Библиографическое описание:

Хаустова В. Н., Науменко Н. А., Панкова О. М. Инклюзивное образование: мы — за! [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 7-9.



На современном этапе развития нашего реформируемого общества все большее значение приобретает необходимость строить образовательный и воспитательный процессы на основе личностно-ориентированного обучения, основанного не только на изучении психологических индивидуальных особенностей учащихся, но и творческом подходе к обучению и развитию каждого ребенка, использовании рекомендуемых ФГОС второго поколения технологии здоровьесбережения.

Статистические данные показали, что в стране каждый год впервые признается инвалидами свыше 1.000.000 человек. В нашей школе за последние 3 года увеличилось количество детей-инвалидов с 2 до 7 человек. Актуальным стал вопрос об обучении и воспитании таких детей. Уверены, что занимаясь с ними, педагогам необходимо придерживаться нестандартного подхода. Современные ученые — дефектологи настоятельно рекомендуют: ребенку-инвалиду, даже самому «тяжелому», важно, прежде всего, общение, контакт со сверстниками, совместные занятия, игры по интересам. Таким образом, наука — «за» инклюзивное образование.

Изучив теоретические выкладки по данной проблеме, мы в своей школе № 25 провели анкетирование родителей: хотят ли они зачислить своего больного ребенка в нашу школу или будут довольствоваться обучением на дому, или искать специальное учебное заведение. По результатам опроса выяснилось, что мнения разделились: 55 % родителей «за», 45 % — «против» инклюзии.

Была создана комиссия в составе школьного врача-терапевта, психолога, социального педагога и нас, учителей начальных классов, которая изучила физические, психологические и социальные признаки, допускающие обучение наших детей-инвалидов в общеобразовательной школе. Оказалось, что трое из восьми готовы к инклюзивному обучению и воспитанию: 1) дети контактны, общительны с окружающими; 2) дети способны выполнять задания и требования взрослого, заниматься хотя бы некоторое время самостоятельно; 3) дети способны перемещаться, обслуживать себя и ухаживать за собой самостоятельно; 4) дети не страдают частыми припадками, обострениями своего заболевания, которые могли бы испугать одноклассников; 5) состояние детей стабильно, врачи не возражали против инклюзивного обучения; 6) дети неагрессивны, не страдают клептоманией, копролалией, расстройствами сексуального поведения; 7) родители согласны сотрудничать со школой. Школьная комиссия изучила также условия школы, готова ли она к обучению детей с ограниченными возможностями. Выяснили, что в нашей школе есть нужные специалисты, разного вида и размеров парты. Родителям были даны рекомендации по подготовке детей к школе.

Нам, педагогам, были даны рекомендации по организации инклюзивного обучения детей — инвалидов с учетом знания их психологии и физиологии, чтобы учебные нагрузки не ухудшили физическое и душевное состояние детей. Конечно, по нашему глубокому убеждению, каждому учителю, который берет на себя ответственность работать в таком сложном коллективе, обязательно нужно пройти специализированные курсы переподготовки. По большому счету, «особым» детям нужны не только учителя, но и личные кураторы — тьюторы.

Анализируя трехлетний опыт работы с детьми-инвалидами, можем с уверенностью заявить: полноценное инклюзивное обучение подходит для детей с незначительными или среднетяжелыми нарушениями двигательного аппарата, слабослышащих или слабовидящих, страдающих такими хроническими заболеваниями, как диабет, ревматизм, компенсированный порок сердца, с небольшой степенью умственной отсталости, легкой формой ДЦП.

Спустя 3 года мы можем говорить о том, что:

1) Инклюзия способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. При этом учебные планы и цели подстраивают под их способности и потребности.

2) Созданное гибкое расписание, работа с родителями, взаимодействие с общественными организациями, совместная внеклассная работа — все это способствует тому, чтобы дети с ограниченными возможностями получали необходимые помощь, возможность самореализоваться.

3) Учителям не нужно придумывать добрые дела, потому что каждую минуту наши ученики совершают их непроизвольно при общении с человеком, на них непохожим. Педагог в данной ситуации, особенно в первые месяцы совместного обучения, держит в поле зрения весь класс и постоянно владеет ситуацией. Приходится объяснять детям, как это — жить «толерантно».

4) Разнообразие учеников по национальной, классовой, культурной принадлежности, по своим задаткам и способностям учитывает педагог при подготовке к уроку, составляя развернутый конспект будущего занятия, чтобы обычные ученики не отвлекались в то время, пока учитель занимается с учеником-инвалидом.

5) При планировании своей работы педагог должен помнить, что уровень преподаваемых знаний не должен приближаться к способностям инвалидов, а учитывать особенности всех своих учеников.

6) Дети с инвалидностью сами выбирают, с кем им дружить. У них в отличие от здоровых людей обостренное «чутье» на ложь, эгоизм, неискренность, а друзья они необыкновенные, преданные. От общения с ними любой человек получит гораздо больше, чем отдаст.

Результаты психолого-педагогических исследований, проведенных психологами нашей школы, свидетельствуют о том, что дети-инвалиды, обучающиеся в обычной образовательной школе, имеют более высокую мотивацию к учению. Адекватное отношение коллектива, участие в учебно-воспитательном процессе стимулирует творческие способности таких детей, помогает их адаптации, повышает их самооценку. В настоящее время еще двое детей-инвалидов готовятся к совместному обучению с другими учащимися. Пока они участвуют во внеурочной деятельности: на утренниках, классных часах, экскурсиях, приходят на уроки и с удовольствием занимаются непродолжительное время в классе вместе с родителями. Для ребенка вообще и для инвалида в частности очень важна социализация, важно, сможет ли он достойно прожить жизнь после окончания школы. Таким образом, все дети могут учиться вместе, если созданы подходящие условия для обучения.

Литература:

  1. Байкова А. А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М. 2000
  2. Грехнев ВС. Культура педагогического общения. М. «Просвещение 2 1990
  3. Журнал «Народное образование» № 7–8, 2011
  4. Зверева М. В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л. В. Занкова). Федеральный научно-методический центр им. Л.В Занкова М. 2001
  5. Инклюзивное образование. Выпуск 1. Центр «Школьная книга», Москва, 2010.
  6. Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. ЮНЕСКО 2009.
  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998
  8. Содружество ученого и учителя. М. «Просвещение 2000
Основные термины (генерируются автоматически): дети способны, инклюзивного обучения, педагогические технологии, состояние детей, ограниченными возможностями, инклюзивного обучения детей, Инновационные педагогические технологии, «за» инклюзивное образование, душевное состояние детей, полноценное инклюзивное обучение, обычной образовательной школе, ФГОС второго поколения, основе личностно-ориентированного обучения, специальное учебное заведение, совместная внеклассная работа, «особым» детям нужны, изучении психологических индивидуальных, степенью умственной отсталости, компенсированный порок сердца, месяцы совместного обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle