Библиографическое описание:

Александров И. Н. Экология природы и «экология души» в рассказах М. М. Пришвина [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 112-113.

В данной статье рассмотрена духовно-нравственная проблема сохранения жизни на Земле, проблема ответственности человека и общества за сохранение природы. Проанализированы рассказы М. М. Пришвина «Лесной царь», «Сухостойное дерево», «Паутинка».

Ключевые слова: экология природы, «экология души», нравственность, традиции, гармония, сопереживание, сочувствие, родина.

М. М. Пришвин известен своими философскими взглядами, которые нашли отражение в дневниках писателя, рассказах, повестях. В своем творчестве писатель поднимает важные экологические проблемы, они проникнуты важным экологическим смыслом. Экологическая тема рассматривается Пришвиным через призму философии природы, или «натурфилософии». «Для иных природа, — считает писатель, — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты». Среди «пришвиноведов» появилось такое понятие как «экология души». Что предпринимает писатель для её воспитания? Как обезопасить свою душу, взрастить в человеке нравственность, духовность? Истоки экологического кризиса напрямую связаны с кризисом духовным. Поэтому автор всегда заботился об экологическом воспитании детей, уделял особое внимание воспитанию души ребенка. Создав экологические сказки, рассказы, он показал миру, что человек по-прежнему не «царь» природы, а её «деятель, возделыватель». Возделывая природу и живя с ней в гармони, человек гарантирует себе безопасность. «Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя».

Пришвин одухотворяет природу. Он напоминает каждому, что она живой организм, что она способна чувствовать и дышать, плакать, огорчаться, хмуриться, радоваться. Каждый обитатель живет на своем этаже: «мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды — еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы». Прием олицетворения помогает ребёнку найти в каждом обитателе природы друга, товарища, собеседника. Осинка «справляет свои именины», «басят пчелы и шмели, летят поздравить осинку», один папоротник шепнет что-то другому, третьему». Деревья у Пришвина разговаривают, перекликаются, везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена», осинка «выходит на полянку, как зеленая свечка».

Пришвин считал, что душу ребенка «надо растить осторожно, внимательно и с любовью», и в этом поможет природа. Человек познает себя через неё, взращивает нравственные качества, приучается к труду, творчеству. Это помогает развить и сформировать ребенка как личность, как человека. Внутренняя культура человека, уважение к старшим, сохранение традиций — все эти компоненты создают условие для сохранения природы, Вселенной, прежде всего, своей личности, «Я».

Именно человеческий фактор (речь идет о потери нравственности) приводит к катастрофе экологической, техногенной, социальной, экономической. Человек, рождаясь, находится в теснейшем соприкосновении с природой, взаимодействии со средой. От выбора человека зависит его безопасная среда обитания. «Земля нам дана для жизни. Как же мы можем не быть благодарными тому человеку, который открыл нам до дна всю простую красоту этой земли, тогда как до него мы знали об этом неясно, разрозненно, урывками».

Безнравственность ведет человека к гибели, разрушая его душу. Пришвин считал, что человек — хозяин природы, ее царь. Природа — наша «кладовая» с великими сокровищами. Мы должны разумно пользоваться ими. В рассказе «Паутинка» Пришвин поднимает важные экологические проблемы. Находясь в лесу и проводя опыты, герой, не замечая, рвет паутины, которые создал паук. Человек ощущает себя хозяином природы, но забывает о бережном отношении к ней. Он задается вопросом: «Был ли я жесток, разрывая тысячи паутинок? Нисколько: я же их не видел — моя жестокость была следствием моей физической силы. Был ли я милостив, наклоняя для спасения паутинки свою натруженную спину? Не думаю: в лесу я веду себя учеником, и если бы я мог, то ничего бы не тронул. Спасение этой паутинки я отношу к действию моего сосредоточенного внимания». Автор считает, что наша миссия заключается в гармоничных отношениях с природой. Человек не «царь, а ученик».

В рассказе «Лесной царь» из-за циничного отношения к природе, поджога, погибает дерево. Автор размышляет о том, что одна беда влечет за собой другую. С одного дерева на весь лес может перекинуться огонь. В этом и заключается неразумное, небережливое отношение к природе. Кто же является «лесным царем», тот, кто поджег, или тот, кто спас дерево? Ответ однозначен. Мальчишку автор называет «вредителем». В конце рассказа автор показывает, что любой неосторожный поступок, любое необдуманное действие приводит к экологической катастрофе. Человек обязан научиться жить в доверительных отношениях с природой, она отплатит ему тем же. Природа оберегает человека, спасает его от жары и дождя, ее созерцание лечит душу и помогает любить. «Мы уложили в корзину мою новую шляпу, закрыли папоротником и направились от дождя в мой шалаш. Невозможно передать прелести пребывания в лесу под елкой во время теплого летнего дождя».

В рассказе «Сухостойное дерево» Пришвин еще раз обвиняет людей в безжалостном отношении к природе. «Люди, люди виноваты», — утверждает автор. По мнению Пришвина человек виноват в своих осознанных действиях, поступках. «Дятлы и закорыш не виноваты, потому что нет у них ни ума человеческого, ни совести, освещающих вину в человеке; что каждый из нас родится хозяином природы, но только должен много учиться понимать лес, чтобы получить право им распоряжаться и сделаться настоящим хозяином леса».

Пришвин призывает воспитывать гуманное отношение детей к природе. Порой дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности. Жестокое отношение к ней — результат нравственной невоспитанности детей, когда они не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости, не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Пришвин воспитывает в человеке гражданина своей страны, он учит любить родину. «Теперь я убедился, что моя природа мало имеет общего с той природой, которая находится в руках биологов. Моя наука привела меня к искусству слов, а искусство слова к родине. И я понял, что природа есть родина».

Литература:

1. Библиотека Максима Мошкова. Михаил Михайлович Пришвин. Лесной хозяин — http://lib.ru/PRISHWIN/lesnhoz.txt

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle