Библиографическое описание:

Савченко И. В. Организация учебного процесса с одаренными детьми на уроках английского языка в общеобразовательной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 180-182.

Процесс цивилизации зависит от людей творческих и одаренных. В условиях нового Федерального Государственного Стандарта важнейшей задачей является сохранение и развитие каждого одаренного ребенка. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1; 4]. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования [6]. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку [5].

По статистике 10 % детей одарены от природы и 80 % обладают определенными способностями, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога.

Учитель должен верить, что каждый ребенок одарен, но по-своему, и идти к конечной цели — дать возможность одаренному ребенку развиваться дальше.

Иностранный язык обладает развивающим и воспитательным потенциалом для раскрытия таланта ребенка. Учитель делает упор на формирование коммуникативной компетенции, на развитие умения общаться. Этот метод ориентируется на индивидуальность школьника, позволяет учитывать сущность языка как средства становления личности и связывать учебный процесс с жизненными запросами и культурной ориентацией учащихся.

Учителю английского языка необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы одаренный ученик развивал не только свои способности, но и память, речевую культуру, дисциплинированность, ответственность, которые создадут для него ситуацию успеха [5].

Одаренный ребенок обучается вместе с остальными учениками в классе. Часто учитель выполняет программу так называемого «всеобуча», пытаясь научить каждого основам своего предмета, и совсем мало внимания уделяет талантливым детям, которые усваивают материал в несколько раз быстрее, чем их сверстники и определенно скучают на уроках.

Если не занимать одаренных детей специальными заданиями повышенной сложности, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав задание быстрее всех, с нетерпением ждут, когда другие ребята закончат работать, либо начинают бездельничать, смотреть по сторонам, либо листают учебник, либо разговаривают. Такая ситуация может привести к превращению ребенка в ординарную личность и потере интереса к учебе [3].

В начальных классах (2–4 класс) необходимо создавать такие речевые ситуации, когда детям хочется говорить, активно участвовать в учебном процессе. Ребенок так счастлив, когда у него что-то получается. При создании ситуации успеха он испытывает чувство удовольствия, радости, начинает верить в себя и свои способности. Главная задача — помочь детям преодолеть страх делать ошибки, стремиться узнать больше и проявить интерес к предмету. С этой целью смышлёным детям можно предложить следующие задания:

-        Закончи рифмовку;

-        Прочитай правильно новые слова;

-        Напиши рассказ о своем питомце;

-        Сделай описание комнаты или дома по картинке;

-        Составь здоровое меню для семейного завтрака или обеда;

-        Сравни жизнь в городе и на селе;

-        Подготовь текст для быстрого и правильного чтения;

-        Подготовь мини-проект о своей школе, квартире, домашнем питомце, временах года;

-        Напиши поздравительную открытку своему другу к Рождеству.

Для поддержания интереса к изучению иностранного языка важно использовать дополнительный материал по страноведению и краеведению. Ученики поддерживают учителя своими находками, принося картинки, фотографии, книги с нужным для темы материалом.

На среднем этапе обучения (5–8 класс) начинается формирование исследовательской деятельности. Здесь первые помощники — одаренные ученики, которые могут не просто прочитать правило, но исследовать образование грамматической конструкции, происхождение слова, сделать вывод или обобщение. Темы разделов учебника могут быть дополнены видео — экскурсиями, индивидуальными работами и сообщениями о спорте, удивительных местах нашей планеты, биографиями всемирно-известных людей нашей страны и изучаемого языка. Это обогащает ребенка в плане саморазвития и его культурном самоопределении. Главное со стороны учителя — помочь ребенку не потеряться в темах, а выбрать ту, которая доставит ему радость и удовольствие. Следует заметить, что одаренные дети терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Они любят «докопаться» до истины самостоятельно [2].

Работая в группах и парах, сильный ученик заинтересован в успешном выполнении задания и требует этого от других; сильный ученик делает выводы и обобщает подготовленный материал в группе; он может помогать слабым ученикам, тем самым вырабатывая ответственность, положительное и толерантное отношение к участникам учебного процесса.

С 8 класса вполне возможно начать подготовку учащихся к ГИА. Так,например, можно давать задания на аудирование или предложить выполнить задание по чтению, использованию видо-временных форм глагола и лексики на распечатанном материале специально для этой цели. Группы учащихся работают одновременно по разным направлениям в рамках обычного учебного процесса.

Проекты с презентацией, стихами, песнями могут прекрасно дополнить и расширить материал учебника. Например, в средних классах, изучая тему «Школьное образование», ученики получают задание взять интервью у учителей, которые являются выпускниками этой же школы и сделать сообщение о каждом из них. Другая группа учащихся готовит презентации о работе школьной столовой, школьной форме для учителя и учеников с эскизами придуманной одежды, о работе технических работников школы, о спортивных достижениях учащихся своей школы. При этом урок-проект получается насыщенным, интересным и очень полезным.

Для одаренных детей средней ступени обучения можно предложить следующие виды заданий:

-        Составить вопросы для интервью по теме урока;

-        Написать рекламу своему кружку или спортивной секции;

-        Нарисовать символы летних и зимних Олимпийских игр;

-        Перевести лучшие кулинарные рецепты из поваренной книги мамы и обменяться ими с учащимися класса;

-        Составить меню для детского кафе.

На старшем этапе обучения (9–11 классы) задача учителя усложняется, но если работа с одаренными детьми происходит систематически, то она становится неотъемлемой частью всего учебного процесса [1; 5].

На уроках в старших классах необходимо использовать не только задания для подготовки к ЕГЭ, но и творческие уроки-проекты, страноведческие тесты, билингвальные уроки. Уроки-проекты помогают детям приобщаться к своим родным реалиям. Учитель добивается от учеников проявления личной инициативы, расширения круга своих познаний, приобретения культурных и этнокультурных знаний и представлений. К урокам о модной одежде и стиле можно дать дополнительную информацию об истории русского сарафана и кокошника; изучая исторические реликвии стран изучаемого языка, возможно применение материала о «восьмом чуде света» — янтарной комнате в Санкт-Петербурге. Проблемы окружающей среды, поднимаемые в текстах учебников, можно дополнить статистическими данными по своему городу или селу. По предлагаемой теме учебника «Театр. Кино» ученики готовят эссе по статьям популярных журналов, в которых много материала о российских и зарубежных звездах театра и кино. Учащиеся представляют эссе статей на английском языке и находят этот вид работы очень интересным. В конце каждой четверти возможно проведение синквейн-исследования, для которого ученики подбирают материал о знаменитых людях Великобритании, США и России (например, о Джеймсе Куке, Джоне Ленноне, Сергее Королеве, Юрии Гагарине, Уинстоне Черчилле и др.) Этот вид работы обусловливает социально-осмысленное восприятие и понимание учащимися взаимосвязи национально-культурных ценностей своей страны с общечеловеческими. Учитель выступает здесь посредником между культурой и личностью.

Конечно, такая работа требует больших усилий со стороны учителя, у которого мало времени для поиска полезной информации, качественного учебного материала. И вот тогда на помощь приходят одаренные дети, которые выполнят все поручения учителя, найдут то, что нужно, проконтролируют процесс подготовки необычного урока, распределят обязанности между одноклассниками.

Во внеурочной деятельности учителю необходимо продолжать работу с одаренными детьми. Так можно применить методику «О талантах ребёнка: как их выявить» (А. Де Хана и Г. Кафа). При подсчете баллов в данной методике, возможно определить технические, музыкальные, исследовательские, артистические способности, уровень интеллекта, спортивный, литературный и художественный таланты ребенка [3]. На основе предложенной методики, ребенку можно правильно подобрать вид деятельности: кружки по интересам, участие в интеллектуальном марафоне, олимпиадах и конкурсах.

В итоге целенаправленной работы с одаренными детьми учитель может ожидать высоких результатов от участия своих учеников в международных конкурсах, предметных олимпиадах, в научно-практических конференциях и как следствие — поступление в престижные ВУЗы страны. В этой связи можно считать, что результаты работы с одаренными детьми есть и будут у всех, кто знает, что «в душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» (В. А. Сухомлинский).

Литература:

1.      Овчарова Л. А. Одаренный ребенок. М. Просвещение,2009 г. — С.34.

2.      Введенский В. Одаренный ребенок. Что с ним делать? Директор школы. 2008 г.- № 3,С.79–82.

3.      Шумакова Н. Б., Щебланова Е. И. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. Вопросы психологии. — 1991. — С.27–33.

4.      Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. — С. 24.

5.      Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей.-М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004 г. –С. 159.

6.      Ильин В. П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. — С. 32.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle