Библиографическое описание:

Мензул Е. В., Рязанцева Н. М. Разработка психолого-педагогического комплекса для прогнозирования успешности формирования общекультурных компетенций у студентов медицинского вуза [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 239-241.

В статье анализируются возможность повышения качества формирования общекультурных компетенций у студентов медицинского вуза за счет использования данных психолого-педагогической диагностики об актуальных способностях и потенциальных возможностях студентов при проектировании образовательного процесса.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, интеллектуальное развитие, коммуникативная компетенция, эмоциональная чувствительность, обучаемость.

Анализ содержания общекультурных компетенций, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС-3), показал, что в основе успешного формирования общекультурных компетенций лежит способность обучаемых к осуществлению мыслительных операций (таких как определение существенного признака, сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), владение элементарными навыками коммуникации, а также способность к эмпатии. В соответствии с этим для прогнозирования успешности формирования общекультурных компетенций у студентов медицинского вуза были определены диагностические мишени: 1) интеллектуальное развитие, 2) коммуникативная компетенция, 3) эмоциональная чувствительность.

Для определения уровня интеллектуального развития использовались:

1.         Тест Вандерлика (адаптированный русскоязычный вариант), позволяющий прогнозировать а) усвоение смыслов различных понятий, понимание словесных аналогий, понимание текстов, умений различать прямой и переносный смыслы высказываний, правильно их интерпретировать, абстрагируясь от смысла конкретной фразы; б) понимание причинно-следственных связей, способность к выявлению закономерностей и умению делать правильные выводы; в) возможность осуществления быстрых и точных вычислений, логических рассуждений.

2.         Методика «Выделение существенных признаков», позволяющая определить успешность дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, второстепенных.

3.         Методика «Сравнение понятий», позволяющая прогнозировать успешность не только нахождения сходства и различия сопоставляемых объектов и явлений, но и проведения классификаций.

4.         Методика «Исключение лишнего», исследующая способности к обобщению и абстрагированию, а также оценивающая уровень развития вербального интеллекта.

5.         Методика исследования влияния прошлого опыта на способ решения задач Лачинса, позволяющая определить степень когнитивной ригидности обучаемого.

Студенты, получившие низкие баллы показателям теста, будут испытывать трудности при выполнении сложных интеллектуальных видов деятельностей, решении познавательных проблем, при принятии нестандартных и ответственных решений, организации собственной работы и работы других людей, управлении, планировании, контроле, конструировании и проектировании. То есть можно диагностировать психолого-педагогическую неготовность к формированию общекультурных компетенций.

Для определения коммуникативной компетенции используется методика диагностики коммуникативной социальной компетенции (КСК), позволяющая провести многофакторный анализ коммуникативной сферы, включая стилистику коммуникации, степень логичности и аргументированности высказываний, самостоятельность суждений, склонность к асоциальному поведению.

Для определения эмоциональной чувствительности используется опросник А. Меграбяна и Н. Эпштейна, позволяющий оценить степени выраженности эмпатии.

Проведенное в 2012–13 уч.г. исследование интеллектуального потенциала студентов СамГМУ, в котором приняли участие 317 студентов 1–2 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического факультетов выявило низкие показатели таких компонентов интеллектуальных способностей, как способность к абстрагированию, способность к сравнению, способность обобщения, гибкость мышления, быстрота мышления (табл. 1).

Таблица 1

Уровень развития интеллектуальных способностей

Показатель

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Абстрагирование

0 %

25 %

75 %

Сравнение

0 %

22 %

78 %

Анализ

9 %

38 %

53 %

Обобщение

0 %

15 %

85 %

Гибкость мышления

0 %

27 %

63 %

Быстрота мышления

5 %

14 %

81 %

Учитывая, что обучаемость основывается на совокупности свойств интеллекта, таких как обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления, а суммарный количественный показатель обучаемости по этим свойствам, в педагогической практике названный экономичностью мышления, не высок у студентов, — можно с высокой степенью достоверности прогнозировать трудности в формировании необходимых общекультурных компетенций.

Обобщение и анализ, лежащие в основе умственных способностей, определяют возможности быстрого, качественного переноса и развития теоретического мышления. Низкий уровень выше означенных показателей интеллектуальных способностей означает, что в процессе обучения студенты будут хорошо справляться с решением преимущественно задач опознавательного и классификационного порядка. Тогда как наличие способности к обобщению и анализу позволит студенту пользоваться в своей деятельности содержательным анализом, содержательной рефлексией и содержательным планированием.

Низкие результаты по вышеперечисленным умственным действиям препятствуют формированию клинического мышления у студентов, которые вынуждены мыслить эмпирически, решать учебные задачи путем аналогии, методом проб и ошибок. В связи с этим возникает острая необходимость формирования востребованных в процессе обучения умственных способностей через специально организованное обучение, разработку и включение в учебную деятельность студента специальных заданий. Данное направление педагогической деятельности требует направленной подготовки преподавателей, в особенности, работающих на младших курсах. Организуя процесс усвоения дисциплины, преподавателю нельзя забывать о формировании общей структуры интеллекта: умении анализировать, осуществлять операции синтеза, абстрагирования, конкретизации, систематизации, в полной мере использовать усвоенные знания, избегать шаблонных подходов и решений.

Уровень развития интеллектуальных способностей, при прочих равных условиях, определяет успешность в разных видах деятельности и, в первую очередь, учебной. Необходимо провести различия интеллектуальных способностей человека от его знаний, умений и навыков. Даже при недостатке знаний, умений и навыков, но наличии высокого уровня развития способностей, обучающийся может приобрести необходимые знания, умения и навыки и успешно справиться с деятельностью. При недостаточном же развитии таковых человек не в состоянии успешно справляться с деятельностью, приобретать новые, связанные с ней, знания, умения и навыки, осваивать компетенции.

Исследование коммуникативной и эмоциональной сфер показало, что у подавляющего большинства студентов отсутствуют важнейшие навыки эффективной коммуникации: умения подчинить себя правилам, эмоциональная зрелость, самостоятельность, внутренний контроль, организованность, умение вчувствоваться в состояние другого. Данный факт позволяет спрогнозировать возникновение сложностей в процессе формирования компетенций, содержанием которых является способность и готовность:

-       к логическому и аргументированному анализу,

-       к публичной речи,

-       ведению дискуссии и полемики,

-       осуществлению воспитательной и педагогической деятельности,

-       к сотрудничеству и разрешению конфликтов,

-       принятию ответственных решений в условиях различных мнений,

-       осуществлению своей деятельности с учетом моральных и правовых норм,

-       соблюдению правила врачебной этики.

Для доказательства связи уровня развития интеллектуальных способностей, коммуникативной компетентности, эмоциональной чувствительности с высокими достижениями в обучении (для статистической обработки были использованы оценки, полученные в ходе промежуточной аттестации) был применен метод ранговой корреляции Спирмена, позволяющий определить тесноту связи между двумя профилями признаков.

Установлены следующие корреляционные связи между высокими достижениями в обучении и:

-       уровнем анализа — Rs= 0,381 при р≤ 0,01,

-       быстротой мышления — Rs= 0,394 при р ≤0,01,

-       гибкостью мышления — Rs= 0,395 при р≤0,01,

-       коммуникативной компетентностью — Rs= 0,424 при р ≤0,01.

Это значит, что чем выше уровень развития быстроты и гибкости мышления, способности к анализу и коммуникативной компетенции, тем более успешно будет проходить обучение, и более высокие результаты будут показывать студенты при проведении промежуточной и итоговой аттестации.

Остальные показатели (способность к абстрагированию, обобщению, сравнению, эмоциональная чувствительность) также имеют корреляционную связь с успешностью обучения, но степень значимости несколько ниже — р ≤0,05:

-       абстрагирование Rs= 0,312 при р ≤0,05,

-       обобщение Rs= 0,286 при р ≤0,05,

-       сравнение Rs= 0,294 при р ≤0,05,

-       эмоциональная чувствительность Rs= 0,302 при р ≤0,05.

Проведенный корреляционный анализ успешности студентов в обучении с результатами диагностики выявил, что студенты, имеющие высокие и средние показатели уровня развития интеллектуальных способностей имеют более высокие результаты обученности, успешнее сдают экзамены. Даже при наличии среднего уровня развития коммуникативной компетентности и эмоциональной чувствительности они показывают более высокий уровень сформированности общекультурных компетенций, чем студенты, имеющие низкий уровень развития интеллектуальных способностей, коммуникативной компетентности и эмоциональной чувствительности.

Таким образом, проведенное исследование наглядно продемонстрировало необходимость учета уровня развития интеллектуальных способностей, коммуникативной компетентности и эмоциональной чувствительности при прогнозировании успешности обучения студентов в медицинском вузе. На наш взгляд, внедрение данного психолого-педагогического комплекса в образовательный процесс может способствовать повышению уровня успеваемости студентов и качества формирования не только общекультурных, но и профессиональных компетенций.

Разработанный психолого-педагогический комплекс позволяет:

1)                 получать необходимую информацию об актуальных способностях студента и его потенциальных возможностях в обучении, формировании необходимых общекультурных компетенций;

2)                 разрабатывать и проводить тренинги со студентами, имеющими низкий уровень развития интеллектуальных способностей, коммуникативной компетентности или эмоциональной чувствительности;

3)                 проводить адресную консультационную работу с преподавателями вуза по вопросам внесения изменений в методику преподавания дисциплин, путем введения заданий способствующих развитию интеллектуальных способностей, коммуникативной компетенции и эмоциональной чувствительности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle