Библиографическое описание:

Хаустова В. Н., Овсянникова С. А., Овчарова М. В. Решение проблемы включенного образования в современном обществе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 22-24.

Анализируя статистические данные, видим, что в нашей школе за последние 3 года увеличилось количество детей-инвалидов с 2 до 7 человек. Актуальным стал вопрос об обучении и воспитании таких детей. Уверены, что занимаясь с ними, педагогам необходимо придерживаться нестандартного подхода. Современные ученые — дефектологи настоятельно рекомендуют: ребенку-инвалиду, даже самому «тяжелому», важно, прежде всего, общение, контакт со сверстниками, совместные занятия, игры по интересам. Таким образом, наука — «за» инклюзивное образование.

Изучив теоретические выкладки по данной проблеме, мы в своей школе № 25 провели анкетирование родителей: хотят ли они зачислить своего больного ребенка в нашу школу или будут довольствоваться обучением на дому, или искать специальное учебное заведение. По результатам опроса выяснилось, что мнения разделились: 55 % родителей –«за», 45 % — «против» инклюзии.

Была создана комиссия в составе школьного врача-терапевта, психолога, социального педагога и нас, учителей начальных классов, которая изучила физические, психологические и социальные признаки, допускающие обучение наших детей-инвалидов в общеобразовательной школе. Оказалось, что трое из восьми готовы к инклюзивному обучению и воспитанию: 1) дети контактны, общительны с окружающими; 2) дети способны выполнять задания и требования взрослого, заниматься хотя бы некоторое время самостоятельно; 3) дети способны перемещаться, обслуживать себя и ухаживать за собой самостоятельно; 4) дети не страдают частыми припадками, обострениями своего заболевания, которые могли бы испугать одноклассников; 5) состояние детей стабильно, врачи не возражали против инклюзивного обучения; 6) дети неагрессивны, не страдают клептоманией, копролалией, расстройствами сексуального поведения; 7) родители согласны сотрудничать со школой. Школьная комиссия изучила также условия школы, готова ли она к обучению детей с ограниченными возможностями. Выяснили, что в нашей школе есть нужные специалисты, разного вида и размеров парты. Родителям были даны рекомендации по подготовке детей к школе.

Нам, педагогам, были даны рекомендации по организации инклюзивного обучения детей — инвалидов с учетом знания их психологии и физиологии, чтобы учебные нагрузки не ухудшили физическое и душевное состояние детей. Конечно, по нашему глубокому убеждению, каждому учителю, который берет на себя ответственность работать в таком сложном коллективе, обязательно нужно пройти специализированные курсы переподготовки. По большому счету, «особым» детям нужны не только учителя, но и личные кураторы — тьюторы.

Анализируя трехлетний опыт работы с детьми-инвалидами, можем с уверенность заявить: полноценное инклюзивное обучение подходит для детей с незначительными или среднетяжелыми нарушениями двигательного аппарата, слабослышащих или слабовидящих, страдающих такими хроническими заболеваниями, как диабет, ревматизм, компенсированный порок сердца, с небольшой степенью умственной отсталости, легкой формой ДЦП.

Спустя 3 года мы можем говорить о том, что:

1)                 Инклюзия способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. При этом учебные планы и цели подстраивают под их способности и потребности.

2)                 Созданное гибкое расписание, работа с родителями, взаимодействие с общественными организациями, совместная внеклассная работа — все это способствует тому, чтобы дети с ограниченными возможностями получали необходимые помощь, возможность самореализоваться.

3)                 Учителям не нужно придумывать добрые дела, потому что каждую минуту наши ученики совершают их непроизвольно при общении с человеком, на них непохожим. Педагог в данной ситуации, особенно в первые месяцы совместного обучения, держит в поле зрения весь класс и постоянно владеет ситуацией. Приходится объяснять детям, как это жить «толерантно».

4)                 Разнообразие учеников по национальной, классовой, культурной принадлежности, по своим задаткам и способностям учитывает педагог при подготовке к уроку, составляя развернутый конспект будущего занятия, чтобы обычные ученики не отвлекались в то время, пока учитель занимается с учеником-инвалидом.

5)                 При планировании своей работы педагог должен помнить, что уровень преподаваемых знаний не должен приближаться к способностям инвалидов, а учитывать особенности всех своих учеников.

6)                 Дети с инвалидностью сами выбирают, с кем им дружить. У них в отличие от здоровых людей обостренное «чутье» на ложь, эгоизм, неискренность, а друзья они необыкновенные, преданные. От общения с ними любой человек получит гораздо больше, чем отдаст.

Результаты психолого-педагогических исследований, проведенных психологами нашей школы, свидетельствуют о том, что дети-инвалиды, обучающиеся в обычной образовательной школе, имеют более высокую мотивацию к учению. Адекватное отношение коллектива, участие в учебно-воспитательном процессе стимулирует творческие способности таких детей, помогает их адаптации, повышает их самооценку. В настоящее время еще двое детей-инвалидов готовятся к совместному обучению с другими учащимися. Пока они участвуют во внеурочной деятельности: на утренниках, классных часах, экскурсиях, приходят на уроки и с удовольствием занимаются непродолжительное время в классе вместе с родителями. Для ребенка вообще и для инвалида в частности очень важна социализация, важно, сможет ли он достойно прожить жизнь после окончания школы. Таким образом, все дети могут учиться вместе, если созданы подходящие условия для обучения.

Литература:

1.           Байкова А. А. Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М. 2000

2.           Грехнев ВС. Культура педагогического общения. М. «Просвещение 2 1990

3.           Журнал «Народное образование» № 7–8, 2011

4.           Зверева М. В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л. В. Занкова). Федеральный научно-меодический центр им. Л.В Занкова М. 2001

5.           Инклюзивное образование. Выпуск 1. Центр «Школьная книга», Москва, 2010.

6.           Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. ЮНЕСКО 2009.

7.           Селевко Г. К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998

8.           Содружество ученого и учителя. М. «Просвещение 2000

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle