет — никакие занятия не помогут». Так можно облегчить себе жизнь, но в результате ребёнок действительно ничего не получит.

Чтобы повысить уровень творческого развития ребёнка, взрослый должен знать, как ребёнок поэтапно овладевает общими закономерностями художественных свойств и отношений, иметь чёткое представление о том, как происходит на протяжении всего дошкольного возраста смена одних изобразительных предпочтений другими; как изобразительное творчество влияет на другие структуры его личности.

Понять, что и как можно рисовать, помогают знания об особенностях детей младшего дошкольного возраста и знания об определённых этапах развития детского рисунка.

Внимательные родители запомнили тот день, когда ребёнок впервые взялся за карандаш, и какое это имело последствие для стен, стола, рук, коленок. Подражание взрослым, желание вести себя как взрослые — вот один из мотивов первых попыток рисовать, источник и главное средство познания всего нового. Дети всех стран и континентов в своих рисунках обязательно проходят стадию «каракулей» и «головоногов». Однако первые детские каракули лишь условно можно назвать рисованием. Вначале, детям нравятся только сами движения. Движения эти беспорядочны: рука не слушается, идет в случайном направлении, карандаш в ней держится плохо, скользит и срывается с бумаги. Форма и направление штрихов зависят больше от случайного положения карандаша, чем от желания ребенка. В это время дети редко берутся за карандаш, если его не предложит кто-то из взрослых. Почаще давайте вашему ребенку карандаш, учите держать его — сейчас это главное. Скоро он с вашей помощью освоит новые предметы и настолько полюбит это занятие, что будет самостоятельно находить карандаш и бумагу или что-то их заменяющее. Ребенок получает удовольствие от самих движений, другой цели у него нет, что получится на бумаге, его не интересует. Но пройдет немного времени, и он начнет замечать на бумаге следы своего движения. С этого момента дети рисуют часто и увлеченно.

Время, когда ребёнок оставляет хаотичные следы на бумаге, называют периодом каракуль. Я думаю, в каждой семье остался заветный листочек с множеством хаотичных линий. Постепенно ребёнок понимает, что линии и штрихи, соединившись, похожи на интересную форму, которую он будет повторять многократно и преднамеренно. Быть полезным ребёнку в этот период вовсе не значит проводить с ним какие-то специальные занятия. Наблюдая за тем, как рисует ваш ребёнок, постарайтесь сделать всё, чтобы он заметил, что вы довольны его успехами, радуетесь вместе с ним. Если в такой ситуации папа или мама попросят повторить какой-то штрих или посоветуют сделать новую линию, да к тому же покажут в воздухе, малыш станет рисовать особенно старательно. В сознании ребёнка начинает складываться образ собственных действий — основание для развития способности воображения. Детские психологи отмечают, что проследить за тем, как из каракулей ребёнка возникает организованная форма — это значит увидеть одно из явлений природы.

Категоричные указания, запреты или пренебрежительное отношение взрослых к любимому занятию часто приводят к тому, что рисование на время прерывается до того момента, пока вновь не появится определённый мотив для возникновения желания рисовать.

Первым изображением чего-то реального на детских рисунках чаще всего оказывается человек. Я думаю, что у каждого родителя есть его «портрет», выполненный ребёнком в данном возрасте. Называют его страшноватым именем — головоног. «Головоног» появляется на рисунках детей 3–4 лет, иногда раньше или немного позже. Громадная голова стоит на ногах, руки растут из тех мест, где положено быть ушам, а туловища совсем нет. Это первое изображение человека без возраста, пола, профессии.

Почему голова, почему дети пропускают заметную часть — туловище?

Первый человек, с которым ребёнок начинает общаться — это мама. Через лицо матери он познаёт сложный непонятный мир. Она говорит с ним, улыбается ему, восторженно реагирует на новые проявления, ребёнок повторяет, чтобы порадоваться с мамой. Чтобы так общаться надо постоянно и внимательно вглядываться в выражение лица матери. Лицо закрепляется в воображении прежде всего другого. Позже, когда ребёнок накопит необходимый для рисования опыт, лицо становится главным в первом изображении человека. Через несколько месяцев ребёнок изобразит человека, соединив маленький кружок с большим овалом и присоединив руки и ноги к овалу — туловищу, а не к голове.

Важно в хаосе линий, форм находить сходства с внешним видом предметов реального мира. Правильные вопросы: «Что ты нарисовал? На что это похоже?». Дети узнают дорогу, пыль, цветок, дерево, зайчика и пытаются повторять эти изображения вновь и вновь. У некоторых есть свои фирменные способы изображения. Родители могут помогать тем, что находят правильные линии, хвалят их, что они красивые, просят нарисовать еще раз. Часто детские рисунки не соответствуют тому, что желают видеть взрослые. Нравится реакция родителей — приятное удивление: а ведь он по-своему понимает мир! Это не есть плохо, это — другое.

Из наблюдений педагогов: «Однажды дочь принесла мне рисунок. Мой портрет. Я возмутилась. Что это я у тебя толстая? И где ты видела такой нос — палочка и две точки вместо носа? — и вдруг замечаю удивленный взгляд 4-летнего ребенка снизу вверх... Представляю свое лицо в этом ракурсе».

3-летний племянник заявляет мне уверенно: «Я буду рисовать машину». Я уже представляю себе два кружочка колеса, с которых он начнет рисовать, но он ставит маленькую точку и говорит: «Так!» — будто сделано важное дело. «Что это?» Он удивленно: «Ключ», а далее рисует все части по порядку.

Интересно сохранять детские шедевры и отслеживать, на каком этапе развития рисунка находится ваш ребёнок.

Итак, малышу в этом мире всё ново и интересно: люди, животные, растения,вещи. Желание нарисовать всё это велико. К трем годам появляются формообразующие движения, формы изображаются близко к геометрическим эталонам. Первая форма — круг, начинает работать запястье, помогая рисовать непрерывные линии. Можно рисовать всё, что бывает круглым: шары, мячи, фрукты, явления природы, сказочные персонажи и другое. К 3-м годам ребёнок старается выполнять узнаваемые рисунки — это главный признак реалистичного изображения.

В младшем дошкольном возрасте на вопрос «Что ты будешь рисовать?», дети не всегда могут рассказать о своей задумке от начала до конца. Замысла, как намерения изобразить что-то определённое, у детей этого возраста ещё нет — его заменяет сильное желание порисовать. Решил нарисовать кошку, а получилась собачка. Рисунок сегодня может иметь иное содержание, чем было вчера. Поэтому всё о рисунке мы услышим в конце, по тому итогу, который получился. Это объясняется тем, что способности планировать свой замысел дети учатся постепенно. «Чаще и внимательнее выслушивайте рассказы детей, не спешите критиковать ребёнка за то, что он неправильно рисует, не придирайтесь к некоторым несуразностям в изложении, не требуйте от него, чтобы всё, выраженное словами, жестами, мимикой было показано на рисунке. Для начала достаточно внимательно выслушать сына или дочку, стараясь соединить его слова, действия и изображения, понять содержание рисунка так, как оно представляется ребёнку. Если всё это будет, ваш малыш сделает первый шаг на пути к формированию способности строить замысел будущего рисунка». — советует Ю. А. Полуянов. [43] В развитии этой способности очень велика роль речи — словесного выражения замысла. Рисуя что-либо, ребёнок комментирует свои действия, обыгрывает содержание рисунка, напевает, сочиняет.

Очеловечивание предметов для рисования очень нравится детям, они активно включаются в игру, а мы взрослые используем эту особенность для решения своих задач. Погружаем в мир рисования с помощью говорящей кисточки, краски, похожей на кашу-малашу (потому что краска густая и брать её нужно, помешивая, следить, чтоб «животик» у кисточки не заболел — оставлять краску на краю баночки). Кисть не просто рисует, а идёт гулять по листочку, оставляя хвостик, который просит: «Кисточка, возвращайся скорее» — «Сейчас, сейчас, только погуляю по кругу и приду к тебе. Привет!» — хвостики встречаются, кружочек получается. Поиграли и научились проводить формообразующие движения. Мы не раз услышим от детей такие «разговоры» с кисточкой — и не будем удивляться — играя, дети учатся.

В младшем дошкольном возрасте у детей велико искреннее желание кому-то помогать: накормить, спрятать от обидчика, подарить что-нибудь, успокоить. Часто это становится хорошей мотивацией к рисованию. Интерес и желание заниматься помогут поддержать всевозможные персонажи — бельчата, зайчата, медвежата, которым дети будут помогать — кому морковку нарисовать, кому яблоко, помочь не в целом, а конкретно — у каждого на столе фигурка зайчишки, который ждёт морковку от Саши, Маши...

Когда у ребёнка есть возможность выбора, тогда проявляется самостоятельность, осознанное отношение к процессу рисования, поэтому дети постоянно должны находятся в ситуации выбора — любой цвет для тарелочки, любой фон для рисования, варианты положения птички — клюёт, смотрит в небо...

Принцип — «Не делай как я», а «Делай со мной, делай лучше меня» помогает создать индивидуальные, богатые по замыслу рисунки. И, конечно, стихи, песенки, потешки яркий иллюстративный материал, который нужно рассматривать с детьми, показывая многообразие способов передачи впечатлений.

Оценивать детские рисунки обязательно надо. Но при этом следует помнить — психология дошкольника такова, что оценку своих действий и их результата он не всегда отличает от выражения взрослым хорошего или плохого к нему отношения. Отрицательная оценка рисунка звучит для него так: «Ты плохой, неправильный, не такой как надо. Я тебя не люблю». Чтобы этого не случилось, сначала похвалите, если не найдёте достоинств, хотя бы за то, что он занимался рисованием. Сочетание похвалы с точным замечанием — единственная форма отрицательной оценки, которая не принесёт вреда дошкольнику. И если ваш ребёнок будет много рисовать, увлечётся этим занятием, значит, вы много сделали для этого.

Литература:

1.      Ю. А. Полуянов «Дети рисуют», Москва «Педагогика» 1988г. [c.165], [c. 43]

2.      И. Дьяченко «Так ли важно рисование в жизни ребёнка» «Дошкольное воспитание» 2009–8 выпуск. [с.27]

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle