Автор: Астафьева Надежда Викторовна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.12.2017

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Астафьева Н. В. Урок русского языка (8 класс). Подготовка к сочинению на экологическую тему «Береги и охраняй природу» // Школьная педагогика. — 2017. — №3. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/71/2834/ (дата обращения: 20.02.2018).



Цели:

Формирование у учащихся умения писать сочинение на общественно важную тему;

показать особенности языковых средств публицистического стиля;

воспитывать бережное отношение к природе, активную жизненную позицию.

Оборудование:

Видеоряд. Материалы «VideoLike. Мультфильмы для детей об экологии».

Тип урока: применение знаний и формирования умений.

Эпиграф к уроку

Природа всё учла и взвесила –

Не нарушайте равновесия!

В.Шефнер

Ход урока

  1. Слово учителя.

«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Демонстрация и работа с видеорядом. Выявление эмоционального восприятия картин природы.

  1. Повторение теории.

- Чем сочинение отличается от изложения?

В сочинении мы строим высказывание самостоятельно, а в изложении пересказываем предложенный текст.

- Что такое текст?

Это группа предложений, объединённых по смыслу и грамматически. У текста есть тема, идея, он членим, т.е. разделён на абзацы.

- Какие типы текста вы знаете?

Повествование, описание, рассуждение.

Сегодня мы будем готовиться к сочинению-рассуждению. Чем рассуждение отличается от других типов текста?

На уроке мы должны будем создать текст-рассуждение на экологическую тему, постараемся обсудить проблемы, связанные с безразличным и безответственным отношением человека к ресурсам природы.

- Как вы думаете, какой стиль речи наиболее целесообразно использовать при работе над сочинением?

- Дайте определение публицистического стиля речи.

- Каковы языковые средства, характеризующие публицистический стиль?

Оформление записи в тетради по ходу ответов учащихся.

Синтаксические

Лексические

Морфологические

Обращения;

риторические вопросы,

восклицания;

побудительные предложения

Торжественная лексика;

образные выражения;

фразеологизмы

Местоимения

ты, твой, тебя

в обобщенном значении

  1. Беседа. Во время беседы уделяется внимание поиску нужных синтаксических конструкций в соответствии с вопросами учителя. Беседа сопровождается работой с видеорядом.

- Какую роль играет природа в жизни человека?

- Что нам даёт природа для жизни?

- Какие писатели, художники, поэты, композиторы воспевали родную природу?

- В каком состоянии находится окружающая среда в наши дни?

- Можно ли говорить о загрязнении атмосферы, воды, почвы?

- В каком состоянии находятся флора и фауна?

- Какие растения и животные занесены в Красную книгу?

- Какие примеры вандализма, негативного отношения к природе вы знаете?

- Почему, как вы думаете, человек нарушает природный баланс?

- Что может сделать государство для охраны окружающей среды?

- Что может сделать каждый человек для охраны природы?

4. Влияние человека на природу в ходе эволюционного развития. Можно ли его назвать благотворным?

Просмотр и обсуждение мультфильма «Человек убивает природу».

Какое ощущение оставил у вас просмотр этого мультфильма? Как вы думаете, можно ли назвать победоносным шествие человека? К чему оно привело? Какие проблемы подняты авторами мультфильма?

5. Работа над составлением схемы сочинения.

Вступление.

О чём можно написать во вступлении? Как подойти к тезису?

Об отношении человека к природе как к предмету восхищения и продукту потребления, об экологической обстановке

- Каков будет наш тезис?

Сейчас особенно необходимо беречь и охранять родную природу.

Переход от одной части к другой обозначен знаком (-)

1.

Вступление

А) красота природы

Б) природа и человек (потребительское отношение)

В) современное состояние природы

Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме.

В начале сочинения могут употребляться обращения:

Дорогие ребята! Человек! Люди! Жители планеты!

Любишь ли ты...? Знаешь ли ты, как?

Посмотри, как...

Человек - это часть природы.

Человек и природа – это единое целое…

В последнее время много говорят об охране природы.

Что оставим в наследство будущим потомкам?.. и т.д.

Вот почему необходимо беречь и охранять родную природу

1-2

Переход от тезиса к аргументам

В рассуждении часто используется вопрос почему, частица ведь или такие предложения, как «И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим…» и т.п.

А что даёт нам природа? Почему её надо охранять?

2. Основная

часть

Аргументы, факты, доказательства.

Аргумент 1.

Человек как биологический субъект не может жить без воздуха, воды, солнечного света.

- Что даёт нам природа для здоровья?

- Почему так важно пить чистую воду, дышать чистым воздухом?

Мы хотим дышать чистым воздухом, пить чистую воду. Они нам жизненно необходимы. Без них…

Аргумент 2. Природа кормит и одевает нас

- Что мы берём от природы?

- Что мы едим? Что мы пьём?

- Почему природная пища более качественная и полезная?

- Какой природный материал мы используем для одежды?

Кроме того, природа кормит и одевает нас. Она, как заботливая мать,…

Аргумент 3. От природы мы получаем вдохновение и умиротворение

- Какое состояние приходит к нам на лоне природы?

- Какими картинами мы любуемся?

А сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Зайди в лес, и ты увидишь… Выйди на поляну, и ты почувствуешь…

2-3

Переход

Однако наблюдается и другая картина...

Вопросы:

- Но так ли всё хорошо?

-Но всё ли, действительно, хорошо?

-Но волнует то, что наравне с этим ещё встречаются и отрицательные явления…и т.д.

3

Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы

Что волнует, вызывает протест?

Обилие мусора;

газоны, превратившиеся в стоянки для машин;

шумовое загрязнение;

загрязнение водоемов;

отсутствие зеленых зон отдыха и т.п.

3-4

Переход от доказательств к выводу

Вывод связывается чаще всего с доказательствами посредством вводных слов: итак, таким образом и др., слов и сочетаний: поэтому, вот почему; предложений типа «Обобщим всё сказанное выше. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что…Сделаем вывод…» и т.д.

4.

Заключение

Что можно и нужно сделать для охраны природы? (Побудительные предложения, призывы)

Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить! Береги и охраняй природу! Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… и т.д.

6. Самостоятельная работа.

Учащиеся составляют черновик сочинения-рассуждения.

7. Домашнее задание.

Просмотреть материалы из видеоряда «VideoLike. Мультфильмы для детей об экологии»: «Экологическая корова», «Человек и природа. Хозяева или паразиты?»

Отредактировать черновой вариант сочинения, закончить творческую работу.

Основные термины (генерируются автоматически): Урок русского языка, экологическую тему, экологическую тему «Береги, безответственным отношением человека, восприятия картин природы, обсуждение мультфильма «Человек, победоносным шествие человека, отрицательные явления…и т.д, составлением схемы сочинения, ходу ответов учащихся, картина русского общества, публицистического стиля речи, ходе эволюционного развития, предложений типа «Обобщим, Интегрированный урок истории, использованием электронных образовательных, родную природу, авторами мультфильма, Школьная педагогика, защитником природы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос